«Жидкий студень» как политическая система современной России
22 января 2010 г. в Москве состоялось заседание Государственного совета, посвящённое развитию политической системы России. В зале присутствовали, как заметил президент Д.Медведев, «в полном смысле политические деятели, политические фигуры… все публичные, открытые, работающие, что называется, у всех на виду руководители». Особого внимания заслуживает вступительная речь президента России, а также заключительное выступление премьер-министра Российского правительства В.Путина. Эти выступления показательны, они демонстрируют степень понимания руководителей страны указанной темы – действительно важной, коренной для граждан России и «необычной», по словам Д.Медведева, для Госсовета. 
Вступительная речь Президента должна была предварить «серьёзный и прямой» разговор, задать обсуждению нужное русло, конкретизировать предмет обсуждения. Думается, многие ожидали, что Д.Медведев даст четкое определение тому, что в контексте данного совещания понимается под «политической системой», укажет объём и содержание этого определения. Невозможно вести конструктивный разговор, если стороны не объяснились о его предмете. Вместо этого Президент лишь обмолвился: «Политическая система в современном понимании – это достаточно широкое понятие».
По существу Д.Медведев свёл проблематику предстоящего обсуждения к вопросу о развитии «демократических институтов в нашей стране». В связи с этим были обозначены основные задачи: развитие конституционного принципа многопартийности, повышение уровня политической конкуренции и качества народного представительства. Стоит бегло, штрихами отметить некоторые вехи выступления президента, чтобы понять суть дела.
По теме развития многопартийности Д.Медведев заметил: «За последние годы были приняты действенные решения, направленные на укрепление и укрупнение партий… Партии получают финансирование из федерального бюджета, то есть существуют практически на деньги избирателей… Общество и государство дали партиям особые права. Количественные показатели роста партийных структур впечатляют. Но теперь задача развития и обновления общества и государства требует от партий повышенного внимания к работе и особого качества демократических институтов, адекватности представительства интересов граждан, ответственного подхода к выбору приемов политической борьбы, честности, стало быть, и ясности в позициях». Вместе с тем президент обратил внимание на то, что «партии, очень слабо работают на муниципальном уровне и что реальная политическая конкуренция там практически отсутствует». Одним словом, партии по-прежнему в долгу перед народом.
Глава государства предложил собравшимся вместе подумать, какие меры нужно принять для стимулирования политической конкуренции в сфере муниципального, местного самоуправления. Поскольку оказывается, что в регионах России «есть такие удивительные законодательные собрания, где только одна зарегистрированная фракция». (Не трудно догадаться какая !) А это уже президенту не по-вкусу, он так и заявил: «Одна фракция, на мой вкус, во всяком случае, для любого региона – это слишком мало».
От развития многопартийности – к политическому «обслуживанию» населения. «Хотел бы подчеркнуть,– сказал Д.Медведев, – что я не выписываю здесь каких-то рецептов – избиратели сами определяют, сколько партий будет работать на них». Здесь же говорилось о политических предпочтениях избирателей, и даже о «политических пристрастиях». Однако какими бы разными и неоднородными не были эти «предпочтения-пристрастия», главным критерием оценки работы регионального руководителя по-прежнему остаётся уровень доверия жителей региона. «Уровень доверия граждан к региональным лидерам был и будет одним из главных критериев при рассмотрении вопроса о продолжении работы на соответствующем посту», – заверил президент. (При этих словах рядовой житель «регионального уровня», скажем, где-нибудь в Тверской области, наверняка саркастически усмехнётся).
Особое внимание Д.Медведев уделил укреплению демократических институтов на региональном уровне. Здесь не обойтись без технологической модернизации. «Важнейшим делом я считаю оснащение избирательных участков современными электронными средствами для голосования и подсчёта голосов», – поделился Д.Медведев. В связи с этим был оглашён грандиозный план: «Нам необходимо радикально изменить экономический и технологический уклад, преодолеть отсталость, чтобы страна получила эффективную экономику и стала конкурентоспособнее, а её граждане стали богаче. Нам нужна экономика, основанная на интеллектуальных достижениях, то есть так называемая умная экономика, – но умная экономика может быть создана только умными людьми…Таким обществом не нужно пытаться командовать – с ним нужно сотрудничать».
В общем и целом – это всё. Это почти всё, что сказал Д.Медведев о развитии политической системы в нашем «умном обществе». Но стоило ожидать большего, ведь неопределённый предмет обсуждения даёт возможность и простор для какого угодно вольного разглагольствования !
Да, политическая система – это действительно широкое понятие, сложное, многостороннее. В самом общем, объединительном смысле политическая система – есть основанная на единстве идейно-политических ценностей и норм совокупность взаимных отношений участников (субъектов) политической жизни общества. Участниками политики являются различные группы общества – властвующие и подвластные, управляющие и управляемые, господствующие и подчиненные, при этом руководящие группы, как правило, осуществляют инициативу во имя достижения общей цели и привлекают к ее реализации все сообщество. Взаимные отношения социальных групп существуют в форме характерных для определенного общества структур политической деятельности (государственные и общественные институты). Здесь следует заметить, что сами политические институты, о развитии которых говорил президент, есть лишь форма выражения политических идей, инструмент для осуществления политических проектов. Фундаментальное содержание политической системы заключается в совокупности политических идей, норм ценностей, определяющих ясную, понятную всем цель. Содержательное «ядро», определяющее облик политической системы, должно выражать общие интересы больших социальных групп. Всё это принято обозначать термином, которого страшиться или стесняется нынешнее российское политруководство, – идеология. Но без фундамента не строится здание, без содержания форма – пустой барабан, «кимвал звенящий».
Впрочем, в конце своего выступления Д.Медведев обмолвился как-то мельком о «базовых ценностях», общих для всех, независимо от партийной принадлежности и, как он сказал, «других привычек». Вот «базовый» перечень: процветание России, социальная стабильность, мирная жизнь, целостность государства, свобода и справедливость – наконец, права и достоинства человека. Действительно, самые общие ценности. С таким космополитическим набором ценностей можно устроиться жить в любой стране мира, в любом обществе. Однако политическая система обязательно предполагает характерные для каждого конкретного общества политические идеи (содержание) и политические структуры (формы), которые в совокупности определяют политическую систему, указывают цель и назначение, задают курс. В этой связи Д.Медведев лишь заметил, что «возврат к политической системе периода Советского Союза невозможен. И не только по каким-то экономическим соображениям, и не только из-за того, что мы с вами делали особенно активно в течение последних десяти лет, а по совершенно простой причине: этого никто не хочет и никто не примет – ни граждане России, ни сидящие здесь начальники. Нам это не нужно». Ну что ж, быть может государственный человек, сидя в большом кремлёвском кабинете, прозорливо угадал, чего не хотят граждане России и чего не примут «сидящие здесь начальники». Но что же нам нужно ? На это президент высказался загадочно, хотя и патетически: «Мы свою дорогу выбрали, и мы по ней пойдём». Остался, правда, открытым вопрос: куда?
Конкретней выразился, сделав «несколько замечаний», премьер-министр В.Путин. «Вещи серьезные прозвучали, – сказал он, – к которым мы все, безусловно, прислушаемся, будем иметь в виду, будем все анализировать и принимать многие вещи к действию».
В своём выступлении В.Путин коснулся темы «преследований различных функционеров, политических деятелей». «Конечно, если что-то происходит необоснованно, – отметил премьер, – это абсолютно недопустимо». Здесь же В.Путин обратил внимание слушателей на то, что и «так называемые представители власти – это не каста неприкасаемых». Действительно, ценное наблюдение. «И у нас есть примеры уголовного преследования, доведенного до суда с обвинительным заключением и с отбыванием в местах лишения свободы. В том числе и руководителей регионов, которые принадлежали к этой самой партии власти», – заверил премьер.
Что касается самой «партии власти», то В.Путин аргументировал своё решительное опровержение того досужего вымысла, будто «Единая Россия» является партией крупного капитала и чиновничества: «Если бы так было, то в условиях кризиса мы действовали бы совсем иначе. Мы заморозили бы пенсии и заработные платы. Мы снизили бы налоги. Такова логика рыночной экономики. Мы как раз поступили наоборот...».
Однако в контексте темы совещания более заслуживает внимание краткое и точное определение В.Путина «народности той или иной партии», т.е взаимоотношения народа и партии власти: «Народность партии определяется на выборах. Голосует народ за партию – значит, она народная. Не голосует – значит, это группа лиц, объединенных определенной идеей, но пока эти идеи не приобрели устойчивой поддержки со стороны избирателей». И здесь бы перейти к самому важному в политической системе, здесь бы растолковать так же кратко и точно, какие такие идеи «приобрели устойчивую поддержку со стороны избирателей», голосующих за партию власти, в чьей «народности» уже никто не должен сомневаться. Может быть эта идея «кокурентноспособности», которую когда-то провозгласил В.Путин? Впрочем, вряд ли эта «определённая идея» способна объединить такую «группу лиц» как народ России. Объединение такой «идей» – стадность волчьей стаи в борьбе за достижение цели, за общую добычу, распадающаяся, как только дело дойдёт до дележа добычи.
Складывается впечатление, будто лидеры государства не замечают вопроса о содержании политической системы. Или сознательно игнорируют, обходят «неудобный» вопрос стороной, поскольку можно предположить, что его рассмотрение сразу же выявит глубинные политические противоречия в российском обществе, поставит под сомнение «народность» партии власти и обнаружит настоящие причины её массовидности.
«Мир меняется и не меняться вместе с ним – неправильно. Правильно – меняться. И делать, конечно, это нужно только своевременно, – философически обобщил В.Путин. – Мы постоянно должны думать над совершенствованием политической системы России, своевременно вносить необходимые коррективы.. Думая о совершенствовании и действуя в этом направлении своевременно, мы должны исходить еще из одного принципа, который всегда присущ любой эффективной политической системе. А любой эффективной политической системе должна быть присуща здоровая степень консерватизма. Политическая система не должна дрожать как жидкий студень при каждом к ней прикосновении».
Да, мир действительно меняется, как меняется погода на море – иногда внезапно и непредсказуемо. В своих капризах изменчива судьба по отношению к человеку. Пути народа неисповедимы – они также подвержены переменам. Но корабль, у которого есть твёрдый курс, никогда не станет дрейфовать стихийно, по воле волн. Человек, уяснивший смысл своей жизни, не станет игрушкой в руках судьбы. Жизнь народа, объединённого ясной политической идеей, не животной и не химерической, но достойной человеческой высоты и осмысленной, неизменно оформится в такую политическую систему, которая никогда не станет дрожать как «жидкий студень».
Денис Александрович Миронов, писатель, активный сторонник Компартии России (КПРФ), участник международного социалистического и рабочего движения.
электронный адрес: dalmir@mail.ru
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»