Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Кущёвское отражение российской криминальной политсистемы. Аналитическая записка Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ

Трагедия в станице Кущёвская Краснодарского края – это случайно вылезший «наружу» скол общероссийского социального, экономического и политического устроения общества. Устроения целиком криминального, начиная от способа его возникновения (реформы 1990-х) и распространившегося на каждый район, каждую деревню, на все сферы жизни социума. 

А.Н. Клюева,
зав.сектором политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ

Убийство 12 человек в кубанской станице более чем наглядно свидетельствует, что заверения властей о том, будто «лихие» и бандитские 1990-е закончились, уступив месту «стабильности» и «порядку», являются абсолютно необоснованными. В реальности же имеет место лишь тот факт, что власть в 2000-е научилась скрывать свою криминальную сущность под лицемерными масками адептов «законности». И то, как показывает Кущёвская трагедия, маски эти держатся плоховато, и время от времени со скандалом «слетают».

 

Формирование общественного мнения

 

Почему это происходит? Почему на страницы прессы и экраны телевизоров всё-таки вылилась «кущёвская кровь»? Здесь представляются репрезентативными следующие соображения.
Прежде всего, убийство, а тем более массовое – это такое преступление, которое полностью скрыть практически невозможно. Попытка замолчать в СМИ подобные события чревата мощным импульсом для распространения этой информации «сарафанным радио». А при таком способе распространения повлиять на общественное мнение для властей становится невозможным. И накопление подобных случаев «замалчивания» может привести к росту недоверия среди населения.
Потому для правящего режима гораздо выгоднее наиболее вопиющие случаи «выпускать» в СМИ, но со своей «аранжировкой», тщательно дистанцировавшись от происходящего, сделав вид, будто власть предержащие также шокированы и возмущены произошедшим, как и рядовые граждане.
Реализацию этого принципа можно проследить на примере хронологии смены доминирующих в СМИ версий Кущёвской трагедии. По началу – вероятно недооценив масштаб произошедшего и потенциальный общественный резонанс – данное событие попытались представить как «бытовуху», в различных вариациях: от «не поладивших между собой гостей и хозяев», до вообще пожара в доме.
Через некоторое время авторы «бытовой» версии видимо почувствовали неадекватность и бутафорский характер своих умопостроений и вынуждены были признаться в том, что в убийстве замешаны ОПГ. Причём, опять же, сначала выдавались столь же «банальные» версии – карточные долги убитых либо «кровная месть»…
И лишь несколько дней спустя СМИ вынуждены были озвучить действительно правдоподобные версии, пролив свет на то, что в станице долгое время фактически правила организованная преступная группировка, главари которой состоят в «Единой России» и избираются в муниципальный парламент.
В этих условиях официальные СМИ, губернатор Кубани Ткачёв и прочие чиновники, комментирующие кущёвские события, усиленно навязывали обществу мысль, что «Кущёвка» – это единичный, вопиющий случай, единственный в своём роде, и они сделают всё возможное и невозможное, чтобы «под корень» ликвидировать мафию в данной конкретной станице.
Таким образом решается сразу две задачи: снятие с себя ответственности – «не знали, о, ужас, что творится, поправим» и недопущение в умы граждан (зрителей, читателей) мысли о том, что власть криминальна не только в станице Кущёвская, но и во всей стране, в каждом регионе – «мы же открыто говорим о таких случаях, ничего не скрываем, мы сами возмущены!».
И только после того как «кущевская тема», оставаясь доминирующей на федеральных каналах, была вынесена лидерами парламентских фракций в повестку дня традиционной встречи с президентом Медведевым, лидер КПРФ Г.А.Зюганов дал принципиальную политическую оценку событиям («Истоки трагедии на Кубани - передел земли и собственности, сращивание власти и криминала»,  «появление своеобразных «эскадронов смерти» при новых латифундистах и помещиках – это предвестник грядущих тяжелых потрясений») изменилась и тональность оценок происшедшего властями Кубани. Губернатор Ткачев, как бы перекладывая ответственность на все государственные и правоохранительные структуры, объявил, выступая на заседании краевого парламента, что группировки, подобные банде Сергея Цапка, совершившей убийство 12 человек в станице Кущевской, есть чуть ли не в каждом районе края. И вообще: трагедия, подобная кущевской, могла произойти не только в любой точке края, но и страны, и что «банды, бандочки, криминал в той или иной степени присутствуют везде».

 

Группы интересов

 

Анализируя процесс формирования общественного мнения вокруг Кущёвской трагедии, необходимо упомянуть ещё одну значимую составляющую. Это – расхождение интересов различных околовластных кругов.
Наглядным примером здесь может послужить опровержение версии пожара представителями МЧС. Местным властям, разумеется, было выгодно «спрятать концы в огонь», чтобы не всплыла реальная картина преступления. Они, по свей видимости, и «запустили» в СМИ информацию о том, что дом сгорел дотла и тела обнаружили при разборе завалов. Однако МЧС подобная версия категорически не устраивала, особенно после их тотального провала при тушении летних торфяных пожаров. Зачем брать на себя пусть и косвенную, но всё-таки ответственность ещё и за 12 трупов? Отсюда – опровержение «пожарной» версии и новый вынужденный «шажок» в пролитии света на истинные причины трагедии.
Следующие структуры, которые подверстывались под связь с кущевской трагедией, были спецслужбы (то ли ФСБ, то ли еще кто-то). Вначале в СМИ всплыла версия о том, что цапковские тренировались под руководством инструкторов из спецслужб. Версию рекрутации местных бандитов спецслужбами для решения специфических задач на Северном Кавказе пытались озвучить некоторые гости передачи «Пусть говорят» (ведущий Малахов, «Первый канал»), но в итоговую версию программы эти утверждения не попали. И вообще спустя пару дней после трагедии следы спецслужб в публикациях СМИ полностью испарились. Общественное внимание зацикливалось на МВД. Однако версия использования спецсредств (газа), которые якобы был применены цапковскими для обездвиживания своих жертв, всплывает постоянно. И следствие не может объяснить: почему жертвы не оказали никакого сопротивления нескольким убийцам, целый час спокойно резавшим их ножами. Заметим, версия применения усыпляющего газа долго отрицалась властями в связи с трагедией при освобождении заложников в «Норд-Осте».
Под ударом также находится и краевая прокуратура, возглавляемая близким к нынешнему генеральному прокурору Чайке прокурором Коржинеком, довольно независимым от краевой власти. Учитывая застарелый конфликт главы СКП Бастрыкина и генпрокурора Чайки, перекладывание «следаками» через СМИ ответственности за бойню на краснодарских людей Чайки – также можно расценить как отражение конфликта интересов различных федеральных властных группировок.
При исследовании «земельной» версии следует отметить, что в Кущевской, находящейся ближе Ростову, чем к Краснодару, явно конкурентно сплелись интересы соответствующих хозяйственно-экономических и криминальных групп. СМИ, например, в свое время сообщали, что «в Темрюкском районе земли проданы компании «Якутзолото». Земли в Кущевском и Ленинградском районах получило ЗАО «Юг Руси», расположенное в г. Ростове-на-Дону». При этом следует не забывать, что в числе убитых Владимир Мироненко - финдиректор ростовского агропромышленного холдинга "Астон", который контролирует десятую долю российского зернового рынка. Кстати деятельность, холдингов «Астон» и «Юг Руси» подпадала под расследование картельного сговора. И какие у них сегодня отношения с известным краснодарским агрохолдингом «Выселковский», ведущим земельную экспансию в крае, – малоизвестно. Кстати, самыми влиятельными выходцами из агрокомплекса «Выселковский» в кубанской и федеральной элите являются губернатор Александр Ткачев, его брат – депутат Государственной Думы Алексей Ткачев и др.
Также не стоит сбрасывать со счетов и работников СМИ, журналистов. При всей подневольности системы СМИ в России, никуда не деть профессиональное стремление журналиста «выявить сенсацию». Это его хлеб, и подчинение ограничениям «сверху» на подобные «изыскания» не может время от времени не давать сбоя.

 

Две наиболее важные версии

 

Наиболее же значимым столкновением интересов на кущёвской почве является собственно «земельный вопрос», послуживший истинной причиной трагедии. Не даром в блогосфере проявилась сначала версия о борьбе в 1990-х кущевских против крымско-татарской «мафии». Затем всплыла версия о чеченских латифундистах, которые, по мнению блоггера, таким способом «стравили» два «очага сопротивления» скупке земли, которую ведут то ли чеченцы, то ли ещё какие-то горцы физически устранив одного лидера такого очага и отправив «за решётку» второго, обвинив его в убийстве первого.
Данная версия выглядит неадекватно вследствие того, что сложно предположить, будто лидер ОПГ С.Цапок – мирный станичник, организующий лишь сопротивление то ли татарским, то ли чеченским скупщикам земли. В то же время имеет место ряд факторов, свидетельствующих в пользу «чеченской» или «горской» версии. Из наиболее весомых следует назвать три.
Первое – высокий профессионализм убийц (использование холодного оружия) и специфический почерк, характерный для кавказских боевиков, прошедших «горячие точки».
Второе – убийство детей, в том числе даже девятимесячной девочки. Такой поступок может быть продиктован только менталитетом «родовой общины», характерным для горцев. Ни русские, ни татарские бандиты, совершая убийство, не будут рассматривать маленьких детей в качестве своих врагов – у них будут действовать другие психологические клипы, нежели у кавказцев, живущих преимущественно «осовремененными» родовыми общинами. (Подчеркнем, что здесь речь идёт о специфике национального менталитета исключительно преступников.)
Наконец, третье – убийство носило явный характер «акта устрашения». На первый взгляд, находящимся фактически у власти в станице единороссам Цапкам подобного рода «демонстраций» в общем-то не требовалось: они и так обладали достаточными рычагами влияния и на общество в целом, и на недовольных в частности. Значит, за «цапками» стоял еще кто-то?
Следует отметить, что нельзя исключать и такую «горскую» версию: цапковская ОПГ использовалась спецлужбами в качестве боевиков в «горячих» кавказских точках, где ими были приобретены соответствующие навыки. Может и в этом разгадка увода «цапковских» от ответственности по всей вертикали правоохранительных органов?
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что окончательная версия, озвучиваемая сегодня средствами массовой информации, содержит ряд логических нестыковок, которые проистекают из сокрытия властями существенных деталей преступления. Эти детали могли бы ясно высветить причастность властей и спецслужб к легализации беспредела, творившегося в Кущёвской, и потому тщательно замалчиваются.
Кстати, в условиях тотального контроля администрации Краснодарского края за выборным процессом в регионе, когда фактически согласовывается каждая кандидатура потенциального депутата, имеющего шанс на избрание, а представители КПРФ и реальной оппозиции, как правило, исключаются из выборного процесса уже на начальных этапах, вопиющим является следующий факт. Подозреваемый в исполнении убийств Сергей Цеповяз имеет статус депутата местного представительного органа четвертого созыва. Обладал в третьем созыве депутатским мандатом районного Совета муниципального образования Кущевский район и подозреваемый в организации преступления Сергей Цапок, который считается лидером преступной группировки в Кущевской. Более того, в 19-м Раздольненском округе на выборах 14 марта 2010 года баллотировались кандидатами в депутаты районного Совета муниципального образования Кущевский район только члены этой ОПГ (третьим соискателем депутатского мандата был Алексеев Владимир Вячеславович, как сообщают СМИ, «правая рука» Цапка по ООО "Частное охранное предприятие "Центурион-Плюс", кличка «Беспредел»). Никто другой, кроме членов преступного сообщества, к выборам допущен не был! Значит их кандидатуры прошли согласование в ведомстве вице-губернатора, отвечающего в краевой администрации за выборы, правоохранительные органы и СМИ.
В задачу настоящего исследования не входит уточнение и дополнение версии произошедшего, но нельзя не указать на то, что и правящий в станице «режим Цапков», и интересы латифундистов в равной мере являются родными и близкими для всей российской политической системы. И абсолютно очевидно то, что пойманные кущёвские бандиты – это даже не верхушка айсберга, это всего лишь его слабый отсвет на поверхности воды. А вся российская «вертикаль власти» строится по тому же принципу, что и «цапковские» станичные порядки.

***


Если рассматривать общеполитические тенденции, которые высветила Кущёвская трагедия, то среди них можно выделить две основные.
- Общественная мораль достигла пика своего разложения, что прежде табуированные даже для преступного мира деяния (такие, как убийство детей) становятся в порядке вещей. Подобного рода жестокость не характерна даже для военных действий, и применялась только СС-овцами (в частности на территориях, поддерживающих партизан) или бандеровцами на Украине.
- В критических ситуациях власть не способна решать даже жизненно важные для неё задачи. Это наглядно продемонстрировали летние торфяные пожары в Центральной России, а теперь – массовое убийство в Кущёвке, раскрыть которое для федеральной и краевой власти необходимо для сохранения её авторитета. А между тем наблюдаемый по СМИ ход расследования показывает, что оперативно и качественно решить эту задачу власть не в состоянии. При этом от ответственности уводятся даже деятели районного звена.

 

Выводы


- Кущёвская трагедия – случайно выбившийся наружу (в СМИ) «скол» российской действительности.
- Неудавшуюся попытку замолчать произошедшее и свести всё к «бытовухе» сменил курс властей на самодистанцирование от события и объявление его «из ряда вон выходящим» и «единичным в России».
- Одной из причин провала попытки замалчивания является расхождение интересов различных околовластных кругов.
- Последнюю версию кущёвских событий – о находившейся у власти в станице ОПГ С.Цапка – можно считать правдоподобной. Однако вместе с тем не следует сбрасывать со счетов информацию о всевозможных латифундистах, которые также имеют виды на кубанские земельные ресурсы. Более того – политика кавказизации русских территорий (сначала через выборный беспредел, затем через кровавый передел собственности) приведёт к повсеместному распространению моделей криминализации власти и общества, характерных для ряда республик Северного Кавказа.
- Новым здесь является возникновение «эскадронов смерти» при крупных земельных собственниках-латифундистах, и сращивание их с т.н. «правоохранительными» органами государства.
- Общество стремительно теряет морально-этические ограничители, а власть продолжает демонстрировать свою беспомощность в критических ситуациях.

А.Н. Клюева,
зав.сектором политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний  ЦК КПРФ.

Источник: http://kprf.ru/crisis/edros/84989.html

Код для вставки в блог: