Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Мелодия духа

Русская классическая культура гонима сегодня в России. Гонима потому, что она послужила основой советской культуры и нашла в ней своё высшее выражение. Но главная причина агрессии против русской культуры — бездуховность безродного капитала, который правит бал в нашем Отечестве. Никто так ёмко и четко не выразил суть буржуазной эпохи, что вернулась к нам, как это сделал Пушкин: «Наш век — торгаш». Последние двадцать лет истории России — время безудержного торгашества: всё продается и всё покупается. Но невозможно ни купить, ни продать духовность — Истину, Добро и Красоту. Чтобы она не препятствовала капиталу, он гонит ее из завоеванного им пространства — из России. Защитники и хранители великой русской культуры ведут с торгашами духовную войну: средствами искусства — Добра и Красоты — прокладывают дорогу Истине. 

Наследие поистине великое

Этот очерк посвящен одному из защитников и хранителей классической музыкальной культуры России — художественному руководителю Санкт-Петербургской государственной капеллы, народному артисту СССР Владиславу Александровичу Чернушенко.

Он возглавил Капеллу в 1974 году. Тогда она называлась Ленинградской государственной академической капеллой имени Глинки и имела широкую известность в Советском Союзе. Ее чудодейственный хор пленял сердца и умы людей в больших и малых городах великой страны. Увы, этого уже нет сегодня. Жестоки рыночные условия для подлинного искусства: гастроли по стране русского классического хора — дело дорогостоящее, неприбыльное, практически невозможное. Какое волшебное явление хорового искусства есть Санкт-Петербургская капелла — об этом мы скорее узнаем за рубежом, чем в своём Отечестве.

Вот один из многих примеров тому: «Музыка Санкт-Петербургского хора в воскресенье вечером обрушилась на слушателей подобно могучему валу, поднявшемуся из глубин славянского мира… Неудивительно, что публика была покорена и много раз вызывала артистов. Чародеи из Санкт-Петербурга сумели донести свое послание на русском языке. Одна из жительниц Сан-Мало, совсем не понимающая их языка, заявила: «Я была просто вне себя!» — Где же? «Наверное, на славянских небесах с их вселенским размахом». И многие другие вместе с ней» (газета «Уэст-Франс», 21.10.1991 г., Франция, Сан-Мало).

Имя Владислава Чернушенко, вся его творческая судьба неразрывно связаны с Капеллой. Не будет преувеличением сказать, что выдающийся музыкант с 1974 года взял под свою личную ответственность ее более чем пятивековую историю. Своим могучим и светлым талантом он половину прожитой им жизни (37 лет!) приумножал и приумножает ее мировую славу.

Капелла берет свое начало от хора Государевых певчих дьяков — личного хора великого князя Ивана Васильевича (Ивана III). Этот хор впервые пел 12 августа 1479 года при освящении Успенского собора — первого каменного храма в Кремле. В августе 2011 года Капелле исполнится 532 года. Непосредственное участие в ее судьбе принимали Иван Грозный, Фёдор Иоаннович (сочиняли музыку для своего хора), Пётр I (нередко правил ноты и пел в хоре). В хоре Государевых певчих рождалась русская композиторская школа, обрело свою национальную форму русское певческое искусство.

В конце XVIII века управляющим Капеллы был назначен императорским указом Дмитрий Бортнянский, принесший своим моцартовским талантом (в Италии его так и называли — русский Моцарт) европейскую славу русской музыке. В 1837 году капельмейстером Капеллы становится гениальный Глинка. Позже, в 80-е годы XIX века, во главе ее стояли творцы русской музыкальной классики Балакирев и Римский-Корсаков. Русская музыкальная культура достигла тогда вершин мировой славы. В зените этой славы была и Капелла. Высокие оценки ее хорового искусства оставили нам Берлиоз, Шуман, Адан, Лист.

Оно было сохранено и развито в советскую эпоху. Уже в 1928 году Государственная Академическая Капелла (такое название она получила в 1922 году) с триумфом гастролировала в Германии, Швейцарии, Италии. Самые пристрастные критики вынуждены были признать: «Ни один немецкий, ни один чешский хор не поет так прекрасно. Где же те сказки о красном терроре, который якобы уничтожил всякое искусство и художественную жизнь» (немецкая газета «Ди Вельт ам Абенд», 14.01.1928 г.). В годы Великой Отечественной войны Капелла сражалась оружием песни — русской, советской. Конечно же, мощно и грозно звучала «Священная война», сочиненная выпускником регентского класса Капеллы А. Александровым. В 1944 году в хоровое училище при ней принят Владислав Чернушенко. Через тридцать лет он возглавит знаменитое музыкальное учреждение. Возглавит в трудное время: Капелла переживала затяжной кризис после кончины в 1953 году ее талантливого руководителя Г. Дмитриевского.

Вернул былую славу

Итак, Владислав Александрович получил в наследство мировую славу Капеллы и долговременный ее творческий спад. Он не имел тогда публичной известности и до сих пор считает, что во главе прославленного хора могли поставить и другого. Могли, но выбор пал на него не случайно. За тридцать лет его жизни в мире музыки он прошел путь от очарованного звучанием русской песни голодного ленинградского мальчика до зрелого мастера, освоившего все виды дирижерского искусства — редкий случай в музыкальном мире. Успел с отличием окончить Ленинградскую консерваторию и аспирантуру при ней, создать и семнадцать лет руководить Ленинградским камерным хором, получившим европейское признание. Стать мастером-педагогом в Хоровом училище при Капелле, поставить ряд спектаклей в оперной студии консерватории и быть дирижером симфонических и камерных концертов. Ученик великого Мравинского, он на всю жизнь запомнил его слова: «Мы с вами — рабы, прикованные цепями к веслам музыкальной галеры, и наш удел — грести».

Чернушенко был готов к исполнению возложенной на него миссии. Готов по своему недюжинному таланту, по неуемному труду, по мастерству, по самозабвенному служению русскому хоровому искусству. Как человек музыки, для которого характерно «дум высокое стремленье», поиск в мучениях творчества, счастье потогонного труда, он оказался на своём месте в очень нужное время. Руководить хором — его стихия. Стихия, требующая не просто самоотверженного труда, что само собой, а труда-заботы, предельной чуткости к величайшему музыкальному инструменту — человеческому голосу. «Хор,— говорит Чернушенко,— это самый сложный инструмент из всех, которые существуют. Самый капризный, изменяющийся — потому что нет ни одного следующего дня, чтобы хор был тот же самый. Сегодня два человека не выспались — это уже другое звучание. Поссорились — уже другое. Трех человек нет на репетиции — это совершенно другой хор. И вот каждый божий день его нужно строить заново, каждый божий день. Если ты этого не делаешь, у тебя не будет результата. Но и выше ничего нет, потому что, когда правильно звучит хор («правильно» — это свиридовское слово), это — высшее чудо! Это Господь разговаривает с миром…»

Чтобы хор стал хором, надо «сложить» голоса, добиться их лада. Чернушенко принял хор, в котором не было лада. Всё давно в нем разладилось. Как говорили солисты Капеллы, они часто уходили со сцены не под аплодисменты, а под звуки своих каблуков. Люди потеряли веру в себя. Чтобы вернуть ее, нужно было убедить их, что каждое выступление — это сражение и каждый в нем — творец победы. Чернушенко верил в себя, в людей, и эта вера передалась им. Талант, труд и вера — вот что позволило вывести Капеллу из кризиса, вернуть ей былую славу. То был творческий подвиг Владислава Александровича Чернушенко, о чем он никогда не говорит и не скажет.

Его прорыв и мировое признание

Под его руководством хор Капеллы вновь начал совершать триумфальное шествие по концертным залам страны. Так было с конца 70-х до конца 80-х годов минувшего века — последнее десятилетие советской эпохи. Именно в это время неистовый в творческих исканиях Чернушенко осуществил прорыв в певче-ской деятельности Капеллы — вернул ей духовную музыку, которая более полувека не звучала со сцены. Владислав Александрович решился на исполнение шедевра русской духовной музыки — «Всенощной» Рахманинова. Последний раз она прозвучала в Капелле в 1928 году. Тогда хором дирижировал легендарный Климов, у учеников которого прошел школу русского хорового пения Владислав Чернушенко.

Духовная музыка была подвергнута остракизму в советское время. Что было, то было. Одного упоминания Бога оказывалось достаточно, чтобы сказать «нет» духовному песнопению. Лишь только в узкой профессиональной музыкальной среде знали, что народные песни и духовная музыка имеют общие корни, что русская духовная музыка есть народная редакция церковных напевов и что родилась она от привнесения в церковную музыку народных оборотов. Что канонические церковные напевы преобразованы в старинные народные — киевский распев, валаамский, симоновский. Мотивы духовных песнопений слышны в «Священной войне» Александра Александрова, в лучших песнях Анатолия Новикова, Василия Соловьёва-Седого. Они пронизывают музыку Георгия Свиридова и Валерия Гаврилина. Они народны. Изъять духовные песнопения из русского хорового искусства — это всё равно, что урезать душу русского народа.

Чернушенко пошел по инстанциям — от Ленинградского обкома до ЦК КПСС, доказывая, объясняя, убеждая, что духовная музыка — великое творение и сокровище народа. Друзья предупреждали его: «Там стена — не прошибешь, расшибешься». Недруги ждали, что наконец-то поставят крест на Чернушенко. Но ошиблись и те, и другие. Не сразу, но Владислав Александрович нашел отклик и поддержку и в обкоме, и в ЦК. В 1982 году «Всенощная» Рахманинова прозвучала в исполнении Капеллы! Плотина запрета духовной музыки была прорвана.

Как давно известно, большие художники обладают обостренным чувством интуиции — предчувствуют народную беду, когда никто, даже они сами, о том не догадываются. Так случилось со «Всенощной» у Чернушенко.

Рахманинов сочинил ее в 1915 году. Русская армия, несмотря на проявляемый героизм, испытывала горечь поражений на полях Первой мировой. Расплачивалась кровью за западные кредиты. «Всенощная» — музыкальное сочинение только для хора. В ней звучит гимн великому народу, вера в него. В ней нет авторской мелодии. Рахманинов гениально аранжировал старинные, древние духовные русские напевы. Напевы народные, православные. «Всенощная» потрясла слушателей Капеллы в 1982 году, незадолго до горбачёвской перестройки — беды России, беды народной.

К концу 80-х Владислав Чернушенко имел общесоюзное и международное признание как выдающийся дирижер хора и оркестра, который он воссоздал. Одна из западных европейских газет назвала его фантастическим дирижером. Он получил заслуженную славу в качестве одного из первооткрывателей и талантливых интерпретаторов музыки Свиридова. Георгий Свиридов и Валерий Гаврилин — эти два русских советских музыкальных гения стали для него маяками веры в наше трагичное время.

Спасает, возрождает и развивает

Наступили черные 90-е годы — годы варварства в отношении классической русской и советской культуры. Увы, в первом десятилетии XXI века ничего не изменилось. Капелла жила и живет судьбой страны. Ненормальные условия жизни стали нормой. Вот уже двадцать лет буржуазная цивилизация Запада вытесняет на задворки классическую культуру России, русскую прежде всего. Происходит самоубийство искусства, когда безобразное становится эталоном прекрасного. В облике поп-культуры, нескончаемых похотливых шоу, поп-арта и постмодернизма в театре, кино, живописи и музыке смерть искусства становится всё более очевидной. Это «искусство массовой культуры» и «искусство для избранных» своей рыночной пошлостью, нахрапистой наглостью добивается желаемого результата: не думай, не переживай, не мучайся совестью, не очищай душу, освободись от нее и живи со вкусом!

Когда такая мораль проникает в мир музыки и порабощает его, некуда душе податься. В свое время великий русский драматург А.Н.Островский говорил: «Песня — душа народа. Загубишь песню — убьешь душу». Это и делается на наших глазах с русской песней и песней советской. Их губят наплывом музыкальной попсы, подменой лирики бесстыжим гламуром, душевной искренности — сувенирной русскостью.

С 90-х годов и по сей день Чернушенко спасает, возрождает и развивает (да!) до уровня высшего мастерства хоровое исполнение русской песни. Защищает и выводит к людям русскую классическую музыку. Руководимая им Капелла — один из немногих бастионов в ураганной коловерти рыночной бездуховности. Как и Московский камерный хор под руководством В. Минина, хор имени Пятницкого, Большой симфонический оркестр под управлением В. Федосеева, как Государственный академический Малый театр и МХАТ имени М. Горького под руководством Татьяны Дорониной…

Ни один из видов искусства не обладает такой высокой степенью свободы в выражении мироощущения, как музыка. Она одна, даже более чем литература, в состоянии перенести человека настоящего времени в мир чувств, страданий и счастья давно минувших времен. Вселить в человеческую душу то, что зовется вечным. Именно таким чудодейственным свойством обладает классическая музыка. По страстному убеждению Владислава Чернушенко, русская классическая музыка, да и вся русская культура, находится сегодня на авансцене мировой культуры. Он говорит об этом всюду и неустанно: «В Европе и за океаном как было, так и по сей день востребовано и имеет непреходящий успех именно то русское, что относится к классическому искусству во всех его разновидностях: русский драматический театр, русский балет и опера, симфонические оркестры, хоры, русское изобразительное искусство. Всё то попсово-развлекательное, забившее до основания телевизионное пространство, вся разлагающая умы и нравы печатная мерзость бесчисленных СМИ там не востребованы. Этого добра и своего у них с избытком.

…Совесть в России всегда была выше закона. Такая мораль веками устанавливалась в русской земле. Закон, конечно, необходим, но еще более необходима совесть. Кто-то недавно заметил: в мире остался только один народ, не разучившийся краснеть,— российский. Русское искусство, русская культура, по мнению многих представителей Запада, — главный, если не единственный оплот исчезающей духовности. В сохранении ее — судьбы всей мировой цивилизации».

Чтобы говорить так, надо прекрасно знать и мастерски исполнять шедевры мировой музыкальной классики, западной в первую очередь. Только тогда можно понять, уловить и воспроизвести национальное своеобразие русской музыкальной культуры. Капелла под руководством Чернушенко продолжает традицию, начало которой положено в XVIII веке, — исполняет сочинения Гайдна, Генделя, Баха, Моцарта и других западных классиков наряду с произведениями русских музыкальных гениев. Владислав Александрович великолепно знает, чем русский хор отличается по мощности звучания от западноевропейского — он пятнадцать лет работал с хором французского радио.

Чтобы говорить так, как сказал Чернушенко, надо верить в народ, давший человечеству великую культуру. Верить даже тогда, когда он, народ, духовно надломился. Верить, что он надломился, но не сломался, что он выпрямится, встанет с колен, чтобы победить. Преисполненный этой веры, Чернушенко всю силу своего яркого таланта, своей совестливой души отдает служению русскому хоровому искусству, русской музыке. Вы в этом убедитесь и укрепитесь духом, если, будучи в державном городе на Неве, пойдете на Мойку, 20, окажетесь в зале Капеллы. И услышите мощное звучание русского хора и оркестра, и увидите Чернушенко. Тогда вы поймете, что значит осуществление таланта русского человека.

Юрий БЕЛОВ.

Источник: http://gazeta-pravda.ru/content/view/6713/34/

…Звучит «Всенощная», «Священная война»… Живет Капелла! Жива Россия!

Код для вставки в блог: