Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

ЛЕНИН и РОССИЯ

В 1924 году Сергей Есенин, поэт не купленный, со свободной совестью, прочувствовавший крестьянским сердцем Октябрьскую революцию, написал: «Мы многое ещё не сознаём, питомцы ленинской победы». Это было сказано 86 лет тому назад. Осознаём ли мы сегодня, что для России был Ленин? Чтобы понять это, надо видеть коренное отличие между либерально-буржуазным Февралём и рабоче-крестьянским Октябрём 1917 года 

Прозападный Февраль
В феврале 1917 года царя свергли не большевики, а генералы и стоящие за ними либералы-западники, отражающие интересы финансово-торгового капитала. Именно либеральная буржуазия намерена была переустроить Рос-сию по западно-капиталистическому об-разцу. Февральская революция – первая «революция чубайсов и гайдаров», прообразы которых тогда, в 1917-м, были членами партии кадетов (конституционных демократов). К кадетам примыкали «левые» - меньшевики и эсеры. Они-то и выкрикивали социалистические лозунги, тем самым прикрывая близкие им скрытые намерения прозападного капитала. Февральская революция – революция буржазная, революция западников. Она завершилась угрозой национально-государственной катастрофы.
Становой хребет российской государственности – армия – был сломан. И это в условиях Первой мировой войны! Как могло случиться такое? Увы, случилось в результате провозглашения в армии такой либеральной ценности, как свобода личности. 2(15) марта 1917 года ЦИК Петроградского – по существу Всероссийского – совета рабочих и солдатских депутатов, в котором бал правили тогда меньшевики и эсеры, принял приказ №1. В нем говорилось, что «свобода» солдата не может быть ограничена «ни в чём». Отменялось право единоначалия, выбирались, согласно приказу, комитеты от нижних чинов, в распоряжение которых теперь находилось «всякого рода оружие». Началось разложение армии – дезертирство стало массовым. И в это же время, в июне 1917 года, Временное буржуазное правительство, верное союзникам (Англии и Франции), принимает решение о нас-туплении на русско-германском фронте. Солдат, в громадном большинстве крестьян, гнали на убой. Наступление провалилось. Казалось, что делалось всё, чтобы до крайности озлобить широкие народные массы.
При Керенском, «демократической» погремушке, распущена полиция, объявлена всеобщая амнистия уголовникам – свобода! Бандитизм обрушился на го-рода России. Люди боялись выходить на улицу. Правопорядка не было. На страну надвигался хаос: подвоз сырья и угля на фабрики практически прекратился – железнодорожный транспорт растроен; владельцы предприятий умышленно сворачивали производство, чтобы «костлявой рукой голода» привести пролетариев к покорности (забастовки нарастали); прекратился подвоз хлеба в города. Всё это отягощалось войной, но ещё более – нерешённостью аграрного вопроса. К осени 1917 года крестьянскими беспорядками (начался передел земли явочным порядком) и восстаниями было охвачено свыше 90% уездов России. Временное буржуазное правительство откладывало решение вопроса о Земле до Учредительного собрания. Дезертирство из армии солдат-крестьян стало фактом её катастрофы. Солдаты возвращались домой с оружием и не ос-танавливались перед его применением. И в то же время продолжалось невиданных размеров казнокрадство – расхищение государственных денег капиталистами через частные банки. Произ-водство свёртывалось, а спекуляция на мифических поставках армии продовольствия и оружия достигла астрономических размеров. Хаос и анархия, от-сутствие государственного контроля над чем-либо поставили страну на грань национально-государственной катастрофы. Безвольным правительством Керенского делалось всё, чтобы она произошла. Россия неслась к самораспаду. Вопрос – быть или не быть России – встал неумолимо к осени 1917 года. Либеральный, западный проект переустройства великой страны вел к её исчезновению.

Советский Октябрь
Россию спас советский проект Лени-на. Он был впервые представлен им в «Апрельских тезисах». Ленинский про-ект оказался неожиданным для всех: для либералов-западников (кадетов) и иже с ними (меньшевиков и эсеров), для Запада (чего-чего, а перехода влас-ти к Советам там не ожидали), для большевистской партии (да!). В руко-водстве последней были умеренные – Каменев, Зиновьев и др., - считавшие, как и ставший меньшевиком Плеханов, что Россия должна набраться опыта парламентаризма, прежде чем выйти на путь к социалистической революции. Мужицкая, лапотная страна, полагали они, для перехода к социализму не го-това. Умеренные большевики не верили в революционную силу крестьянства, а русский пролетариат для них был слиш-ком молод, неопытен и непросвещён.
Но Ленина поддержали партийные низы, что были воспитаны не в эмигра-ции, а в гуще русской жизни. Выдвину-тое им в «Апрельских тезисах» требова-ние учредить не парламентскую рес-публику, а республику Советов рабочих и крестьянских депутатов нашло широ-кий отклик в крестьянских массах, пос-кольку оно было связано с требованием конфискации всей помещичьей земли и национализации всех земель в стране. Именно поэтому крестьяне на сельских сходах выступали за Советскую власть. Её они считали своей и другой демокра-тии, кроме советской, знать не желали. Ленин создавал большевистскую пар-тию как пролетарскую, и руководящая роль этой партии в Октябрьской рево-люции бесспорна. Но если бы эту роль не признали за большевиками крестья-не, составлявшие громадное боль-шинство народа России - восемьдесят пять процентов! - то не было бы про-рыва к социализму, который спас стра-ну от неминуемой, казалось, катастро-фы. В России 1917 года это понимал только Владимир Ильич. Современ-ные ему другие ве-дущие политики слишком далеки были от народа.
Ленин понял, в чём суть чаяний крестьянства («Земля и воля!»), каким бы крестьяне желали видеть тип государства, что крайне важно: либерально-буржуаз-ный Февраль убил государственность России, и надо было её возрождать. Но в каком виде, облике? Ленин увидел прообраз нового государства в Советах. Они брали свое начало в русской сельс-кой общине. Ленинский лозунг Октября «Вся власть Советам!» в единстве с другими – «Фабрики – рабочим!», «Земля – крестьянам!» - отвечал чаяниям крестьянской России. Она пошла за Лениным, большевиками в Октябрь 1917 года.
Слитность Ленина с народом поэтически выразил Сергей Есенин. В самой своей лирической поэме «Анна Снегина» он писал, как к нему подошли крестьяне:
Скажи, что такое Ленин?»
Я ответил: он – вы».
Не только в русском пролетариате, но и в русском крестьянстве Ленин ви-дел антибуржуазную силу. Но видел и другое – проявление анархизма (русского бунта Разина и Пугачёва), который был следствием многовековой подневольности крестьянства, много-векового социального гнева, накопив-шегося в нём. Анархизм – страшная разрушительная сила. Укротила её дик-татура пролетариата в форме Советов. Гениальная идея Ленина: диктатура в форме народовластия, то есть опира-ющаяся на волю широких народных ни-зов.
Диктатура, как говорил Ленин, есть слово кровавое, жестокое, тяжёлое, и эдаких слов на ветер не бросают. Ленин, в отличие от Троцкого, который видел смысл революции в уничтожении «мужицкого корня», не был сторон-ником насилия там, где в нём не име-лось необходимости. Социалистическое переустройство России Ленин видел в созидании нового через установление советского порядка. Это, спустя многие годы, признавали даже его противники. В 1937 году известный русский фило-соф Николай Бердяев – идейный и по-литический антагонист Ленина писал: «В 1918 году, когда России грозил хаос и анархия, в речах своих Ленин делает нечеловеческие усилия, чтобы дисцип-линировать русский народ и самих ком-мунистов. Он призывает к элементар-ным вещам, к труду, к дисциплине, к от-ветственности, к знанию и учению, к положительному строительству, а не к одному разрушению, он громит рево-люционное фразёрство, обличает анар-хические наклонности, он совершает настоящие заклинания над бездной. И он остановил хаотический распад России».

Он делал то, что нужно народу
Но распада великой страны желали «союзники» - Англия, Франция, США. В 1918 году в проекте Версальского договора, подводящего итоги Первой мировой войны, был специальный раздел под названием «Государства на территории России». Запад снабдил ар-мии Колчака и Деникина всем необ-ходимым под залог трети золотого за-паса России и при условии утановления в ней  либерерально-буржуазного по-рядка, что с неизбежностью вело к превращению нашей страны в коло-нию. В январе 1920 года,    будучи в Лондоне, П.Н. Милюков – бывший ли-дер кадетов и министр иностранных дел Временного правительства писал: «Теперь выдвигается (на Западе) в бо-лее грубой и откровенной форме идея эксплуатации России как колонии ради её богатств и необходимости для Ев-ропы сырых  материалов.
Об этом хорошо знали и Колчак, и Деникин. Гражданская война, которую развязали белые, была войной Февраля с Октябрём, войной со стороны белых и Запада против России. Лозунг «За единую и неделимую Россию!» лишь прикрывал это. Но от истинных пат-риотов России не могла укрыться анти-национальная политика  вождей   Бело-го движения. Великий князь Александр Михайлович Романов – один из таких патриотов, в отличие от других великих князей не либеральничавший в угоду Лондону и Парижу, писал в 1933 году: «На страже русских национальных ин-тересов стоял никто иной, как интерна-ционалист Ленин, который в своих пос-тоянных выступлениях не щадил сил, чтобы протестовать против раздела бывшей Российской империи». Борьба за социальную справедливость неот-торжима у Ленина от борьбы за национально-государственную незави-симость России. Это поняли не только широкие народные массы, но и многие из бывших дворян – генералов и офи-церов бывшей царской армии. В Граж-данской войне на стороне красных, в рядах Красной Армии, находилось 252 генерала   (ровно  половина)  Генштаба царской армии и 43% её офицерского корпуса.
По окончании Гражданской войны Ленин сделал то, что нужно было наро-ду: он убедил правящую партию боль-шевиков в необходимости новой эконо-мической политики, получившей назва-ние НЭПа. С началом НЭПа резко вы-росла рождаемость и упала смертность, в два раза с 1921 по 1923 годы выросла производительность труда, что было верным показателем соответствия по-литики народным чаяниям. В 1922 году образован СССР – восстановлена госу-дарственная целостность страны.
Ленинский советский проект оказал-ся спасительным для России. Другие проекты (Керенского, Колчака и Дени-кина, Троцкого) она отвергла.
В последние два десятилетия со-ветской истории из Ленина делали ико-ну, его почитали, но редко читали. Ле-нин представал перед молодыми людь-ми как непогрешимый гений. Но гени-альность его, в ряду прочего, состояла и в том, что он, Ленин, умел увидеть и вовремя признать свои и партии ошиб-ки и, главное, найти спасительный путь их преодоления. Так, известный на весь мир НЭП (его идеи реализуются в Ки-тае, Вьетнаме, Индии, Белоруссии, Рес-публике Куба) был рождён в результате того, что Ленин убедился в ошибоч-ности продолжения политики «воен-ного коммунизма» по окончании Граж-данской войны. Ленин, ищущий истину в народных чаяниях, - подлинный и бессмертный Ленин.
Неразделимы слова «Ленин» и «Россия».
Юрий БЕЛОВ
Код для вставки в блог: