Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Трудовые резервы. Пол века с момента создания

Две памятные даты приходятся на начало этого месяца. Исполнилось 90 лет знаменитому выступлению Владимира Ильича Ленина на III съезде комсомола. Свою речь, которая известна под названием «Задачи союзов молодёжи» Ленин произнёс 2 октября 1920 года. Спустя ровно два десятка лет, 2 октября 1940 года, был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах»  

Казалось бы, какая связь между этими двумя событиями?

А связь между тем есть, и более чем логичная. Выступая перед первыми комсомольцами страны, Ленин чётко определил главную на тот момент задачу – ликвидацию безграмотности. При этом глава Страны Советов прекрасно понимал, что этого недостаточно. «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество», - сказал тогда Владимир Ильич.

Прозорливость Ленина в этом смысле подтвердилась очень скоро. Не секрет, что в первые годы советской власти отечественная система образования пошла по ложному пути. Возведя в абсолют принцип «Отречёмся от старого мира», но при этом игнорируя законы диалектического развития, руководство Наркомпроса во главе с А.В. Луначарским и М.Н. Покровским в итоге пришло к тому, что, как говорится, с водой выплеснули и ребёнка.

Школа была оторвана от нужд общественного производства, не давая системных знаний. В ней не было учебных программ и планов, единых учебников. Даже урок перестал быть основной формой обучения. Всё это происходило под покровом «прогрессивной» идеи о свободе педагогического творчества. Не случайно Ленин на III съезде комсомола говорил о необходимости взять из старой школы - притом, что она была «школой зубрёжки и муштры» - всё то, что нужно было для коммунистического строительства; прежде всего – систему знаний.

С начала 30-х годов под руководством И.В. Сталина был начат процесс оздоровления системы народного образования и просвещения. От вульгарного примитивизма, а порой и откровенной профанации образования, страна постепенно пришла к принципиально новой системе получения массами широких знаний. Это стало сталинским воплощением ленинской мысли, высказанной Владимиром Ильичом в той же октябрьской речи 1920 года: «Было бы ошибочно думать так, что достаточно усвоить коммунистические лозунги, выводы коммунистической науки, не усвоив себе той суммы знаний, последствием которых является сам коммунизм». Завершив в целом к концу 30-х годов создание основ общеобразовательной системы, советская Россия вплотную взялась за образование профессионально-техническое.

Фактически днём рождения отечественного профтехобразования стало как раз 2 октября 1940 года, когда было принято решение о создании гострудрезервов (ГТР) для отраслей народного хозяйства. Целью этого была планомерная массовая подготовка квалифицированных рабочих и организованное их распределение. Это было объективной необходимостью в условиях надвигавшейся войны, неотвратимость которой была очевидной. В канун Великой Отечественной были созданы три формы новых учебных заведений. В ремесленных училищах готовили рабочих для промышленности и флота. Отдельным направлением подготовки кадров стали железнодорожные училища. Срок подготовки кадров в этих училищах составлял два года. Третьей формой профтехобразования стали школы фабрично-заводского обучения.

Уже в мае 1941 все эти учебные заведения по программе подготовки ГТР выпустили порядка 250 тысяч молодых рабочих. Многократно возросло значение этой системы образования в годы Великой Отечественной войны, когда с предприятий на фронт уходили кадровые рабочие. За военный период профтехучилища подготовили почти два с половиной миллиона молодых специалистов. Воспитанники трудовых резервов составляли зачастую более половины всех трудящихся на предприятиях.

Затем выпускники училищ направлялись в освобожденные районы для восстановления разрушенных войной предприятий. Это сыграло неоценимую роль в том, что народное хозяйство страны удалось вернуть к довоенному уровню, а затем и приумножить в рекордно короткие, казавшиеся фантастическими сроки – за считанные годы.

После войны в системе ГТР начали создаваться учебные заведения нового типа - технические училища для выпускников средних школ. Там за 1-2 года подготавливались квалифицированные рабочие более чем по 700 профессиям. Десятки тысяч выпускников ПТУ трудились на ленинградских промышленных предприятиях и в сфере бытового обслуживания.

С началом так называемых «демократических реформ» в северной столице, как и во всей России, наступил кризис системы среднего профессионального образования. «Молодёжь не идет в профтехучилища, предлагаемые ими специальности не востребованы на рынке труда, советская система образования давно изжила себя» - такие утверждения на протяжении последних двух десятков лет звучат из уст питерских чиновников. Спешно переименованные в лицеи и колледжи ПТУ начали закрывать, а оставшиеся вместо подготовки рабочих взялись зачастую за выпуск «менеджеров» невразумительной квалификации, т.е. потенциальных безработных.

С наступлением недавнего кризиса многие осознали, что хорошо подготовленный рабочий гораздо скорее и успешнее найдёт себе применение, нежели липовый «юрист» или «экономист», получивший диплом в частном вузе. Но способно ли это переломить кризис в профтехобразовании?..

Код для вставки в блог: