Антисоветизм против исторической памяти
Отполыхали пожары, и мыслящая Россия задумалась о своем прошлом, настоящем и будущем… Безудержно растут цены на всё и вся. Что впереди? Вопрос, тревожный для абсолютного большинства, всё более сознающего, что за нескончаемым кризисом, не только финансово-экономическим, таится катастрофа. Кризис социальный, политический, духовный очевиден, как очевидно и обострение борьбы за власть между олигархическими кланами: тандему Медведев — Путин уже не удается создавать видимость его прочности. Началось неприкрытое противостояние. «Битву за Москву» выигрывает Медведев. Чем ответит Путин и ответит ли?.. 
Но есть опасность для всех паразитарных группировок в системе власти — пробуждение общественного сознания, его полевение. Страна корчится от мук жестокого социального эксперимента вот уже двадцать лет. В народе ширится понимание того, что советский строй был для него благом. Власть, чтобы отвести внимание людей от насущных вопросов нынешнего тяжкого жизнебытия (для многих миллионов оно обернулось небытием), вновь раскручивает маховик антисоветизма. Началось…
До думских и президентских выборов — рукой подать.
В единстве с русофобией
С маниакальным упорством власть имущие продолжают раскручивать маховик антисоветизма. Потрачены и еще будут потрачены колоссальные средства на производство кинофильмов типа «Адмиралъ», «Утомленные солнцем-2» и телесериалов, оскверняющих народную память о Великой Революции, Великой Победе, о Ленине и Сталине. Ведущая роль в толковании отечественной истории остается на телевидении за Радзинским, Сванидзе, Млечиным, разыгрывающими из себя оракулов — носителей истины в последней инстанции. В битву за души людей, а точнее — на душегубство власть снаряжает за государственный счет «отцов» и «детей» антисоветизма — старых и молодых борзых клеветы на великую историю СССР. Парфеновы, пивоваровы, хрековы, натасканные на преследовании правды, на глумлении над святынями, создали и еще создадут — они бойко смелы по соизволению свыше — не один «шедевр» художественно выписанной лжи. Лжи садистской, иезуитской.
Власть втягивает в антисоветизм — и будет это делать еще усерднее — Русскую православную церковь. Патриарх Кирилл весьма иносказательно напоминает власть имущим о нравственности и совести и, как гвозди, вколачивает в историческую память верующих слова проклятия в адрес Советской власти. Благословляя антисоветизм, РПЦ благословляет русофобию, ибо Советская власть имела народную корневую основу. Можно сказать, она вышла из русской крестьянской общины. Она не выдумана большевиками, а явилась творением русских крестьян и пролетариев и потому была признана трудовым людом всех народов России. Иначе Советская власть не устояла бы в годы Великой Отечественной. Иначе не стал бы всенародным клич, с которым шли на смерть во имя жизни, — за Советскую Родину!
Советское государство при всех драмах и трагедиях социалистического переустройства жизнебытия народа защищало не только социальные и экономические интересы трудящихся, но и национальные, геополитические интересы страны. Истоки последних мы найдем в истории Древней Руси. Там берет начало ведущая роль русского народа в обеспечении национальной безопасности многоязычной России. Национальная безопасность или национальная независимость есть ничем не ограниченная свобода распоряжаться своей страной, есть условие определения ее судьбы самим народом. Это великое благо — национальную независимость русский народ ревниво охранял в течение всей своей истории, «по крайней мере с тех пор, как сознал себя народом» (Е.Тарле). При Советской власти великая традиция русской истории — надежная защита национальной независимости — соблюдалась неукоснительно. А что сейчас? Есть ли эта надежная защита?..
Не меньший, значительно больший урон от антисоветизма, чем в экономике России, мы видим в ее духовной жизни. Всякий образованный человек знает, что советская культура, выжигаемая вот уже двадцать лет из памяти людей, изгоняемая из их жизни, взросла на мощном фундаменте великой русской культуры. Удары по нравственно-духовным ценностям советского народа — это удары по ценностям прежде всего русской духовности. Удары страшной силы. Русская православная церковь печётся об основах православной культуры, но не эти ли основы — этические — заключаются в великой русской литературе, часы преподавания которой, равно как и русского языка (?!), всё сокращаются и сокращаются в современной школе? В советской школе всё было иначе: изучение учебных курсов русской и советской литературы являлось приоритетным в обучении и воспитании учащихся.
Объектом непрерывной агрессии антисоветизма стала историческая память, и прежде всего потому, что в ней запечатлено советское прошлое. Не у русского ли народа в первую очередь пытаются удалить эту память под наркозом лжи и обмана, дабы привить русскому человеку комплекс неполноценности: все семьдесят лет в никуда… Великую Победу и штурм космоса вынуждены были оставить ему, но с оговоркой: это, так сказать, не благодаря, а вопреки Советской власти. Вопреки здравому смыслу вбивается в массовое сознание данный алогизм, как и всё, что делается властью в нынешней России.
Антисоветизм — современная форма русофобии. Пора бы наконец осознать это патриотам из православных. Дадим одну иллюстрацию воинствующей русофобии.
18 сентября 2010 года на телепередаче 5-го канала «Суд времени» обсуждался вопрос: «Внешняя политика Александра Невского — губительная или спасительная для Руси?» Сама постановка вопроса оскорбительна для исторической памяти нашего народа. Вот уже пять веков образ Александра Невского запечатлен в ней как образ русского святого. Сторону обвинения на «суде» представлял Млечин. Он и приглашенные им эксперты доказывали, что князь Александр положил начало варварскому пути развития государства Русь, заключив союз с Ордой и отвергнув союз с Западом. Доктор исторических наук Ю. Пивоваров (сторона Млечина) заявил: «Из-за Александра Невского Россия «отскочила» от Европы, народ попал в рабство». Чтобы окончательно развенчать великого князя, добавил к сказанному: «Невский стал героем Сталина».
«Судей» ничуть не смущало то обстоятельство, что Запад в лице папы Иннокентия IV предлагал русским князьям, в том числе Александру Невскому, принять католичество в обмен на помощь против Золотой Орды. Смена веры для «судей» была благим делом: ведь Запад — родина прогресса. То, что на основе православной идентичности складывался русский народ, — это для них не имело никакого значения. Ну сложился бы он на основе католической идентичности и был бы предохранен от евразийства, то бишь варварства, считают эксперты Млечина. Если это не русофобия, то что тогда она в отношении к русской истории?
Что более всего возмущает, так это яростное стремление Млечина доказать заурядность личности Александра Невского. Демписатель убеждал: «Все судят о нем по кинофильму, а на самом деле он был одним из многих князей, ничем особенным не выделялся, да и народ его не знал». Знал народ Александра Невского во все времена, в советское время в особенности. Исследованием его государственной деятельности до 1941 года и в годы войны занимались выдающиеся русские советские историки — член-корреспондент АН СССР С.В. Бахрушин, академик АН СССР М.Н. Тихомиров. Их труды читались в широких кругах интеллигенции. В 1951 году вышла в свет книга В.Т. Пашуто «Александр Невский и борьба русского народа за независимость в XIII веке». Не единожды переиздавалась. В 1983 году тиражом в 700 тыс. экземпляров (!) издается книга известного автора исторических романов А. Югова «Ратоборцы». В нее вошли два романа: «Даниил Галицкий» и «Александр Невский». В 1990 году в Ленинградском государственном академическом театре драмы им. А.С.Пушкина поставили спектакль по пьесе В.Белова «Александр Невский». Хоть что-нибудь подобное имело место в последние двадцать лет? Вопрос риторический.
Млечин и его эксперты утверждали: это Сталин создал миф об Александре Невском. Вот вам антисоветизм и русофобия — они всегда в единстве.
Мы не враги Запада и хорошо знаем, что значит его великая культура для человечества. Во все времена Россия черпала из нее необходимое для себя. И Запад обогащался великой русской культурой, потом и советской. Но мы — народ иной культуры и цивилизации — русской, российской. Они не менее великие, чем на Западе. Мы против насильственного внедрения у нас западных ценностей, против подавления нашей национальной культуры. Эта опасность существует с древнейших времен. А.Югов в романе «Александр Невский» вложил в уста своего героя такие слова: «Немцы страшнее. И… господин папа!.. Если не устоим против стран западных, то эти и духовный корень наш изроют! Не то что нас, а и Руси не будет. Вовеки!..» Не точно такая же, но схожая опасность есть для России сегодня. Не было ее в советское время и не могло быть.
Битва продолжается
В противостоянии антисоветизму и борьбе с ним определилось на сегодняшний день несколько видов его порицания. Прежде всего, выделим осуждение антисоветизма с нравственно-этической точки зрения: нельзя оскорблять историю героического поколения, заплатившего дорогую цену за нашу Великую Победу, создавшего мировую державу,— это аморально. Кто так считает, как правило, подчеркивает: как бы кто ни относился к советской истории, она заслуживает уважения. Это «как бы кто» подразумевает и жестко-критическое отношение к ней, но без бранных слов и уничижительных оценок.
Нередко встречается также осуждение антисоветизма с позиций того здравого смысла, что характерен для не лишенных ума и совести обывателей: не всё в советской реальности было плохо, было и хорошее.
Существенно отличается от двух представленных взглядов на советскую эпоху ее оценка людьми, заявляющими о себе как о государственниках-державниках. Они считают, что в советский период отечественной истории была сохранена преемственность в осуществлении державной политики, в защите национальных и геополитических интересов России, что являлось характерным для нее во все времена, начиная с Древней Руси.
Но ни один из означенных видов противостояния антисоветизму напрямую не касается вопроса о защите Советской власти как власти трудящихся, власти народной, без которой не могло быть великой советской истории. Речь идет о защите последней с классовой, социалистической точки зрения. Понятно, что ее и быть не могло в телепередаче «Суд времени». Защищающий советскую историю Сергей Кургинян выступал на «суде», как нам представляется, с позиций государственника-державника. Во всяком случае, он претендовал на это. Сколь состоятельна его претензия — особый вопрос.
Кургиняну не откажешь в остроте ума: он умело ловит противника на противоречиях в его суждениях и загоняет его в тупик. Эрудирован и хорошо информирован, обладает разносторонними знаниями, способен к популярной подаче своей аргументации. Ко всему, художественно образован, артистичен. Такие, как он, в особенности импонируют той части нашей интеллигенции, которая в силу неопределенности, эклектичности ее мировоззрения не терпит «односторонности» классового подхода к анализу и оценке социальных явлений. Еще бы — ведь эта «односторонность» требует четкой позиции, определенного взгляда на вещи в настоящем. И Кургинян вполне соответствует такому запросу.
Так, на передаче «Суд времени» при обсуждении вопроса «Мировой финансовый кризис: сбой системы или преддверие катастрофы?» Кургинян продемонстрировал завидную широту своих знаний. Он популярно объяснил, что такое деривативный оборот финансов, что такое ямайская система финансового капитала и многое другое. Он блистал в доказательстве того, что финансово-экономическая катастрофа охватила весь мир. Но вот ему задан вопрос: так вы утверждаете, что катастрофа капитализма неизбежна? Каков же был ответ Кургиняна: нет, я утверждаю, что она неизбежна для его финансовой модели. Стало быть, капитализм жив и будет жить? На этой же передаче один из экспертов со стороны Млечина сказал о социально-экономическом строе Китая: это социалистический капитализм, или капиталистический социализм. Ни Кургинян, никто из экспертов с его стороны ничего на это не ответили. Почему? Создается впечатление об их согласии с оппонентами. По факту так оно и было. Однако Кургинян достаточно образован для того, чтобы не знать, что социализм в Китае после Мао Цзэдуна строился на основе ленинской методологии НЭПа.
При обсуждении темы «Андропов: завинчивание гаек или политика с двойным дном?» эксперт Кургиняна — доктор философских наук Лавров заявил о коллапсе советской системы при Андропове, чему чуть ли не аплодировал Млечин. Кургинян же позже подтвердил: «Система довела себя до полного коллапса». Но если это так, то распад Советского Союза был неизбежен. Но Кургинян доказывал обратное!.. Концы с концами не сходятся. Поражает и другое. Кургинян часто говорит своим экспертам: «Вы можете высказать мнение, противоположное моему». И ряд из них этим воспользовался, раз от разу смыкаясь с мнением противоположной стороны либо потрафляя ей. Кургинян держался молча, отстраненно, и поневоле возникала мысль о единстве сторон на «суде» по вопросам, которые даже не допускались к обсуждению,— скажем, о «советском тоталитаризме».
Кургинян любит повторять: главное — разоблачение мифов, поиск объективной истины. Но ведь всем ясно: полемика по вопросам советской истории, как бы кто ни стремился вести ее в русле научного академического спора, с неизбежностью будет иметь ярко выраженный идеологический и политический характер. Отдадим должное Сванидзе и Млечину — они предельно четко выражают свои идеологические и политические взгляды. А что Кургинян? Каково его идейное и политическое кредо? Он вроде бы против капитализма, но, как оказывается, не совсем. Защищая советскую историю, воздерживается от оценки советского социализма. Разоблачая, бывает с блеском, разрушительную сущность ельцинско-гайдаровской политики и предательство национальных интересов Горбачёвым, Кургинян обычно примерно так завершает свое заключительное слово: «Мы извлекаем уроки из истории и разоблачаем мифы, чтобы этого (предательства. — Ю.Б.) никогда не повторилось». На последних заседаниях «суда» стал добавлять: «И этого больше не будет!» Не будет, в смысле — не будет продолжения курса Ельцина — Гайдара? Не будет при существующем режиме власти? А ликвидация баз в Лурдесе и Камрани, принятие закона о монетизации льгот, Трудового, Водного и Лесного кодексов, «реформирование» армии и системы образования — это в национальных интересах России? Так не будет, в смысле смены курса и режима власти или при их сохранении?
Вопросы не случайны. Из памяти не выходит выступление Кургиняна на телевидении, в ряду прочих политологов, перед последними президентскими выборами, когда имя преемника Путина еще не было известно. Сергей Ервандович с нескрываемой тревогой говорил об опасности дестабилизации общества, распада страны с уходом Путина с поста президента России. Нет, он — не противник ни Путину, ни Медведеву. Разве что слегка может пофрондировать по отношению к власти. Не для того Кургинян взялся защищать советскую историю, чтобы представить ее как укор правящему режиму. А для чего же?
…20 сентября сего года С.Е. Кургинян, выступая в карауловской передаче «Момент истины», в сванидзевско-млечинской манере пошловато-презрительно характеризовал КПРФ, ее лидера. Всё встало на свои места: Кургинян пошел к Сванидзе, чтобы нажить капитал доверия у советских людей. Он умнее Сванидзе и Млечина и отличается от них обостренным чувством реальности. Раньше других он почувствовал и осознал что советское прошлое стало занимать господствующее положение в массовом сознании. И сделал соответствующие выводы…
Кургинян выступает в роли государственника и державника, абстрагируясь от социально-классовой природы государственного строя, от формы организации государственной власти. При таком абстрагировании исследование советской истории именно как советской (она начиналась с организации власти в форме Советов) становится делом несостоятельным, оказывается поверхностным, периферийным, сбивается на частности, на рассмотрение преимущественно интриг во властных структурах, что чаще всего и случалось на «Суде времени». Искренне возражающие нам скажут: «Но интерес-то к передаче был огромный, и результаты голосования впечатляют — от 75 до 90% «за» советскую историю!» Думается, что заслуга в этом не главных участников передачи (Сванидзе, Млечина и Кургиняна), а телезрителей, которые за последние двадцать лет впервые получили возможность выразить свой протест против глумления над их советской историей.
Это именно протест, а не просто ностальгия по советскому прошлому. Обратите внимание: передача только лишь начиналась, а первые результаты голосования били наповал антисоветчиков и оставались неизменными, или почти неизменными, до самого конца. Потребность протеста против очернения недавнего великого прошлого так велика в народе, что она мощно заявила о себе при первой же возможности своего выражения. Но это пока, увы, безымянный протест, не у всех на виду. И заявит ли он о себе на выборах и если заявит, то как? Ведь ради желаемого результата на них даже отъявленные антисоветчики начнут прислоняться к советскому прошлому, не говоря уж о его «защитниках», которым КПРФ — что кость в горле.
Но всё же названный протест невероятно значим для прозрения миллионов. После массового участия телезрителей в проекте «Имя Россия», когда стало ясно, что народ защитил Сталина, результаты голосования в телепередаче «Суд времени» — это очередной, и весьма ощутимый, удар по престижу власти. Антисоветизм как государственная политика на этот раз потерпел жестокое поражение. И хотя до исторического его поражения, до восстановления Советской власти, еще не близко, советская историческая память жива и действует. Битва продолжается.
Юрий Белов
http://gazeta-pravda.ru/content/view/5938/59/
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»