Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Матрёшки в тюбетейках

Современная Россия живёт в условиях практически полного отсутствия чёткой национальной политики. Между тем национальный вопрос для многих граждан России сегодня является вторым по важности после первого – экономического, проще говоря, «хлебного». Неясность в национальной политике государства порождает радикальные настроения в обществе, обостряет межэтнические проблемы, которых не было ещё лет двадцать назад. 

   

 

Иллюстрацией неразберихи в национальной политике нынешней России явилась показанная 17 сентября 2010 г. по Питерскому ТВ в программе «Невское время» дискуссия по теме «Какова позиция политических партий в отношении мигрантов?». В прениях принимали участие депутаты С-Петербургского Законодательного Собрания: Елена Бабич (ЛДПР), Максим Резник (Яблоко), Ватаняр Ягья («Единая Россия»), Павел Солтан («Справедливая Россия»). От фракции КПРФ никого "почему-то" не пригласили. Коммунистов С-Петербурга в эфире представлял некий меньше всего похожий на коммуниста человек, член оргбюро движения с загадочным названием «Аврора»

 

   Собравшиеся говорили много и разно. Из сумбурной разноголосицы звучали шаблонные требования: «Должна быть диктатура закона!», и такие же пожелания: «Хочу, чтобы все те, кто к нам приезжает, приезжали с добрыми намерениями». Произносились формулы-заклинания: «Не навреди себе, не навреди окружающему пространству». Итоги подвёл один из ведущих программы Михаил Иванов, сторонник теории малых дел и главный редактор газеты «Невское время»: нужно сделать мигрантов подвластными нашему законодательству, и селить их не в гетто, а в какие-то приличные места. Но это всё так – бытовщинка. Главное – необходимо интегрировать трудовых мигрантов в нашу культуру, вводить языковые курсы.

   Конечно, последнее утверждение озвучивалось не единожды, и где только не озвучивалось. Это пустой звук, в лучшем случае – «благое пожелание». Однако на проблему культурной интеграции в нашем многонациональном обществе имеет смысл посмотреть с иной стороны.  

  Не только экономическое, но и культурное вторжение мигрантов испытывает сегодня весь так называемый крещёный мир. По сообщениям британской телерадиокомпании BBC имя Мохаммед в 2007 году стало вторым по популярности в Великобритании, усту­пив лишь имени Джек, которое возглавляет рей­тинг уже 13 лет. В 2007 году 6’772 ново­рожденных британца получили имя Джек и 6’387 младенцев были нарече­ны Мохаммедами. Это связано с высоким уров­нем рождаемости в семьях британских мусульман. Влияние мигрантов в Европе сказывается и в религиозном отношении. В 2007 году в интервью газете «Деловой Петербург»   бывший офи­цер ФСБ, президент Фонда подде­ржки офицеров запаса госбезопас­ности Сергей Рац заявил: «В Германии ежегодно 10 тыс. немцев, настоящих немцев, арийцев, принимают ислам». Год спустя немецкая газета «Bild», используя информацию Министерства внутренних дел Германии, увеличила эту цифру до 17 тысяч.

   Российская Федерация лидирует сре­ди европейских стран по числу трудовых мигран­тов. По данным Феде­ральной миграционной службы  в настоящее время на долю России приходится 48% от всех мигрантов в Европе. Большинство из них живут в средних и крупных российских городах, причём живут в основном нелегально. Например, на каждого легального мигранта в С-Петербурге приходится примерно 7 неле­галов. Стремительно растёт число и «законных» переселенцев. Цифры, которые приводят эксперты, поражают вообра­жение. По данным Комитета по занятости правительства С-Петербурга, в 2008 г. году количество легальных мигрантов в С-Петербурге выросло почти в два раза, в 2009 – еще в пять раз!

   Согласно данным последней переписи населения, в С-Петер­бурге живут помимо русских представители 138 различных национальностей – то есть каж­дый седьмой петербуржец не имеет русских корней. Вместе это 15% населения города. В С-Петербурге зарегистрировано 307 национальных обществен­ных организаций: национально-культурных автономий, земля­честв, обществ и союзов.

   В конфессиональном отношении самая большая категория некоренных жителей Северной столицы – мусульмане. Число мусульман в С-Петербурге определяют исходя из количества представителей наро­дов, традиционно исповедующих ислам. При таком подходе мусульман в пятимиллионном городе насчитыва­ют до 800 тыс. человек. С поправкой на несколько размытые данные о нелегальных мигрантах эту цифру можно приблизительно увеличить за миллион.  

   В российских городах мигранты обживаются довольно уверенно, не смотря на некоторые трудности, такие как скороспелые законы местных властей в отношении переселенцев и весьма неуклюжее выполнение этих постановлений органами правопорядка. Открываются этнические школы и детские сады, строятся культурные и религиозные центры. В декабре 2007 года по данным Интерфакса в Москве на Волгоградском проспекте открылась большая ком­мерческая поликлиника для мусульман. Мужчины и женщины лечатся в разных отделениях. Персонал женского пола но­сит на голове платки или хиджабы. В поликлинике планируют открыть халялъный буфет и молельную комна­ту для совершения нама­за, разделенную ширмой для мужчин и женщин. Все медикаменты, в со­ответствии с принципом халяля, не будут содер­жать спирта. Подобные поликлиники откроют и в регионах.

   Реалиями повседневной жизни российских городов уже становятся такие необычные для нас прежде явления как «гетто». На языке социологов гетто – это депрессивный район в черте мегаполиса, на­селенный представителями нети­тульной национальности. Жители гетто не учат язык той страны, в ко­торой они проживают, зачастую не имеют официальной работы, с до­ходов от которой могли бы платить налоги, и не принимают участия в жизни города (имеются в виду вы­боры, участие в общественных ме­роприятиях и даже оплата комму­нальных услуг).

   В 2005 году в С-Петербурге учёные и чиновники приступили к созданию демографо-социологической карты жителей. С её помощью власти на­мереваются бороться с появлением в городе этничес­ких гетто. Однако сделать это крайне трудно по многим причинам, одна из которых – отсутствие в паспортах графы «национальность». Эта графа, как помнится, исчезла из удостоверений личности в результате «паспортных» реформ 1990-х годов. По­этому сделать выборку из обычной паспортной базы, как это делается, например, для определения сред­него возраста жителей, невозмож­но. По словам социологов, главная цель создания этнической карты – выявить места скопления мигран­тов и наделить эти районы всем необходимым для скорейшей адаптации приезжих к жизни современ­ного цивилизованного С-Петербурга.

   Остаётся только гадать, как относятся к культурной адаптации сами приезжие. Не известно, часто ли мигранты посещают, скажем, Эрмитаж или Русский музей, записываются ли в массовом порядке в Публичную библиотеку, валом ли валят в филармонию… Однако доподлинно известно, что им нужна работа. В первую очередь именно для этого они и приезжают в Россию – кто на время, кто насовсем. Справедливости ради надо заметить, что в большинстве своём трудовые мигранты стремятся в российские города не с корыстной целью отнять заработок у коренного населения. Они сами пострадавшие от политического «кораблекрушения», они жертвы тех буреломных экономических «реформ», которые бушуют на просторах бывшего СССР, они гонимы волнами нужды и социального одичания на наши относительно спокойные берега. Для жителей многих стран СНГ заработок в России – единственный способ обеспечить существование своей семьи. К примеру, в Таджикистане средняя зарплата составляет 8% от зарплаты в России, в Туркменистане – 9,3%, в Грузии – 10%, в Киргизии –11,6%, в Молдавии – 31%, на Украине – 57,1%.

   Однако среди мигрантов немало и «настоящих» иностранцев. Неизвестно, правда, все ли они «трудовые», но точно приехали в Россию зарабатывать, т.е. «делать деньги». И здесь от них коренному населению пощады не ждать – бизнес есть бизнес. Председатель Совета С-Петербургской ассо­циации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков в интервью газете «Деловой Петербург» (2007 г.) заметил: «В Пе­тербурге мы видим, как иностранные торговые сети пожира­ют всё пространство и заняли уже 81% товарооборота. Малый бизнес ради них усиленно ликвидируют, люди остаются без средств к существованию, разоряются отечественный пищепром и агропром, а цены на продукты из-за сетевой монополии растут». Наступление иностранного капитала идёт по всем фронтам – транспорт, розничная торговля общепит. Лидирует строительство. В С-Петербурге самые выгодные и престижные объекты отданы турецкой строительной компании «Renaissance Construction». Весь колоссальный объём смежных работ выполняют только турецкие фирмы и фирмочки. Рабочие, разумеется, тоже из Турции. Да и вообще по данным ассоциации «Строительно-про­мышленный комплекс Севе­ро-Запада» в целом в России иностранцы составляют 70% рабочих на всех строительных пло­щадках.

   Но турки – капля в море в сравнении с китайцами. Россия за последние годы вышла на первое место в мире по темпам прироста китайской миграции. По официальным данным, в России на сегодняшний день проживает около 350’000 этнических китайцев, однако по некоторым оценкам, их число уже достигло 3,5 миллионов человек, что составляет примерно 2% от общего населения страны. В крупных городах самые большие китайские общины проживают в Москве и С-Петербурге. Здесь выходцам из Поднебесной «национализированы» уже целые производственные отрасли. По музеям китайским мигрантам ходить некогда. Зато лотки возле Эрмитажа и Исаакиевского собора трещат под тяжестью китайской продук­ции с русскими мотивами – каждая вторая матреш­ка сделана в Китае. В июне 2007 года губернатор го­рода Валентина Матвиенко указала Общественному совету по малому предпринимательству на то, что в Петербурге почти не осталось хороших, качественных сувениров.  

   Активно осваивают китайцы и ставшие им уже «родными» Западную Сибирь и Дальний Восток. Соответственно росту мигрантов из Китая растет и сервис, ориентированный исключительно на удовлетворение их потребностей. По сообщению благовещенской газеты «Телепорт» в Благовещенске недавно заработало такси, которое обслуживает только китайцев.

   Впрочем, матрёшки и такси – это всё мелочи. Недавно стало известно, что половину Владивостока могут отдать в аренду Китаю на 75 лет. Уже состоялось заседание рабочей группы по разработке «Стратегического плана развития города Владивостока до 2020 года», которую возглавляет глава города Игорь Пушкарёв. На заседании была в целом одобрена концепция «Хай-Шень-Вэй». Согласно этой концепции Китай, как предлагают разработчики проекта, будет платить за аренду сумму в размере 150 млрд. рублей, которая в несколько раз перекрывает бюджет Приморского края. На эти деньги федеральный центр сможет содержать в регионе флот, армию, а также укрепить власть на местах.

   Однако на китайские деньги скоро, похоже, будут содержаться не только дальневосточный флот и армия России. Китайские строительные компании рвутся к югу – в Сочи. А это огромные инвестиции, большие деньги, против которых не может устоять даже президент Олимпийского комитета России Александр Жуков. «Надеемся, что утверждение Сочи в качестве места проведения Олимпий­ских игр 2014 г. при­даст дополнительный импульс на­шему сотрудничеству в инвести­ционной сфере, – сказал А.Жуков на заседании россий­ско-китайской комиссии в Ханьчжоу. – Мы будем привет­ствовать участие китайских компаний в тендерах на строи­тельство различных олимпий­ских объектов».

   Действительно, китайские строители строят добротно, качественно. Говорят, и поговорка у них есть: «В России строить нужно хорошо, ведь нам здесь жить». И вкладываются они в освоение новых земель по ту сторону Великой стены обильно, с размахом – для себя стараются. Всего по прогнозам федеральных властей РФ объём китайских инвестиций в Россию к 2020 г. составит не менее 12 миллиардов долларов.

   Но мы не должны пугаться китайской экспансии. «Россия не должна бояться Китая, слухи о том, что многомиллионная армия Китая однажды займет обширные территории нашего Дальнего Востока, сильно преувеличены, – уверенно заявляет российский премьер Владимир Путин. Во время своего визита в черноморский курортный город Сочи Путин на конференции сказал одному из российских специалистов: «Китай не является угрозой безопасности России. Мы поддерживаем добрососедские отношения уже на протяжении нескольких сотен лет. И за эти годы мы научились уважать и понимать друг друга». И мы верим Путину. Или должны верить. По крайней мере, мы должны делать вид, будто верим.

   Но вот что настораживает, не сильно пока что, но так – слегка. В сентябре 2007 г. в газете «Деловой Петербург» была опубликована заметка об открытии на базе Восточного фа­культета СПбГУ так называемого Института Конфуция, который входит в гло­бальную сеть китайских культур­но-образовательных центров, со­здаваемых Министерством обра­зования КНР совместно с зарубеж­ными центрами китаеведения. Вот замечательные подробности: «Институт будет организовывать курсы китайского языка культуры и студенческие стажировки в Китае. В Институте Конфуция будут обучать работе с потенци­альным лидером мировой экономики –  Китаем. Самая быстрорастущая из круп­ных экономик мира уже начала свою экспансию на рынки Петер­бурга. Достроено первое здание в рамках проекта «Балтийская жем­чужина» общей стоимостью $1,3 млрд. А минувшим летом Импортно-экспортный банк Китая, специализирующийся на поддержке китайского бизнеса за рубежом, открыл своё представительство в Петербурге». Прямо под текстом заметки фотография заместителя директора Института Конфуция Алексея Родионова в обнимку с каменным бюстом великого китайского философа. А под фотографией подпись: «Заместитель директора Института Конфуция Алексей Родионов научит студентов родному языку их будущих работодателей». Звучит многообещающе для нас, русских туземцев. Неправда ли?

   Действительно, всё чаще подданные других государств приезжают в Россию жить и работать. Да не просто работать – руководить. И слово для них уже есть в «рыночном» нашем новоязе – «экспаты». Они не просто трудовые мигранты, они руководители. Дик Адвокат, главный тренер национальной сборной России – типичный трудовой мигрант, в смысле экспат. Герхард Шредер, один из фактических руководителей газового «Голубого потока», Роберт Дадли, возглавивший третью по величине нефтяную компанию в России «NewCo», и президент другой нефтяной российской группы «Сиданко» Роберт Шепард, гендиректор «ВымпелКома» Джо Лундер – все трудовые мигранты-экспаты.

   Быстрорастущая масса трудовых мигрантов в Росси многолика, разноцветна, многоязычна. Она пестра по своему социальному составу и достатку, неоднородна по уровню образования. Однако, пожалуй, одна характеристика в той или иной степени присуща всем приезжим – безразличие к традиционной российской культуре. Заметим, не отрицание или неприязнь, а просто безразличие. Впрочем, это нормально, ведь Россия для них лишь рынок.       

   Справедливости ради заметим и другое: среднестатистический коренной житель больших российских городов, т.е. русский городской обыватель, также почти равнодушен к своей традиционной культуре. Иногда он даже стесняется её. Нет, конечно, он не хочет быть турком или китайцем, которых порой ненавидит и часто клянёт. Русский обыватель не хочет быть и европейцем. Для русского европейцы слишком чопорны, и вообще они – «немцы», они, как и мифические сионисты, всегда во всём виноваты и «должны нам по гроб жизни». Наш урбанизированный обыватель стремиться работать в маркетинге, ещё лучше в консалтинге. Он мечтает иметь внедорожник с хорошим тюнингом. Его машина будет стоять на паркинге рядом с домом. Свой дом обыватель лицует сайдингом, интерьер декорирует молдингом. Он занимается дайвингом и бодибилдингом, по воскресеньям выезжает на шопинг. Наш обыватель хочет быть немножко американцем. В культурном отношении он «роллинг», что на английском сленге значит – бродяга. И это его роднит с трудовыми мигрантами.

   Всё это удручающе выглядит в стареющей России, где специфической особенностью является актив­ное пополнение рядов пенсионеров за счет бывших мигрантов, которые закрепились здесь ещё в трудоспособном возрасте. Коренное население России стремительно сокращается. В современной политике этот процесс стыдливо именуют «демографическим кризисом». Однако не только природа, но и социальная среда не терпит пустоты. В условиях отсутствия в Российской Федерации хоть мало-мальски вразумительной национальной политики страна превратилась в проходной двор, и растущие социальные пустоты необратимо заполняются кем угодно. Так что это ещё очень большой вопрос:  кого и в какую культуру будут интегрировать ?   

Денис Миронов-Тверской, писатель, активный сторонник Компартии России (КПРФ)

сентябрь 2010 г.

Код для вставки в блог: