Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Что же будет с долларом... и с нами?

Минувший сентябрь вызвал целую волну слухов о предстоящей девальвации рубля. Чему и кому верить?.. 

Эксперты настроены пессимистично

Роль катализатора сыграл обнародованный в середине прошлого месяца негативный прогноз директора по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики (ВШЭ) Сергея Алексашенко. Компетентный эксперт, ранее долгие годы проработавший зампредом Центробанка России, обнаружил угрозу двадцатипроцентного падения курса рубля по отношению к доллару. Господин Алексашенко предположил, что к концу этого года в отечественной экономике может сложиться весьма неприятная ситуация: «Что будет в декабре, когда российским властям, банкам и компаниям предстоит выплатить нерезидентам максимально высокую с начала года сумму в 15,8 миллиарда долларов? А если к этому добавить ожидаемое сокращение сальдо текущих операций? Наш прогноз: новая плавная девальвация рубля в такой ситуации станет неизбежной».

В пользу вероятности подобного сценария говорят многие факторы. Это не только предстоящие огромные выплаты по внешним долгам и рост импорта, особенно актуальный на фоне засухи и гибели посевов минувшим летом. К ним добавляется инфляция, подскочившая в результате проблем с урожаем и на фоне панических ожиданий населения. А это немудрено: граждане не раз «отоварены» высшими чиновниками и всем их обещаниям верят с точностью до наоборот.

Сказки финансиста Дворковича

Если воспоминания о дефолте 1998 года понемногу теряют актуальность для экономически активной части жителей России, то память о предкризисных событиях двухлетней давности ещё свежа. Тогда монетарные власти России приняли решение о так называемой «плавной девальвации рубля», в ходе которой его курс снизился с 24 до 36 рублей за доллар. При этом ни президент, ни правительство не удосужились предупредить соотечественников о грядущем полуторном удешевлении их рублёвых накоплений. Не сочли нужным «национальные лидеры» и признать свою ответственность за резкое снижение курса национальной валюты.

Напомним, что особенно отличился тогда на прогностической ниве помощник президента России по вопросам экономики Аркадий Дворкович. «Никаких оснований для девальвации нет, девальвации не будет, как бы этого ктото ни хотел», - сообщил главный экономический советник Дмитрия Медведева 19 ноября 2008 года. Вторил видному специалисту в вопросах модернизации экономики и министр финансов Алексей Кудрин. В тот же самый день, когда с неподдельной искренностью Аркадий Владимирович рассказывал вышепроцитированные сказки, Алексей Леонидович делал бодрые заявления на правительственном часе в Госдуме. Кудрин сообщил тогда депутатам, что «объём золотовалютных резервов, которые Россия скопила за последние годы, оценивая опыт дефолта и девальвации в 1998 году, позволяет говорить о том, что заложена прочная основа для стабильной макроэкономики, курса национальной валюты». Не прошло и нескольких недель, как рубль рухнул в полтора раза по отношению к доллару. Похоже, теперь история может повториться. Косвенным подтверждением грядущей девальвации служит как раз оптимизм г-на Дворковича. «Нынешнее снижение курса рубля не есть начало очередного этапа девальвации российской валюты», - возвестил на днях стране и миру этот экономический «гуру» из ближайшего окружения Дмитрия Медведева.

Капитал утекает перед бурей

Статистические данные, однако, наводят на мысль о совершенно противоположном процессе. Так, в минувшем августе стоимость импорта из стран дальнего зарубежья, по предварительным данным Федеральной таможенной службы, увеличилась до 19 миллиардов долларов. В результате сальдо внешнеторгового баланса сократилось в августе до восьми миллиардов долларов против 11 миллиардов в июле. За формулами, трудными для восприятия читателей, не имеющих экономического образования, стоит простая истина: сокращение сальдо текущих внешнеторговых операций ведёт к дефициту иностранной валюты на территории России. Причина этого дефицита - в оттоке капитала, который, в свою очередь, возникает из-за превышения импорта над экспортом. Исходя из анализа подобной динамики и учитывая устойчивость дефицита неторговых операций в российском платёжном балансе, экономисты Центра развития ВШЭ и делают свои выводы о предстоящей девальвации рубля, рассматривая рост импорта в Россию в качестве «предвестника кризиса».

Кризис же финансовый, как правило, влечёт за собой и кризис политический. День ото дня растёт число конфликтов внутри власти. Ярчайшее подтверждение тому – осенняя «московская сага». Нарастает протестная уличная активность на местах. На этом фоне страна входит в очередной федеральный выборный цикл. Исходя из всего этого, можно смело предположить, что возможное резкое ослабление рубля сыграет немалую роль в подготовке почвы для политических изменений. А их необходимость чем дальше, тем больше становится очевидной.

Владимир МАТВЕЕВ

Код для вставки в блог: