На главной орбите борьбы
Социально-политический градус России всё выше поднимается в область опасных значений. Действия властей прибавляют тревог за наше завтра. Своими мыслями на этот счёт делится с читателями «Питерской правды» заместитель председателя Комитета Государственной Думы по обороне, лётчик-космонавт СССР дважды Герой Советского Союза Светлана САВИЦКАЯ. 
Несмотря на оптимистические заявления властей, поводов для тревоги за завтрашний день страны, судьбы простых её граждан становится всё больше. В своём последнем послании Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев отметил, что развитие государства и общества невозможно без эффективного обеспечения национальной безопасности и обороны. Исходя из этого, нынешние правители взяли курс «на глубокую модернизацию Вооружённых Сил, на проведение в них системных, значимых преобразований». Казалось бы, все слова очень правильные. Но что за ними? Куда на самом деле направлен вектор очередной перестройки?
Своими мыслями на этот счёт делится с читателями «Правды» депутат фракции КПРФ, заместитель председателя Комитета Государственной думы по обороне, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Светлана САВИЦКАЯ.
— Светлана Евгеньевна, одно из направлений вашей депутатской деятельности — работа в Комитете по обороне. Что удалось и чего не удалось сделать за этот год?
— К сожалению, в Государственной думе — засилье одной партии. И что бы мы ни пытались предпринять — на пути всегда непробиваемая броня «Единой России», от которой отскакивают любые здравые предложения. Даже президент на последней встрече с лидерами думских фракций вынужден был признать: «партия власти» «забронзовела», в стране нет политической конкуренции. «Единороссами» принимается только то, что приходит от правительства или от президентских структур. Хотя при обсуждении проблем обороны трезвый ум есть, кажется, у большинства депутатов, но как только дело доходит до принятия решений, «медведи» тут же перестраивают своё мнение под точку зрения исполнительной власти. И даже в этой ситуации депутаты от КПРФ продолжают бороться. Прежде всего, нам удалось донести до широкой общественности ясное понимание того, что некогда могучая наша армия стала униженной и оскорблённой, военный щит страны требует модернизации.
— Такое состояние ВПК и обороноспособности страны определили проводимые реформы?
— Без сомнения. О пресловутом «новом облике» Российской армии можно сказать разве что одно: нельзя подобным образом проводить военную реформу. Недопустимо, чтобы такая страна, как Россия, чьё оружие в советские времена во многом было лучшим в мире, стала закупать военную технику за рубежом. Сначала наши реформаторы заголосили о необходимости приобретения беспилотников у Израиля, затем положили глаз на французские вертолётоносцы «Мистраль», после стали присматриваться к итальянским бронетранспортёрам. Правда, министр обороны здесь оговорился: дескать, приобретём несколько БТР и посмотрим, как они приживутся, а потом, может, и сами станем их делать. Но всё равно российское военное руководство держит нос по западному ветру. А обоснование такое: в результате ельцинских реформ наша оборонка не в состоянии производить современную технику для армии. Доля истины в этом, конечно, есть. Но расчёт на то, что военный щит для России скуёт «кузнец» вероятного противника, мягко выражаясь, наивен.
Важно, чтобы отечественная оборонная промышленность получила заказы. К тому же, деньги на перевооружение выделены большие. Нужно добиться, чтобы эти средства были освоены у нас, а не улетели за границу. Вот тогда российский ВПК получит неплохой шанс возродиться.
— Министерство обороны решило в этом году не набирать курсантов в высшие военные учебные заведения. Каково ваше отношение к этому?
— Во-первых, произойдёт старение офицерского корпуса. Во-вторых, это большая опасность потери отечественной военной школы.
Последствия всех этих экспериментов над армией будут невосполнимыми. Однако Верховный главнокомандующий и министр обороны упорно проводят эту линию.
— Наша власть буквально кинулась дружить с НАТО, уступая одну позицию за другой. А ведь агрессивный характер этого военного блока доказывать нет нужды. Что же у нас здесь может быть общего? Каков, на ваш взгляд, истинный смысл реверансов в сторону потенциального противника России?
— Эта волна поднялась у нас в стране ещё во времена Горбачёва и Яковлева. Либеральные пропагандистские рупоры через СМИ тогда вещали, что, дескать, после того как Организация Варшавского Договора распалась, «холодная война» закончилась, и НАТО естественным образом превратился из военного альянса в политический. Кабы так!
Помню, осенью 1991 года, когда я была народным депутатом СССР, делегацию советских парламентариев пригласили в штаб-квартиру НАТО. Заверений в дружбе, всяких добрых слов мы там наслушались вдоволь. А что в результате? Несмотря на обещания США и Запада, что Североатлантический блок ни на метр не продвинется на восток, сегодня под НАТО уже лежат бывшие республики Советского Союза. Не случайно Франция, которая во времена СССР вышла из военной части альянса, недавно туда вернулась. То есть имеются все признаки упрочения силовой составляющей блока.
Лютый характер НАТО ничуть не изменился. Ещё свежи в памяти зверства натовцев в Ираке и Югославии. Их не укроешь от мира никакими «овечьими шкурами», в которые агрессор сегодня рядится.
Нынче другая команда, но всё того же либерального толка, поднимает в стране вторую волну амурных отношений с НАТО. Мол, России надо налаживать с блоком тесное сотрудниче-ство, повышать уровень доверия и т.п. Тогда можно будет сэкономить деньги на вооружении, которого при такой «взаимной любви» нам много и не надо.
Эти старые песни вспомнили сейчас отнюдь не по глупости. Запели их либералы, скорее, от хитрости. После того как на югославской и иракской землях натовцы ещё раз показали свой «волчий клык», подобные разговоры, понятно, поутихли. Сейчас же в надежде, что время в общественном сознании несколько остудило эти «подвиги», власть вновь «сватает» нам забрызганный кровью натовский сапог.
Понятно, разумный уровень доверия с блоком должен быть, чтобы, допустим, исключить вероятность применения атомного оружия из-за какого-нибудь нелепого случая, снизить психологическую напряженность. Но это не значит, что мы должны признать, что у нас нет больше вероятного противника в лице НАТО. Он был, есть и, уверена, ещё долго будет. Только лишь потому, что Россия — огромная страна, недра которой буквально забиты полезными ископаемыми. Разве это обстоятельство в условиях, когда мир испытывает сырьевой голод, не провоцирует воинствующие аппетиты тех же стран альянса? Желающих поживиться за счёт России всегда будет предостаточно. Под любыми предлогами они пытаются к нам войти, вползти, как угодно просочиться, чтобы положить лапу на достояние народа. Правильно один из известных политиков недавно отметил, что российская элита уже под контролем Америки и Запада, а сейчас делаются попытки взять под внешний контроль наши Вооружённые Силы и территорию. Об этом надо всегда помнить.
— Светлана Евгеньевна, как можно оценить нынешнее состояние отечественной «звёздной» отрасли? Полагаю, в канун 50-летия полёта Юрия Гагарина эта тема для страны — пионера космоса особенно актуальна.
— Если говорить о пилотируемой космонавтике как о вершине достижений в этой сфере, то мы до сих пор летаем исключительно на старом советском заделе. На орбиту людей поднимает всё та же надёжная королёвская ракета с двигателями Глушко. Нового по сей день, увы, ничего. И проблема не только в финансах. Нет в отрасли руководителей того советского уровня, нет таких масштабных идей, которые были у Королёва и Глушко. Кстати, те же беды сейчас и у американцев. Не видно в США второго Вернера фон Брауна, который в своё время обеспечил им полёт на Луну. Их «шаттлы» скоро встанут на прикол. Одно хорошо: будем возить заокеанских коллег в космос на своих «Союзах» за деньги. А то ведь после катастрофы «Колумбии» российские чиновники, предав интересы отечественной космонавтики, подписали со Штатами такой договор, что два с лишним года нам пришлось доставлять их астронавтов на МКС бесплатно.
Что касается отечественной ГЛОНАСС, основы которой были заложены ещё в советское время, то она стране крайне необходима. В первую очередь — для обороны. Если бы не реформы 90-х, то мы давно бы имели в действии передовую систему слежения и навигации. Увы, нынче она уже отстала от зарубежных аналогов. Нашим военным, которым порой приходится пользоваться заокеанской GPS, полагаться на чужие «глаза» просто опасно. В любой момент американцы их выключат — и армия, считай, ослепла.
А пока у ГЛОНАССа — большие проблемы на земле. Спутниковую группировку мы запустили, а вот комплексы управления, карты, планшеты и многое другое, без чего полноценно система работать не сможет, до ума так и не довели.
— Минобороны недавно отличилось ещё и тем, что отказалось согласовать представление к званию Героя России лётчика-космонавта полковника Максима Сураева. После звание ему всё же присвоили, но для этого ветеранам космонавтики пришлось обращаться к президенту. Как вы думаете, что это — казус или тенденция?
— Подобный случай не первый. До этого долго не присваивали звание Героя России космонавту Роману Романенко. Что тут попишешь? Всегда в нашем деле найдутся чванливые завистники: мол, подумаешь, прокатился по орбите — ничего особенного. Так, видимо, и доложили министру обороны. А он у нас человек своеобразный… Вот пусть сами попробуют слетать в космос и поработать там — сразу иначе заговорят.
Космонавтика по-прежнему — профессия с высочайшей степенью риска для жизни. Не понимать этого может только дилетант.
— О бедственном социальном положении российских военнослужащих и отставников сказано уже немало. Сделала ли власть выводы, есть ли надежда на улучшение?
— Надежда есть, но и могильщики её тоже имеются. Например, из Минобороны недавно поступило предложение, как уже со следующего года без дополнительного выделения средств из бюджета, только за счёт производимых в армии сокращений поднять оклады и пенсии военным в два-три раза. В комитете мы это поддержали. Но Министерство финансов встало в позу: почему, дескать, военным Минобороны надо повышать оклады, а другим военным структурам нет? Словом, денег не дали, чтобы никого не обидеть. Вот так по-иезуитски и замяли вопрос. И, как минимум, на несколько лет. Сознательное недофинансирование военных, в том числе и социальных их программ, идёт практически все годы реформ. Даже если деньги в бюджете выделены, доходят они ох как не скоро. Глядишь, уже год к концу — и тут они вдруг поступают. А за оставшиеся каких-то полтора месяца все эти средства разве освоишь? Вот так изощрённо и душат армию. Квартиры для военных пообещали — это тоже очередной блеф властей.
Офицеры очень болезненно относятся к проводимой реформе. Они видят, как разрушаются военные городки, как людей в погонах необдуманно кидают по всей стране. Не знают командиры своего будущего. А какая с таким настроем служба?
— Вы — депутат, представляющий в Государственной думе северную столицу. С чем приходят питерские избиратели в вашу приёмную на Вознесенском проспекте? Кому и чем удалось помочь?
— Таких «адресов помощи» очень много. Не только петербуржцы идут со своими бедами. Обращаются и жители других городов. Помнится, в Нижнем Новгороде одному ветерану положенную ему квартиру пришлось пробивать. Часто приходится решать вопросы пенсионного обеспечения, социальной защиты, ТСЖ, случается распутывать и житейские неурядицы.
Общегородские дела тоже не в стороне. Однажды попросил помочь директор петербургского Музея космонавтики. Здание расположено в историческом месте: в центре Петропавловской крепости — там, где в своё время была газодинамическая лаборатория, в которой под руководством Валентина Глушко советские учёные проводили первые опыты с ракетными двигателями. Сегодня у этого музея полно всяких «болячек». Но прежде требуется реконструкция здания. Обратилась к губернатору с просьбой выделить средства. Как меня заверили, деньги на реконструкцию музея будут заложены в бюджет следующего года.
Что ещё? В охранной зоне Петербурга на территории Чесменского ансамбля ушлые бизнесмены попытались было «воткнуть» высотное здание офисного центра. Не раз ко мне по этому поводу приходили люди, просили остановить это глумление над историческим обликом города. Борьба была долгая. И вот в октябре суд вынес долгожданное решение: строительство должно быть остановлено.
— Впереди — год парламентских выборов. Каковы ваши планы?
— Знаете, планы всегда хочется наполнять чем-то добрым и светлым. А где всё это взять в наше тревожное, непредсказуемое для страны время? Но как бы там ни было, ясно одно — впереди борьба.
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»