Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

«Гитлер капут!» - фанатики стёба

Вот уже вторую неделю в блогах не протолкнуться – идет горячее обсуждение нового «шедевра» российского кинематографа, картины Вайсберга Марюса «Гитлер капут». 

Пока одни громогласно выражают свое недовольство, поминают недобрым словом всех участников действа, другие, обвиняя первых в скудоумии и ханжестве, рисуют смайлики, и выражают свое восхищение, как краткая сестра таланта - Эллочка Людоедка: «Гы-гы!», «Жжоте!», «Зачет!» Нация опять разделилась (хотя, почему опять, почему не снова?) на тех, для кого прошлое, наша противоречивая, но великая история - священны, и на тех, кому на это плевать, на тех, кого называют «ретроградом» и тех, кого именуют «выкидышами потреблятства».
В анонсах фильма бодро вещали (аж до патриотических мурашек на наших державных спинах), что «Фильм «Гитлер Капут!» - антифашистское, патриотическое кино». После такого определения, естественно, крики негодования тех, кто внезапно вспомнил, что его дедушки-прадедушки в эту войну воевали (а может и погибли даже) оседали в блогах нецензурируемыми мазками: "На очереди что, гламурная комедия под названием "Как я провел лето в Освенциме"?" или же «Деградация! Вырождение человечества - нет уважения к нашим дедушкам и бабушка которые пережили ужасы войны: голод, холод, потерю близких, любимых, детей, отцов, матерей... ПОЗОР! Запор мыслей, понос слов... Бог вам судья, господа создатели дешёвой киношки для неимеющих духовных ценностей». http://video.mail.ru/corp/afisha/trailers/690.html
Но создателям антифашистского «шедевра» только это и надо. Формула «побольше шуму, мсье Овечкин, побольше шуму!» давно стала источником баснословных кассовых сборов. Чем больше ругают, тем охотнее народ валит на сеансы. А что? Народ ведь, как дите - если ему говорят, что «это бяка, в рот не суй», он непременно захочет это проверить, действительно ли «бяка» ли сей продукт, и если это «бяка», какова она на вкус. Подобная логика производства и сбыта кино-ширпотреба, естественно, давно уже представляет из себя секрет полишинеля. Что не мешает вестись на него вновь и вновь.
Впрочем, нашлись и «интеллектуалы», из числа тех, кто после неистового хохота по поводу сального анекдотика, непременно изрекут философскую сентенцию типа: «Вот и жизнь наша такая...» или «А ведь эта шалава в чем-то права...» Такие смысловых паразитов, философствующих по поводу того, что не содержит в себе ни капли философского смысла (все наполнено прямолинейным «гы!»-каньем) изрекали «великие мудрости» (от которых у всех возникали «великие печали» - по причине скуки): «Фильм сам по себе очень ироничный, можно сказать, что это - пародия на нашу современную жизнь, где ведутся информационные войны, процветает промышленный шпионаж, а на развлечения, отдых, отношения и чувства порой почти не остается времени. Но у настоящего русского мужика времени хватает на все: и «отжечь» на гламурных корпоративах, и спеть в караоке «Калинку-малинку», и станцевать балет «Лебединое озеро», и даже попариться в русской баньке!» http://www.smotrifilm.ru/forum/index.php?topic=291.0
И под конец находились и миротворцы, которые всегда сводят все к компромиссу: «Это очень хорошо, что мы возвращаемся к истокам и одновременно даем возможность молодым и неокрепшим проявить себя, попробовать в себя в новой и непривычной роли». http://www.smotrifilm.ru/forum/index.php?topic=291.0
Так что фильм смотреть будут, в этом можно не сомневаться.
Другой вопрос - а что там, собственно смотреть?
В чем «блеск и нищета» этого творения? Да и есть ли они вообще?
Сюжет будто бы взят из скучного номера-монолога передачи «Аншлаг», номера, который без водки и застолья с увядшими лет десять назад личностями, вызывает лишь перманентную зевоту. Итак, конец Второй Мировой войны. Десятки миллионов уже погибли, но их нам не показывают - это ж подлинно народная комедия, а не тоталитарная агитка типа «Освобождения». Гадалка предсказывает нацистским бонзам, что спасти их может только одно - убийство некоего еврейского партизана Рабиновича. Партизана (его играет Михаил Галустян) находят в лагере, ведут на расстрел. Равшан (ой, простите, то есть Рабинович) упирается, потешно лебезит перед оккупантами (хорошо хоть без «Нашальника,... зоурпилат дивай») и счастливо избегает расстрела. Таким образом, дни Третьего рейха предрешены, а вся трагедия Холокоста уютно размещена в трех-четырех шутках.
И действительно, хватит уже плакать над трагедиями! Есть и в них что-то смешное! - весело сверкает глазками Миша Галустян.
Далее - целый набор спецэффектов и шуток «аншлаговского» разлива, которых и исполняют обитатели «Аншлага», огоньков и шоу типа «Звездануться со звездой об лед». Все повисло на грани фола, потом фол благополучно падает вместе с тем, что на нем повисло.
Предсказуемый неврастеник Гитлер, эсесовсцы в «арийских труселях», Семенович, спасающая мир и мир, уставившиеся на два ее наиболее больших таланта... Сюжет скомкали, как салфетку с обеденного стола, и выкинули ненужным комочком в сторону.
Над тем, что по идее должно заставить задуматься, просто ржут, щеря зубы и отплевываясь кусочками поп-корна. Шестьдесят лет назад великие армии, трамбовали гусеницами и сапогами Европу, Африку, Азию, убивали, сжигали, разрушали, покоряли, отвоевывали, побеждали и проигрывали. Для нас, родившихся на излете ХХ века и Советского Союза, этого противоречивого, но героически-дерзостного проекта, Великая Отечественная, пожалуй - единственная безоговорочная святыня. Все остальное - в тумане. Мы стыдливо прячем глаза от «чечевичной похлебки» из сникерсов и джинсов 1991-го, пытаемся перевести разговор на другую тему, когда вспоминаем 1993-й, бормочем что-то вроде «Страна поднимается! Россия - вперед!» когда вспоминаем такой близкий разгром.
А та война - единственная безоговорочная Святыня.
И кровавый сгусток этой войны все еще заслоняет солнце для народов, особенно для русского народа, на которого пала почетная но неимоверно тяжелая должность главного борца с фашизмом - этот сгусток повис напоминанием о том, что было, о том, чего надо избежать.
А теперь над этой кровью, на которой взошли не один раз травы наших полей, смеются. Да не смеются - ржут. Безнаказанно и бесталанно. Ради одной только цели - ради торжества молоха Стеба. Молоха, истребляющего всякое критического мышления, покоящееся на совести и чувстве ответственности за прошлое и будущее русского народа...
Эк, куда загнул! - скажет читатель. Ну, посмеялись, ну повеселились. Подумаешь! Не все же серьезные рожи-то корчить. Можно и подурачиться.
Можно, конечно. Кто спорит? Но... Все время дурачится? А не опасно ли это? Когда-нибудь, количество перерастет в качество и народы, которые беззаботно дурачатся могут проснуться в стране дураков. А из нее нет возврата. Потому что, если народ завоюют, ограбят, унизят, но он при этом сохранит гордость и уважение к своей же памяти - он возродится из пепла птицей Феникс. А если народ под камнями насмешек похоронит память - тут ему никакие «стабильности» и «инновационные технологии» не помогут. Сожрут его вместе с историей. Сожрут и не подавятся.
Я, конечно, понимаю и создателей фильма, и тех, кто трудиться на этой ниве. Это люди - фанатики своего дела. Это - фанатики Стеба. Они посвятили этому богу всю свою жизнь и работают на него на совесть. Поэтому в его храмах (в сумрачных кинозалах и развалах «ди-ви-ди») всегда не протолкнуться. Стада стебунов ходят по улицам, работают в офисах, пьют пиво, рожают иногда детей. И, повторяя про себя «После нас хоть потоп!», фанатично ищут новую дозу стеба над всем (от святого, до низкого), чтобы блаженно издать: «Гы-гы! Аффтр жжот!»
Но, как говаривал один замечательный персонаж из «Семнадцати мгновений весны «Фанатизм никогда не даст окончательной победы!... От фанатизма устают!» Уже устали. Пора вздохнуть полной грудью...

Глеб Таргонский для Cprfspb.ru

 

Код для вставки в блог: