Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Подарки заказывали?!.

Власти не изменили своей традиции делать граждан под Новый год всё более и более счастливыми. Прелесть нынешних сюрпризов каждый из нас почувствует, купив, например, билет на электричку. Но в самой полной мере ощутить благо новогодних презентов от «родного» правительства мы сможем, достав из почтового ящика квитанцию об оплате жилья и коммунальных услуг. 

Вот и отшумела череда новогодних праздников. Без преувеличения, эти дни – подарочная пора. Презенты готовит и стар, и млад. Родители ломают голову, думая, чем порадовать любимых чад, детишки рисуют открытки для старших… Предприниматель умасливает «смотрящего» за ним чиновника, а тот с полученным «гонораром» едет в алкогольный бутик перед корпоративом в вышестоящей управе…

Иными словами, идиллия. Почти.

Не осталась в стороне от этого всеохватывающего процесса и городская власть. Причём подарков горожанам она приготовила много, с размахом, на любой вкус, чтобы долго ещё потом холопы вспоминали щедрость барскую.

Но один из предновогодних сюрпризов был организован ею не самостоятельно, а совместно с небесной канцелярией. Имеется в виду то, с чем мы столкнулись в результате декабрьских снегопадов. Как водится, природный катаклизм стал «совершенно неожиданным» для городского хозяйства, хотя прогнозы метеорологов звучали недвусмысленно. Тем не менее, питерские коммунальщики сделали всё для создания у нас предпраздничного настроения. Каждый горожанин получил возможность вспомнить детство, построить снежную крепость, вылепить снеговика и вдоволь наиграться в снежки. Причём прямо посреди проезжей части на любой магистрали вплоть до Невского проспекта, ибо снега даже там было в избытке.

Однако почти неделю не удавалось узреть даже робкой попытки профильных служб очистить улицы от снежных завалов. А если исключить сарказм, то город, особенно в «спальных» районах, до боли напоминал кадры хроники блокадного Ленинграда. Питер оказался в чрезвычайной ситуации. Дороги из трёхполосных превратились в однополосные, пешеходы передвигались по протоптанным ими же тропинкам, а в бесформенных сугробах выше человеческого роста едва угадывались очертания машин, засыпанных снегом. Самые отчаянные автолюбители, не мыслящие себя без железного коня, прокладывали себе путь при помощи лопат, вмиг ставших дефицитом; а те, кому лопата уже не досталась, пользовали в её качестве сковороды и разделочные доски. Ситуация, которую многие с иронией, а многие без таковой назвали предапокалиптической, была просто немыслима в Ленинграде ещё каких-то лет двадцать назад. Но в сегодняшнем «амбициозном» Петербурге каждый получил возможность по-своему почувствовать крайне специфический вкус приближающегося праздника.

Ну а первый по-настоящему новогодний подарок себя долго ждать тоже не заставил. Повышение транспортных тарифов после исключительно оперативной и высокопрофессиональной снегоуборки выглядело особенно приятным и праздничным. Как заявляло руководство российских железных дорог, в наступившем году тариф на проезд поездами дальнего следования вырастет на 8-10%, а на пригородные перевозки - на 12%. Кстати, сколь хорошо в дирекции ОАО «РЖД» владеют арифметикой, можно судить по следующему факту: если прежде, к примеру, от Старой Деревни до Ольгино доехать можно было за 14 рублей, то теперь – за 30 (то есть стоимость проезда выросла на 214%).

Кроме того, с 1 января выросли тарифы на проезд в городском общественном транспорте. Прокатиться в автобусе, трамвае или троллейбусе теперь можно за 19 рублей, а на метрополитене – за целых 22. Соответственно, рост тарифов по сравнению с 2009 годом составил 5,6% на наземный транспорт, а на метро – сразу на 10%.

В Смольном последний факт объясняют «увеличением расходов по амортизации, связанной с вводом в эксплуатацию новых станций и увеличением протяжённости линий метрополитена». Нельзя не заметить, что за прошлый год ни одной новой станции метро в Питере не появилось («Спасская», начало работы которой разорвало привычный ежедневный маршрут сотен тысяч человек, формально была введена в строй в декабре 2008-го). Следовательно, пардон за прямоту, кто-то врёт.

Подорожал проезд и на маршрутках - с прошлогодних 26 (в среднем) рублей до 27-30. Но даже больше, чем само повышение, возмущает то, как чиновники и подконтрольные властям средства массовой пропаганды пытаются успокоить горожан: дескать, не беда, будете тратить больше в среднем всего лишь на сто рублей в месяц. Однако при этом они не говорят о том, что эта цифра взята из издевательской потребительской корзины «экономически активного петербуржца». По городскому закону, работающему горожанину полагается всего лишь 52 поездки общественным транспортом в месяц. Надо полагать, человеку, который добирается сначала автобусом до метро, затем трамваем или троллейбусом до места работы, а затем точно так же до дома, раз десять в месяц придётся прогуляться на службу и обратно пешком, дабы не превысить означенную цифру. Ну а для пущей экономии вообще лучше оставаться ночевать на работе, - кстати, пока она есть.

Что же касается двух других новогодних подарков от «родной» власти, то их невозможно рассматривать в отрыве друг от друга. Действие их на себе мы почувствуем ровно в тот волшебный миг, когда извлечём из почтового ящика квитанцию об оплате нашего жилища и коммунальных услуг. С нового года эти тарифы повышаются в среднем на 16% по сравнению с годом минувшим. За отопление и горячую воду платить придётся больше на 17%, а за холодную - на 18%.

Отдельно стоит обсудить рост тарифов на газ для населения - с 1 января он составит 27,1%, а с 1 апреля - 40,6%! Чем можно объяснить столь значительное повышение? Резко подорожала себестоимость добычи общенародной в советское время собственности, то есть газа? Отнюдь. Дело только лишь в неуёмных аппетитах системообразующего (в прямом и переносном смысле) предприятия - «Газпрома».

Оно и понятно - ведь концерну надо где-то изыскивать средства на строительство «Газпром-арены», что будет на месте уничтоженного памятника архитектуры федерального значения - стадиона им С. М. Кирова, а также, разумеется, на возведение «суперамбициозного» «Охта-центра». Да тут ещё и любимое детище - «Зенит» требует вливаний. Каких? Отличному русскому тренеру Анатолию Давыдову, который за считанные недели вытянул команду на третье место в российском первенстве из болота, куда её утащил наёмный голландский Адвокат, не дали поработать и полгода - отправили в отставку. Ради кого? Ради нового «варяга» - на сей раз итальянца Лучано Спалетти, которому будут платить ни много ни мало четыре с половиной миллиона долларов в год. Скромненько, и с европейским вкусом, да только вот с непредсказуемым послевкусием. А ещё похоже, что «Зенит» остаётся совсем без нападающих – посему необходимо прикупить новых игроков, причём непременно за рубежом, хотя оттуда зачастую «втирают» откровенный балласт. Но деньги нужны колоссальные. Вот и пошел «общенародный» концерн по самому лёгкому пути – просто запустил лапу в карман своего же народа, то есть в наш с вами.

Но счёт подаркам даже и на этом ещё не завершается. Очередной сюрприз напрямую связан с пятилетием пресловутого монетизационного закона №122. Ровно пять лет назад по воле Путина и «Единой России» льготы российским гражданам были заменены жалкими денежными компенсациями. Тогда, в январе 2005-го, лишь решительный народный протест под руководством коммунистов заставил власть хотя бы отчасти пойти на уступки. Кремль обязал регионы перенести монетизацию льгот на услуги ЖКХ до 1 января 2010 года. И вот бомба замедленного действия сработала.

Вступил в силу Закон Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг». Действие закона распространяется на всех граждан, имеющих право на такую социальную поддержку, за исключением Героев Советского Союза и России, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этими льготами пользовались порядка одного миллиона семисот тысяч горожан. Теперь вместо льгот они будут получать некий денежный эквивалент. Размер его будет определяться, исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, который, в свою очередь, устанавливается дополнительным законом. Однако же сей стандарт явно не будет поспевать за инфляцией. Ведь раз это закон, то его каждый раз нужно будет индексировать соответствующими поправками, но совершенно очевидно, что единороссовско-жириновское большинство питерского Законодательного Собрания не больно-то будет спешить с индексацией...

Закон о монетизации услуг ЖКХ изобилует различными формулами. С их помощью юрист и многодетный отец Александр Шилович подсчитал, что, например, вместо имевшейся у него льготы в 1100 рублей он будет получать 800-рублёвую компенсацию. И так практически по каждой позиции, причём больше всех пострадают инвалиды - федеральные льготники, коих в Питере порядка семисот тысяч. В их случае в формулу входит такое понятие, как «социальная норма площади жилого помещения на человека». То есть если инвалид живёт один в двухкомнатной квартире, то ему отныне придётся оплачивать все «излишки» жилплощади безо всякой компенсации, да ещё и по повышенному тарифу.

Подобных, очень мягко говоря, казусов бы не было, если бы было реализовано требование КПРФ об ограничении размера оплаты услуг ЖКХ не более, чем десятью процентами совокупного дохода семьи. Однако у «Единой России» свои резоны придумывать заумные формулы, результат расчёта которых – извлечение последних денег из карманов людей, которым и так тяжелее всех. Такова реальность путинского «социального государства».

Между тем, как считает депутат Законодательного Собрания Петербурга коммунист Владимир Зуйков, реализация этого закона может привести к резкому увеличению количества горожан, не оплачивающих коммунальные услуги. «Если дать человеку вместо льготы наличные деньги, он купит еды, чтобы не умереть с голоду. Чтобы не умереть от болезней, он купит лекарства. А о квартплате он будет думать в последнюю очередь», - уверен Владимир Андреевич, хорошо знакомый с проблемами пенсионеров. К слову, в Петербурге ещё три месяца назад около 65 тысяч человек имели долги по квартплате. Сколько их будет теперь? И как скоро судебные приставы с отстранёнными лицами попросят их «освободить помещение» за неуплату?..

Это лишь первые наброски к анализу очередного монетизационного закона. Подробнее о механизмах его действия и подводных камнях, скрывающихся в его тексте, можно будет говорить лишь после скрупулёзного разбора первых плодов очередной инициативы властей.

Ну а пока что сухой остаток таков: власть нас любит, не забывает и регулярно преподносит презенты. На сей раз мы получили рост тарифов на всё и монетизацию льгот по услугам ЖКХ, напоминающую игру в напёрстки. Что на очереди? Какие ещё сюрпризы нас ждут в наступившем году? И сколько мы ещё будем всё это терпеть?..

Родион КИРЕЕВ, Сергей СВЕРЧКОВ

Код для вставки в блог: