Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Гаражные войны: победа горожан или предвыборный манёвр власти?

После пяти лет беспардонного разбоя в отношении владельцев гаражей Смольный пообещал прекратить беззаконие. До конца избирательной кампании?.. 

На днях исполнится уже пять лет войне, которую питерская власть ведёт с городскими автолюбителями. Официально необъявленная, но при этом самая настоящая война с «гаражниками» началась весной 2006 года, когда на свет появилось постановление правительства Петербурга о начале строительства Западного скоростного диаметра (ЗСД). В зону строительства попали несколько гаражных кооперативов на юго-западе города, которые, по мнению чиновников, необходимо было снести. Это была первая атака, за которой в течение прошедших лет последовали десятки других.

«Первая гаражная»

С самого начала власть даже не пыталась подойти к вопросу цивилизованным способом и сразу взяла курс на силовой вариант решения проблемы. В Смольном решили, что все плоскостные гаражи необходимо сносить: они, дескать, портят вид городских улиц и занимают очень дорогую землю. Не стоит долго распространяться по поводу того, что запах денег для сегодняшней питерской власти куда важнее интересов конкретного человека, если он не в состоянии стать «инвестором». Взамен уничтожаемых гаражей Матвиенко предложила автовладельцам «вселяться» в паркинги, где одно машиноместо стоит примерно 10 тысяч, но не рублей, а долларов или евро. По этой причине многоэтажные автостоянки не заполнены даже наполовину.

Всего в Петербурге около 180 тысяч владельцев гаражей. На данный момент город имеет 20 тысяч договоров аренды земли, из которых три четверти — краткосрочные. Какова перспектива их продления, если даже земли, переданные в бессрочное пользование гаражным кооперативам ещё в советское время, сейчас беспардонно отчуждаются — догадаться нетрудно. В результате десятки тысяч машин переселяются не куда-нибудь, а под окна жилых домов, где и без того тесно уже много лет.

Декларированная Конституцией неприкосновенность частной собственности граждан оказалась для обитателей Смольного пустым звуком: погромы гаражей, полностью подпадающие под Уголовный кодекс, начались в разных точках города — причём силовые структуры вместо того, чтобы пресекать откровенный произвол, зачастую становились соучастниками преступления. Например, разгонять людей, защищавших свою собственность в районе строительства ЗСД, в конце 2006 года был брошен ОМОН — другой задачи для милиции в Петербурге, задыхающемся от уличной преступности, вероятно, не нашлось.

По сведениям Всероссийского общества автомобилистов, только в вышеупомянутом 2006 году «во имя ЗСД» в Московском и Кировском районах были снесены порядка 3200 гаражей. Грошовые компенсации получили лишь несколько человек, и то в результате изнурительных судебных тяжб. Далее, уже в 2007-м, власти решили снести «для нужд растущего города» гаражные кооперативы в 5-м Предпортовом проезде. В этом случае о компенсациях речи не шло вообще — автомобилистов просто послали на ближайшие стоянки. В феврале 2008 года правительство города объявило о грядущем сносе нескольких гаражных кооперативов в Приморском и Василеостровском районах. Как заявила тогда Валентина Матвиенко, «на фоне благоустроенных территорий боксы выглядят убого, а будущее хранения автомобилей в Петербурге — это многоэтажные паркинги».

На этом фоне в конце февраля 2008 года комитет по строительству Петербурга объявил о планах продать аж 23 гектара земли с расположенными там гаражами и автостоянками. На их месте должны были появиться деловые центры и торговые комплексы. Задачу решать имущественные вопросы с гаражниками возложили на инвесторов. Те справились в своём репертуаре безо всякого ОМОНа. Гаражные кооперативы попросту сгорели, — а ответственности, разумеется, никто не понёс: списали на «несчастный случай».

Новое обострение

После относительного затишья, что пришлось на 2009-й, «гаражные войны» возобновились. В марте 2010-го была полностью уничтожена КАС «Автолюбитель» у посёлка Юкки. Вопрос о компенсациях, мягко говоря, остался открытым. Вспоминает теперь уже бывший владелец гаража Роман Самарин: «Приезжай, твой гараж сносят. Я не поверил своим ушам, примчался… Оказалось, что вскрыли дверь, всё украли. Снос гаражей происходил на наших глазах — примерно за неделю КАС сравняли с землёй». Спустя несколько недель страсти начали накаляться в Приморском районе — на Ситцевой улице и Елагинском проспекте. Там гаражникам не предоставили ни документов, на основании которых кооператив всё-таки разгоняют, ни ответа о компенсациях или каких-то гаражных местах на замену. Поначалу грубо заявили, что денег вообще не будет. А будем сопротивляться — «вылетим» еще быстрее», — говорят пострадавшие от действий властей.

Летом 2010 года в Выборгском районе Петербурга произошло событие, определение которому вполне можно дать, также используя терминологию уголовного права. Члены регионального некоммерческого партнёрства «КАС Шуваловская», насчитывающего 1600 человек, вернувшись из отпусков, на месте своих гаражей обнаружили кучи мусора из того, что раньше было их собственностью. Пропали материальные ценности, находившиеся в гаражах, железная обивка, а главное — сами автомобили. Начиная с 29 июля 2010 года при активном участии властей, нанявших гастарбайтеров, были разграблены сотни гаражей, а находившееся в них имущество и автомашины бесследно исчезли (попросту говоря — украдены). Произошло это несмотря на то, что членам «КАС Шуваловская» администрация района неоднократно гарантировала предоставление другого земельного участка для переноса гаражей и заверяла, что в отпускной период мер по сносу гаражей предпринимать не будет.

Тем не менее с конца июля по середину августа более тысячи гаражей были уничтожены. Требование судебного пристава-исполнителя на сей предмет было вынесено уже после фактически начавшегося сноса гаражей. Лишь 19 августа в адрес председателя «КАС Шуваловская» было вынесено предписание в пятидневный срок снести 1600 гаражей, значительная часть из которых уже была разгромлена.

Таким образом, администрация Выборгского района совершила целый ряд, скажем так, сомнительных действий. Во-первых, она взяла на себя функцию принудительного исполнения судебных решений. Во-вторых, она фактически раздавала гражданам заведомо ложные обещания о выделении нового земельного участка для «КАС Шуваловская», введя их в заблуждение относительно сроков сноса гаражей и, воспользовавшись отпускным периодом, самоуправно осуществила их снос. Вместе с тем, организаций, подобных «КАС Шуваловская», только в Выборгском районе насчитывалось восемь.

Слово и дело

В сентябре 2010 года правительство Петербурга приняло Постановление №1234, где приводились различные варианты возмещения при сносе гаражей. Членам кооператива как бы предоставлялась возможность обратиться за выделением участка под строительство паркинга или для организации временной автостоянки. Если же это невозможно, якобы можно претендовать на денежную компенсацию: за металлический гараж город был готов платить 15 тысяч рублей, за железобетонный — до 35, а за кирпичный — около 60 тысяч.

Иначе, как издевательством это назвать нельзя, т.к. на «вырученные средства» предлагалось приобрести место в новом паркинге, которое стоит от 230 до 400 тысяч рублей (это, в частности, подтвердил председатель приговорённого к сносу ГСК «Парнас–1» Игорь Тимофеев). Видимо, у Смольного свои представления об арифметике (особенно если учесть, что занимаемый этим гаражным кооперативам участок хитро продали небезызвестному Дерипаске). Но даже и «компенсирующую» подачку получить практически нереально, — отмечалось на слушаниях. По подсчётам депутатов петербургского парламента, чтобы оформить компенсацию, необходимо получить согласования в семи комитетах, что даже при теоретической возможности успеха заняло бы более полугода.

По итогам слушаний в комиссии Законодательного Собрания по промышленности, экономике и собственности во главе с депутатом-коммунистом Александром Ольховским было решено создать рабочую группу, которая совместно с КУГИ должна была доработать постановление правительства с учетом замечаний.

В октябре 2010 года власти Петербурга вроде бы пошли на попятную. Постановление правительства Петербурга о компенсациях при сносе гаражей Смольный пообещал переписать, а до разработки нового механизма взаимодействия властей и владельцев гаражей снос приостановить.

Однако на практике всё осталось, как и прежде. В частности, продолжились «инвестиционные» набеги на парнасские гаражи. В середине октября представители администрации проникли на территорию ГСК «Парнас-1», вооружённые списком владельцев гаражей, отказавшихся от своей собственности. Список оказался поддельным, а автолюбители попросили чиновников удалиться. Но через несколько дней те вернулись вместе с ОМОНом, и под силовым прикрытием вскрыли гаражи. Вскрытие помещений, где находилось имущество, происходило в отсутствие его собственников! Это был банальный грабёж. Но прокурор, вызванный пострадавшими от произвола, отказался приехать на объект.

