Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Бюджет-2011: запланированный абсурд?..

При почти двойном приросте доходов по прогнозу к 2013 году правительство Петербурга вводит «режим жёсткой экономии» 

Вот уже третий бюджетный цикл в Санкт-Петербурге, как и во всей России, проходит на фоне общемирового финансового кризиса. На Западе достаточно быстро разобрались в его причинах и условиях – даже вспомнили Маркса и его «Капитал»: подлинным источником богатства общества является труд и созданная трудом прибавочная стоимость. Уже невозможно отмахнуться от угрожающего для Запада примера коммунистического Китая.

А что у нас, в России? Общего объяснения о вхождении российской экономики в общемировую явно недостаточно. При этом замалчиваются главные «национальные» факторы: сырьевой характер экономики, находящейся в частных руках, и неуёмная жадность наших «инвесторов» и банкиров, создавших свой капитал на основе дешёвых западных кредитов и спекулятивных сделок на внутреннем финансовом рынке. И когда там аукнулось, у нас с треском откликнулось. Правда, на благосостоянии и самочувствии наших олигархов кризис, похоже, не отразился.

Теперь посмотрим на Питер. Тут всё то же, только с местными особенностями. У нас, правда, нет ни нефтяных и газовых месторождений, ни леса – всё это в Ленинградской области. Зато есть хитрые гримасы налогового учёта, благодаря которым в Питере объявился крупнейший «стратегический инвестор» в лице одной из богатых «дочек» Газпрома.

Анализируя бюджет Санкт-Петербурга на очередной трёхлетний период, мы приходим к выводу, что он сформирован с видимостью постепенного выхода из кризиса к 2012 году. При недостатке собственных доходных источников и резком сокращении федеральных дотаций, бюджет свёрстан с огромным дефицитом – объём последнего к концу 2013 года планируется на уровне 42,4 млрд. рублей. В этих условиях лейтмотивом губернаторского представления проекта бюджета ЗакСобранию стал жесточайший режим экономии в расходовании бюджетных средств.

При этом Закон о бюджете Санкт-Петербурга не соответствует главной цели составления бюджета - финансовому обеспечению принятых органами государственной власти расходных обязательств, а говоря проще - обеспечению жизнедеятельности города. Реальное финансирование расходов бюджета с учетом прогнозируемой к докризисному 2008 году инфляции — более 40% — не увеличится, а сократится на 18%. Поэтому достоверность прогнозов и обоснований, подготовленных властями Петербурга к проекту бюджета, представляется крайне сомнительной.

Заметим, что в нарушение требований законодательства прогноз социально-экономического развития (СЭР) города (на основании которого составляется бюджет) даже не рассматривался Правительством Петербурга и, соответственно, не был представлен Законодательному Собранию. Документ под названием «Прогноз СЭР» был распространён лишь среди прочих расчётно-справочных материалов. Анализ его показателей свидетельствует о значительном экономическом потенциале Санкт-Петербурга, почему-то не учтённом при формировании проекта бюджета.

В частности, к 2013 году предполагается рост объёма доходов прибыльных предприятий более чем на 47% по сравнению с докризисным 2008-ым. Общий объём доходов бюджетной системы региона (без доходов предприятий) за этот период увеличивается более  чем на 80%. При этом в пояснительной записке к Прогнозу эта положительная динамика объясняется результатом активной работы Администрации Санкт-Петербурга по преодолению финансово-экономического кризиса. Почти идиллия!

Но тогда с какой стати сокращается финансирование основных бюджетных обязательств и вводится режим жёсткой экономии?.. Создается впечатление, что власти Петербурга не имеют представления об уже преодолённом финансовом кризисе, который якобы сами и преодолели. Ибо, если верить тому, что написано в вышеозначенном прогнозе (и исходя, кстати, из требований Минэкономразвития), правительство Петербурга обязано было разработать и внести на рассмотрение Законодательного Собрания принципиально иной проект бюджета, обеспечивающий реальное финансирование основных расходных обязательств города и прежде всего его социальной сферы.

Но, по всей видимости, в правительстве города, как говорится, «правая рука не ведает, что творит левая».

Первый секретарь Санкт-Петербургского горкома КПРФ, депутат Государственной Думы

Святослав СОКОЛ

Код для вставки в блог: