Зачем сжигаются мосты, или Как «реформаторы» гробят одну из основ морской профессии
Распоряжением министра обороны Сердюкова к фактическому уничтожению приговорён питерский яхт-клуб Военно-морского Флота с трёхвековой историей 
Морские узлы рубить нельзя
Многим хорошо знакомы слова одной из песен группы «Машина времени»: «…скажи мне: чему ты рад? Постой, оглянись назад! Постой, оглянись назад и ты увидишь: как вянет листопад, и вороны кружат, - там раньше был цветущий сад!..»
Эти слова Андрея Макаревича – словно эпиграф к рассказу о процессах целенаправленного «реформирования» нашего Военно-морского Флота, которые продолжают набирать обороты. На мой взгляд, эти разрушительные процессы поражают коррозией не только железо, но и систему подготовки, воспитания его кадров, душ человеческих. Особенно это касается молодёжи, которая ещё стремится идти в профессиональный ВМФ, ещё хочет освоить азы морских наук и однажды встать на командирский мостик.
Раньше это было сделать довольно трудно. Надо было иметь не только солидный плавательный ценз, но и хорошо разбираться в основах морской практики. Например, незнание и неумение вязать морские узлы, или управлять в свежую погоду шлюпкой под парусом, не раз приводило к гибели людей. Печальных примеров предостаточно.
Вспомним хотя бы 9 июня 2005 года. В тот день перевернулась шлюпка с курсантами Петербургского Морского корпуса имени Петра Великого. Погибли шесть человек. И это в достаточно спокойных условиях акватории Финского залива, а не в океанском плавании в шторм. Крайне настораживает, что на борту шлюпки находились и два флотских офицера. Впрочем, при существующем отношении к флоту и морской практике ничего иного ожидать не приходится…
Морская культура не может возникнуть ниоткуда. Ей нужны море, корабли, а главное - люди, которые, устремляясь в плавание, творят историю и закрепляют традиции. Без них наш флот представить себе невозможно. Человеку непосвящённому трудно понять, например, какое значение имеют вопросы правильной и надёжной страховки людей через правильно завязанные морские узлы. Но это кажется малозначительным до тех пор, пока что-нибудь не случилось. А оно случается.
Примерно лет десять назад на одной из атомных подводных лодок Северного флота штормовое Баренцево море забрало навсегда молодого офицера, который пренебрёг страховкой и пошёл на кормовую надстройку подлодки. Причём случилось это на глазах у командира субмарины, который преспокойно смотрел с мостика атомохода на этот бардак. Вот и нет человека... А заложить элементарные основы морского дела и понимания необходимости соблюдения мер безопасности среди морской стихии можно только на парусной практике, которую в современных военно-морских учебных заведениях России практически угробили на корню.
Когда я учился в Ленинградском ВВМУ подводного плавания имени Ленинского комсомола, нам, курсантам, на шлюпочной практике прививали уважительное отношение к парусу, к гребле на ялах. Приветствовалось как посещение яхт-клуба ВМФ, так и участие в парусных гонках и походах на акватории Финского залива «По местам боевой славы». Проходили они под руководством опытных яхтенных капитанов: контр-адмирала Э.С.Бородина (яхта «Океан»), капитана первого
ранга В.А.Малиновского (яхта «Вела2», капитана второго ранга В.А. Зорохова (яхта «Винни Пух»), А.А. Берёзкина (яхта «Былина»). Такого сейчас больше нет. Этот очень важный элемент морского дела, воспитания уважения и любви к морю уверенно исчезает из учебных программ военноморских вузов. Устройство шлюпки остаётся лишь на плакатах и в справочниках боцмана, которые нынешние курсанты открывают всё реже. Практически не осталось и опытных преподавателей парусного дела.
Кто-то подумает: да кому нужны эти канаты да узлы в наше-то «нанотехнологическое» время! Отвечу. В отличие от нынешних российских военно-морских заведений, на Западе не только тщательно сохраняют, но и преумножают учебную базу парусной практики. Что за морской офицер, который не умеет вязать морских узлов и управлять в свежий ветер небольшой парусной яхтой или шлюпкой?.. Это, простите, гибрид моряка и дворника в зелёных камуфляжных брюках-галифе, который усиленно насаждается в нашем флоте под руководством Сердюкова - министра по распродаже военного имущества - и его окружения. А Главком ВМФ Высоцкий ничего не делает – ибо просто не может.
Торговец Сердюков против Петра Великого
…В канун очередного Дня ВМФ жителей нашей морской столицы в очередной раз «обрадовали». Министром обороны была издана бумага без заголовка и без названия за номером 205/2/170. Сутью её стало уничтожение ряда объектов Минобороны, среди которых оказался и яхт-клуб ВМФ.
Расположен он в ковше Галерной гавани по адресу: Шкиперский проток, дом 12.
Немного истории. Как Невский яхтклуб он был учреждён ещё Петром Великим в 1713 году в память созданного им же Невского флота. Высочайшим Приказом по Морскому ведомству от 24 июня 1895 года эта территория была определена как первый в России «военно-морской яхт-клуб». До последнего времени ядро его составляли более 300 спортсменов, около 100 яхт и других плавсредств. Клуб, благополучно переживший и безумие «перестройки», был поставлен перед фактом - оставить территорию в десятидневный срок. Цель «зачистки» территории – надо полагать, дальнейшая реализация военного имущества, - в данном случае недвижимости.Это и произошло в нынешнем году.
Владельцем практически всей территории клуба стало ООО «ТрансСтрой». И только гражданская позиция его руководства, понимание исключительной профессиональной значимости яхт-клуба и интеллектуального потенциала опытнейших яхтсменов, глубокое уважение к исторической памяти и к этому виду спорта мирового уровня не позволило вышвырнуть людей и яхты в никуда - как это
чуть было не сделал министр Сердюков. Яхтсмены и лодки смогут перезимовать в родной гавани и подготовится к навигации до 15 июня 2011 года.
Но в последний раз… И не думай, читатель, что хоть одна копейка с огромной суммы от продажи этой территории упала для подготовки необорудованного места будущей стоянки яхт и мест хранения яхтенного имущества.
Не секрет, что по тем же основаниям («во благо отечественного ВМФ») в начале 90-х были распроданы несметные активы флота - склады и запасы топлива. Разошлись за бесценок и боевые корабли, выставленные ныне по чужим гаваням, как диковинные звери, символами поверженного в холодной войне Советского Союза. На моих глазах в Северодвинске резались и утилизировались современные атомные подводные лодки, которые были ещё достаточно молодыми, и после ремонта могли бы успешно ходить в море выполнять учебные и боевые задачи. Но министр обороны уничтожает все нерентабельное. По этой логике выходит, что и история Флота Российского – тоже нерентабельна. Что стоит за этим - можно только догадываться.
Морские волки бьют тревогу
Чтобы замаскировать процедуру уничтожения пока ещё очень мощной материальной и интеллектуальной базы подготовки и воспитания молодых моряков и будущих морских офицеров России, легендарный яхт-клуб обозначен в документе как «территория со складскими помещениями и трансформаторной подстанцией». Здесь «скромно» умалчивается, что, помимо
строений для хранения яхт и судов, территория оборудована стационарными техническими средствами спуска, подъёма, ремонта и обслуживания плавсредств. Работают мастерские: столярная, слесарная, полимерных материалов. Яхтсменами очень бережно сохранена вся материальная база ремонта яхт, пусть и очень старая. Очень важно, что до сих пор активно работала детско-юношеская парусная школа, для нужд которой специально оборудован железобетонный слип. Её выпускники не раз становились чемпионами СССР и России по водным
видам спорта.
А самое главное – это те «морские волки», капитаны яхт, которые готовы совершенно безвозмездно, очень быстро и качественно обучить молодёжь морским практическим навыкам и навигации. Дать юным мореходам то, чего никогда не дадут молчаливые плакаты с изображением шлюпки или парусника. Среди них много очень опытных морских офицеров и офицеров запаса: как подводников, так и надводников. Для специалистов очевидно, что парусная практика на крейсерских яхтах обязательно должна быть включена в учебную программу военно-морских учебных заведений Петербурга - а учителей и искать не надо. На всю жизнь в их памяти останутся красоты моря и паруса, отличные знания местных условий плавания и морского театра.
Капитан яхты «Персей», капитан второго ранга в отставке Виталий Демидович как-то сказал по этому поводу: «Решение министра обороны, иначе как издевательство, не воспринимается - особенно в свете того, что клуб рекомендовано спешно перебросить на крошечный пятачок совершенно неподготовленной земли в районе Центрального яхт-клуба, именуемый в народе не иначе как «Керосиновка».
Это место не только ежегодно затапливается, но и продувается всеми ветрами. По сути, это - смертный приговор яхт-клубу ВМФ!» Такого же мнения придерживаются и все остальные яхтсмены клуба, многие годы ходившие под парусами от причалов родной исторической гавани в море. Впрочем, поскольку уже давно никто не верит в мудрость высшего руководства и здравый смысл его деяний, остаётся только пожелать твёрдости военным яхтсменам и всем, кому небезразличен морской дух и традиции Санкт-Петербурга. Надежда всегда умирает последней. Поэтому маститые ветераны флота неоднократно направляли коллективные письма Путину и Медведеву. Но это, очевидно, уже от отчаяния… В нарушение требований пункта 6 статьи 8 Федерального Закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» все эти обращения не дошли до адресатов, т.к. были пересланы… в Минобороны, чьи действия, собственно, в письмах и обжаловались. И вот результат налицо: Министерство обороны просто сжигает за собой все мосты.
Игорь КРАВЦОВ, капитан первого ранга запаса, последний командир атомной подводной лодки «Казань», мастер спорта России, яхтенный капитан.
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»