Заводы - за город?..
В последние годы было принято чуть ли не с десяток городских программ, касающихся переноса промышленных предприятий из центра Питера на окраины или даже на территорию Ленинградской области. Основной движущей силой подобных преобразований выступают частные инвесторы. Какова позиция КПРФ?.. 
Промышленные территории в центре Петербурга зачастую можно сравнить с труднодоступными запасами нефти где-нибудь в самых глухих районах Сибири. Их добыча сулит небывалые прибыли, однако разработка месторождений крайне трудна. Так и с промзонами: у заинтересованных сторон порой больше причин оставить всё как есть, даже несмотря на возможность участия в процессе столь любимых Смольным «стратегических инвесторов».
Есть мнение, что с точки зрения градостроительной политики Питер только выиграет от вывода промышленных предприятий из центра. Среди возможных плюсов, во-первых, то, что земли освободятся под новое строительство – в том числе и жилищное. Во-вторых, территория мегаполиса перестанет напоминать разрозненные муравейники, а чётко разделится на секторы: в центре - деловые и жилые, а ближе к границам города – промышленные и прочие. С другой стороны, при таком развитии событий может остро встать вопрос трудоустройства людей, которые трудятся на предприятиях, подлежащих «эвакуации». Об этом мы побеседовали с председателем постоянной комиссии Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по промышленности, экономике и собственности, заместителем руководителя депутатской фракции КПРФ Александром ОЛЬХОВСКИМ.
- Александр Сергеевич, каковы цели вывода промышленности на окраины и за пределы города?
- Как известно, территории крупных городов имеют одинаковые тенденции развития: они расширяются, поглощая пригородные районы. Вследствие этого промышленные предприятия, ранее располагавшиеся на окраине, оказываются в черте городской застройки. Это влечёт за собой ряд проблем. Основными из них становятся неэффективное использование городских территорий и, конечно, ухудшение экологической ситуации. Кроме того, возникает потребность в новых территориях для жилой застройки, а также для создания коммерческих и деловых центров. Это, в свою очередь, приводит к необходимости перепрофилирования земель, занятых промышленными предприятиями. В Москве и Петербурге территории, занятые под производство, занимают 30 процентов от общей площади. Для сравнения: в столицах и крупных городах других государств промышленность занимает от одного до пяти процентов территории, и этот показатель всё время сокращается. В Петербурге территория исторического центра составляет порядка 5800 гектаров. Из них почти половину – около 2400 гектаров – занимают промышленные и другие нежилые объекты. При этом в центральной части города на территории, самой привлекательной для инвесторов, находится около 200 крупных и средних промышленных предприятий.
- Расскажите о механизме «переезда» предприятия. С какими проблемами сталкиваются стороны, задействованные в этом процессе?
- Что такое перенос завода или фабрики в старом понимании? Снимаются станки, переправляются на новое место, оборудование устанавливается в заново построенных корпусах, и производство благополучно продолжает работать. Сегодня же нам нужно учитывать степень износа оборудования. Его демонтаж в большинстве случаев может привести к необходимости покупки новой техники, а это более чем серьёзные затраты. В основном это касается старых станков, которые за десятилетия «приросли» к цехам. Ни для кого не секрет, что многие питерские заводы до сих пор работают на оборудовании, которое давно пора отправить на заслуженный отдых. Поэтому здесь речь идёт не только о постройке новых зданий, но и о приобретении нового, современного оснащения.
К тому же сейчас наблюдается острая нехватка подготовленных промышленных зон. Территории в районе Парнаса, Шушар, Стрельны пока не могут удовлетворить существующих потребностей. Несколько лет назад активно велись работы в промзонах «Каменка» и «Шушары». Эти территории готовились для размещения предприятий неотечественного автопрома. Город вложил в «Шушары» четыре миллиарда рублей для подготовки строительства заводов Toyota, General Motors, Magna и Suzuki. В «Каменке» развернули производства Hyundai и Nissan. Вот и получается, что в новые промышленные зоны приходят иностранные инвесторы, чтобы построить новые производства, а местные предприятия остаются по старым адресам.
- Каков социальный аспект проблемы?
- При переезде производство не развивается, а лишь механически переносится из одного места в другое. Соответственно, предприятие не только не получает от этого никакой дополнительной прибыли, но, напротив, лишь несёт крупные расходы. Посмотрим правде в глаза - перенос стоит бешеных денег. Ведь минимум на год придётся свернуть производство, а возможно, и уволить сотрудников. Разговоры о социальной ответственности бизнеса очень часто в современной российской действительности остаются лишь красивыми словами. Тех же, кто предпочтёт сохранить коллектив, при таком развитии событий ждёт другая трудность. Работников, которые захотят продолжить трудиться на переехавшем предприятии, придётся ежедневно доставлять на новое, отдалённое рабочее место, а это тоже недёшево.
- Каково отношение администраций районов, прилегающих к Петербургу, к возможности принять у себя «переселенцев» из города?
- Дело в том, что Ленинградская область – другой субъект федерации. Районные администрации области не так уж сильно заинтересованы в том, чтобы принимать у себя предприятия-переселенцы, тем более, выделять под них территории. Почему? Хотя бы потому, что зарегистрированные в Питере предприятия платят основные налоги в городской бюджет. Деятельность новых предприятий не ограничивается территорией стройплощадки – развивается инфраструктура области, предприятия участвуют в социальных программах. А чего ждать от гостя, который, распаковав чемоданы, будет экономить каждый рубль? Ведь это так - на переезд же потрачена огромная сумма! Да, появятся новые рабочие места, но и только. Поэтому областная администрация, конечно, помогать переселению питерских предприятий особого резона для себя не видит. А как известно, без административной поддержки получать согласования в инстанциях можно годами. Поэтому единственный выход в этой ситуации – садиться за стол переговоров и искать удобное для всех решение этой непростой проблемы.
В большей же исторической перспективе неизбежно создание промышленно-экономической агломерации города и области. В какие сроки и в каких политических формах такая агломерация будет создаваться и действовать, покажет будущее.
- Что ждёт предпринимателей, желающих освоить территорию бывшего предприятия в центре города?
- Конечно, и здесь не обойдётся без трудностей. Хорошо, если корпусам бывшего завода или фабрики найдётся новое применение. В Соединённых Штатах и Европе, например, престижно жить в квартире, устроенной, скажем, в бывшем ткацком цеху. Часто такие здания используют для общественных целей – под музеи или досугово-развлекательные центры. Застройщики оставляют высокие потолки, металлические балки, кирпичную кладку, панорамные окна. А если это было вредное предприятие? Тогда сначала производится снос ветхих строений, которые ни для каких целей использовать уже нельзя. Затем проводят санацию – снятие слоя грунта до глины, после чего территорию засыпают новым грунтом. И только по окончании этих процедур можно смело приступать к строительству. Стоит ли говорить, что такой вариант рекультивации обойдётся очень дорого и потребует немалых усилий!
Вместе с тем существует мнение, что девелоперам – предпринимателям, которые специализируются на развитии объектов - выгодно осваивать промзоны, поскольку они имеют готовую инфраструктуру. Но это далеко не всегда так. Жильё, к примеру, предполагает совершенно иные нагрузки на электрические и другие инфраструктурные сети – хотя бы ливневую канализацию. Поэтому в любом случае придётся демонтировать старые коммуникации и прокладывать новые.
- Не приведёт ли перенос предприятий из города к ухудшению экологической обстановки в области?
- Конечно, мы осознаём, что при выводе завода за черту города наносится вред окружающей среде той местности, куда предприятие перенесли. И не хотелось бы, чтобы жители области испытывали неудобства в связи с этим. Поэтому я считаю, что нужно стремиться к переходу на более безопасные технологии – скорее требующие больше умственных затрат, нежели материальных. Современный мир переходит к новому типу экономики, где львиная доля добавленной стоимости производится в научных лабораториях и конструкторских бюро, а не в процессе механического преобразования сырья. Необходимо также отойти, например, от использования в промышленности цианидов и других вредных веществ.
- Какова позиция депутатов-коммунистов по всем этим вопросам?
- С нашей стороны многое делается сейчас для того, чтобы направить развитие промышленности северной столицы в перспективное русло – по пути, который полезен и городу, и горожанам. Напомню, что в прошлом году Законодательным Собранием был принят закон об основах промышленной политики в Санкт-Петербурге. Кстати, это стало выполнением одного из главных обещаний, с которым КПРФ в городе Ленина шла на выборы в Законодательное Собрание в марте 2007 года. Сейчас наша парламентская комиссия участвует в серьёзном проекте Промышленного совета Петербурга – разработке Концепции развития промышленного комплекса Петербурга на период до 2025 года. Над этим важнейшим документом вместе трудятся промышленники, специалисты Университета экономики и финансов и ряда других научных учреждений, а также представители городской власти. Надеюсь, наша совместная работа поможет продвинуться к решению проблемы рационального размещения предприятий.
Беседовал Михаил ВИКТОРОВ
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»