В ответ в промзоне начали возводить баррикады. Первая появилась 23 октября. Это помогло, но лишь отчасти. «Парнас—1» в тот день удалось отбить. Однако пока на баррикадах продолжалось противостояние с обычной милицией, ОМОН и судебные приставы успели захватить «Парнас-1А», а специально нанятые рабочие принялись спиливать замки с гаражей. Роль же судебных приставов выразилась в содействии уничтожению имущества частных лиц.

16 ноября владельцы гаражей пикетировали Смольный: разумеется, не помогло. А уже 22 ноября «проспонсированные» Дерипаской власти устроили настоящую спецоперацию. В седьмом часу утра на дежуривших в кооперативе гаражников натравили ОМОН (!), после чего возобновили снос гаражей. В ответ через несколько часов гаражники на полчаса перекрыли проспект Энгельса. На месте событий побывал глава фракции КПРФ в Законодательном Собрании Владимир Дмитриев. Он поддержал идею моратория на снос гаражей, а также заявил о том, что предоставленная «гаражникам» альтернативная площадка не отвечает требованиям людей.

Спустя несколько дней за попранные «инвесторами» права владельцев тысяч гаражей на севере Петербурга вступился депутат Госдумы, первый секретарь Санкт-Петербургского горкома КПРФ Святослав Сокол. Он обратился по данному вопросу к коллегам по нижней палате парламента с протокольным поручением, попросив поддержать его в Комитетах по безопасности и конституционному законодательству с целью принять необходимые меры для обеспечения законности и прав владельцев гаражных стоянок города, предполагаемых под снос.

Тактическая победа коммунистов

Новый этап борьбы развернулся уже в новом, 2011 году. Он стал реакцией коммунистов на принятие правительством Петербурга постановления от 30 декабря 2010 года № 1823 «О проведении торгов единым лотом на право заключения договора аренды земельных участков на инвестиционных условиях для проектирования и строительства многоэтажных гаражей».

В запросе фракции КПРФ в ЗакСе на имя Валентины Матвиенко особо отмечается, что «24 декабря 2010 года депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга были официально проинформированы о том, что в период с 27 по 31 декабря 2010 года заседание Правительства Санкт-Петербурга не запланировано». Таким образом, «срочность принятия данного постановления, а также условия проведения конкурса на право заключения договора аренды земельных участков позволяют усомниться в том, что власти города готовы идти на конструктивный диалог в решении сложившейся проблемы и снижение социальной напряжённости», — отмечалось в запросе.

Депутаты-коммунисты обратились по этому поводу также в ГУВД Петербурга и области и в Прокуратуру северной столицы. В заявлениях было констатировано, что постановление № 1823 «существенно затрагивает права и законные интересы граждан-владельцев гаражей, т.к. инвесторам даётся право создавать обязанности для граждан-владельцев гаражей фактически на кабальных условиях, а также создаёт реальную угрозу незаконного изъятия и уничтожения их имущества без какой либо компенсации». В связи с этим фракция КПРФ попросила правоохранительные органы «провести проверку на предмет возможного совершения преступления в экономической сфере должностными лицами, а также принять меры по защите прав и законных интересов граждан-владельцев гаражей».

Запрос коммунисты-парламентарии нанаправили и в адрес антимонопольного ведомства — в региональное Управление ФАС, а также на имя директора Федеральной Антимонопольной Службы Игоря Артемьева. В документе, подписанном руководителем фракции КПРФ Владимиром Дмитриевым, отмечается «наличие признаков притворной сделки, которая предполагает не просто ослабление конкуренции, а гарантированную победу на договорных торгах заранее определённогоинвестора».

И вот, как уже сообщалось, 27 января 2011 года Смольный решил отменить скандальный «конкурс без конкурса» по передаче городских земель огромной площади под пресловутые паркинги и одновременно объявил о прекращении сноса гаражей. Наверное, в определённом смысле это можно назвать нашей победой – результатом ежедневной и кропотливой борьбы коммунистов за права граждан. За те самые права, что глубоко безразличны власти, ориентирующейся только и исключительно на интересы «инвесторов», которые для неё ещё и спонсоры.

Но на самом деле праздновать победу рано. Сегодня у нас есть все основания полагать, что наступление на собственность владельцев гаражей будет продолжено чиновниками в грядущем году, после окончания череды выборных кампаний. Так что борьба продолжается!

Василий СЕРГЕЕВ

Код для вставки в блог: