Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Над нашей Родиною дым...

Закончилось лето. Правительство отрапортовало об успешном завершении борьбы с огненной стихией – но в очень многих местах успех оказался таким же, как и при январской уборке снега в Питере. До сих пор то тут, то там вспыхивают лесные массивы. Астрономической суммы в десятки миллиардов рублей достиг размер ущерба, который понесло от пожаров сельское хозяйство страны. Не заставила себя ждать и реакция на это со стороны «свободного рынка» - цены на продовольствие летят вверх со скоростью штормового ветра. Впервые с перестроечных лет в обиход возвращается слово «дефицит». И при всём при этом – ни малейшего намёка со стороны власти на ответственность за происходящее. 

Владимир-Чудотворец,

или Цветы на пепелище

Итак, почти в двух десятках регионов была объявлена чрезвычайная ситуация. По сей день вспыхивают новые пожары. Всё это превратило в пепел миллионы гектаров полей, лесов и торфяников. С большим трудом удалось спасти от огня Федеральный ядерный центр в Нижегородской области – в Сарове, бывшем Арзамасе-16. Гибнут люди. Медведев что-то пишет по этому поводу в интернет-дневнике, - ну чем ещё заняться в такой ситуации главе государства! Зато Путин мужественно занимает место в кабине пожарного самолёта (при этом, разумеется, не имея допуска к полёту) и собственноручно тушит два очага пожара.

И вот уже на следующее утро этот район преобразился до неузнаваемости – здесь снова зазеленели опалённые огнём деревья, а на полянах распустились цветы. Чей-то бред? Неуместная шутка? Отнюдь – это официальное заявление ректора академии лесного хозяйства. «Это нельзя объяснить никакими природными причинами: в естественных условиях зелёный массив не смог бы восстановиться с такой скоростью, на это нужны десятилетия. А появившиеся цветы вообще не характерны для середины августа, они цветут весной. Настоящее чудо», – совершенно серьёзно восклицает человек, облечённый учёными степенями и званиями. Казалось бы, естественное решение в данной ситуации – направить Путина босиком ходить по горящим торфяникам, дабы усмирить стихию и засеять землю благоуханными цветами. А затем прижизненно канонизировать, как великого чудотворца и благодетеля. Но этого почему-то не произошло – видимо, господин ректор просто немножко, скажем так, пофантазировал на потребу чувствительной, но всеядной телеаудитории. Так или иначе, очевидно, что уверенной поступью движется скудоумная российская пропаганда по туркменскому пути.

Не менее великолепен оказался образ премьера-спасителя и в выпусках новостей. Вот он бескомпромиссно отчитывает разгильдяев-чиновников и успокаивает население. А вот в пух и прах разносит губернаторов и руководителей ведомств (правда, никого не увольняет – зато какие эмоции!) и предписывает им разработать план по спасению от пожаров для каждого региона в отдельности. «Так их, бездельников! Правильно! Как он им показал!» - радуются уважаемые россияне, поглощая телелапшу… И забыв, разумеется, о том, что до 2006 года в стране было специальное ведомство (упразднённое, между прочим, не кем-то, а Путиным), которое разрабатывало соответствующие планы. И о том, что всех этих губернаторов, ни на что путное не способных, назначал сам Путин в бытность ещё президентом. А самое главное – все начисто забыли о том, благодаря чему в принципе действительно феноменально жаркое лето 2010-го превратилось в национальную катастрофу, хотя её могло и не быть.

 

Лесной кодекс: квинтэссенция вредительства

 Вернёмся на четыре с половиной года назад. Весной 2006-го при  полном парламентском одобрении, нарушенном лишь протестами коммунистов, был принят Лесной кодекс, в котором, собственно, и кроется корень бед нынешнего злосчастного сезона. По этому кодексу всякий контроль со стороны государства за движимым имуществом, находящимся в свободном обороте (а именно таковым лес стал по этому документу), отсутствует. Это позволило «эффективным собственникам» экономить на системе оросительных каналов и охране лесов от пожаров. Тогда же были упразднены единая лесоохрана и лесная противопожарная служба, за возвращение которой сейчас ходатайствует Сергей Шойгу. Расформирована Рослесавиация. Лишились своих пожарных частей (опять же в порядке «оптимизации расходов») порядка 300 крупных объектов энергетики. Тогда же, в 2006-м, была уничтожена система лесхозов, оставив без малого 200 тысяч человек (в том числе целые династии лесников) без работы. Эпоха хищнической вырубки лесов, - без посадок саженцев и планового ведения хозяйства, - продолжавшаяся к тому моменту уже полтора десятка лет, фактически была легализована. Далеко ходить за примерами не надо – достаточно выехать в Ленинградскую область, в соседние Карелию и Вологодчину, чтобы увидеть оставшиеся от лесов пустоши, где боровая птица уж не токует, не гнездится, - зато теперь гниют брошенные после варварских налётов ветви и стволы…

Итак, государство скинуло с себя «бремя» хозяйствования, отдав бесценные ресурсы ворам и имеющим свою долю в чёрном бизнесе чинушам, которым наплевать и на пожарную безопасность, и на профилактику. И теперь очевидно, что ни комичное рычание Медведева в интернете, ни лукаво-показное шипение Путина, обращённое к министрам, этой ситуации не исправит.

 

Система на грани возгорания

 А что нас ждёт в ближайшей перспективе, если отвлечься от клоунад и показухи? Цифры-то не радуют. Пожары, зной и засуха нанесли колоссальный ущерб сельскому хозяйству. Урожай зерновых погиб на площади около 30 миллионов гектаров. Даже по самым оптимистическим прогнозам, сбор зерна не превысит 50 миллионов тонн при минимальной потребности в 75 миллионов. Запас зерна прошлогоднего урожая дефицита не покрывает. В стеснённых финансовых условиях придётся его закупать на внешнем рынке, где уже сегодня цены выросли почти на 20%.

Торговцы в лучших традициях «свободного рынка» придерживают крупу и зерно в спекулятивных целях, надеясь продать товар подороже. Государство фактически не препятствует, цены лезут вверх, - лишь беззубо ворчит Федеральная антимонопольная служба. Между тем в некоторых регионах цена хлебобулочных изделий поднялась от 12 до 50%. В обеих столицах гречка исчезла с прилавков начисто. Да и другие виды круп становится трудно найти в продаже. И это, судя по всему, лишь начало.

Но вот уже особо умные политологи высказывают мысль: «народ виноват». Такое вот у нас, дескать, население с пережитками советской ментальности – побежало закупать впрок гречку, поэтому её и не стало. Вновь проговорились эти господа, что им наш народ мешает, нужен им какой-то другой.

А если дело не только в «некошерности» народа и даже не в жажде наживы коммерсантов, но в том, что крупы попросту нет? На этом фоне очень характерным и даже знаковым оказалось предложение одного из главных «единороссов» Андрея Исаева ввести карточную систему… «Дореформировались».

Так ждут ли нас голодные осень и зима? Конечно, нет! Ведь ни Путин, ни Медведев этого не допустят. Они контролируют ситуацию. Так ответят нам телевизионные «аналитики». Вспомним, как эта власть «контролировала ситуацию» перед дефолтом-1998, кризисом-2008 и перед пожарами-2010. Опять поверим в эти обещания?..

В действительности же ресурсов на сей раз, скорее всего, хватит. Дыры в бюджете залатают, - может быть, даже заставят кого-нибудь из «равноудалённых олигархов» слегка поделиться нетрудовыми доходами, чтобы не слишком дорожал хлеб. Как в Питере – по словам Валентины Матвиенко, с хлебопёками обо всём договорились, поэтому государственный хлебозавод решили таки не строить. Кто бы сомневался!

Но нельзя забывать, что нынешние пожары лишь выявили всесторонний кризис путинской системы. Что там леса да поля - в столь же бедственном положении находится у нас и атомная энергетика, отданная на откуп самому «суперэффективному менеджеру» Кириенко, и высокие технологии, брошенные на прокорм Чубайса, и вся кудринская - с Грефом пополам - экономика… Система трещит, а «вертикаль власти» колеблется от ветра, пропитанного торфяным дымом. Каждая проверка на прочность грозит обрушением. На грани возгорания всё российское общество – от милиции до космонавтики и от энергетики до фонда социального страхования. И когда где-то полыхнёт - возможно, будет уже слишком поздно спасаться.

 

Пётр СТАРЦЕВ,

Сергей ВАСИЛЬЕВ

Код для вставки в блог: