Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

«Хитрый» конкурс отменили

Матвиенко отступила перед требованиями горожан. Под давлением коммунистов отменён скандальный конкурс по передаче четырёхсот гектаров питерской земли под «элитные паркинги». Договоры аренды с владельцами гаражей продлеваются до конца года. 

По мнению губернатора, «сырость и непродуманность» программы оказалась в том, что ряд районов города как бы «остаётся за кадром», а в других паркингов было бы непропорционально много. В целом программа была рассчитана на 255 тысяч машиномест и стоила порядка пяти миллиардов долларов.

Городские власти оправдывали свой замысел тем, что сдать все земли сразу эффективнее, чем отдавать участки по одному. Инвестору, дескать, так проще привлечь кредит под строительство — а за счёт большого оборота места в паркингах якобы станут дешевле. Теоретически, может быть, оно и так. Да вот реальная ситуация в городском хозяйстве далеко не всегда подчиняется законам формальной логики.

Иными словами, условия конкурса вызвали у питерских автолюбителей немало вопросов. По словам представителя Движения гражданских инициатив Ивана Новикова, застраивать земли парковками в настоящее время невыгодно: в Петербурге и без того уже есть несколько десятков полупустых строений подобного рода. Например, владелец многоэтажного колпинского паркинга смог продать за два года лишь несколько мест, и немудрено — стоили-то они примерно 230 тысяч рублей.

Но город не позволил разориться инвестору, — пусть и не очень «стратегическому» и разрешил ему строить… бизнес-центр. Примеров тому немало, — продолжает Новиков. Если изучить рекламные газеты, то станет понятно, что не востребована и масса других «квартир для машин» по схожей цене. Что уж говорить о вновь создаваемых паркингах, где стоимость машиноместа будет близка к 400 тысячам рублей…

Активисты-гаражники обратились за помощью к проверенным союзникам — депутатам-коммунистам. Специалисты фракции КПРФ в Законодательном Собрании Петербурга выяснили, что из 462 участков, предполагавшихся к выставлению на торги, для строительства паркингов подходит… лишь 120, то есть чуть больше четверти. Многие из предложенных участков располагаются внутри промышленных территорий, другие разрезаны железной дорогой или реками, а некоторые и вовсе оказались в «чистом поле». Достаточно сказать, что в одном только Колпино предлагалось построить аж 30 (!) новых паркингов. Зачем?.. Ответа нет. Зато в центре города проблема нехватки мест для хранения автотранспорта при реализации «амбициозного» плана так и осталась бы нерешённой.

Кроме того, немалую часть новых паркингов предлагалось разместить в зоне перспективной жилой застройки. И это на фоне постоянных разговоров городского руководства на тему о нехватке доступного жилья… Наконец, не может не удивить размер некоторых участков. Эти площадки способны вместить не только паркинг, но и футбольное поле. Как же такое оказалось возможным?

Это не единственный вопрос, вызвавший недоумение общественников. Поразила их и цена, по которой правительство города намеревалось пустить с молотка четыре сотни гектаров питерской земли. «Простой арифметический подсчёт показывает, что средняя стоимость квадратного метра обойдётся… в 4 рубля 24 копейки», — говорит председатель совета общественного движения «Охтинская дуга» Татьяна Красавина. Если же сравнить эту цифру с ценой, по которой фонд имущества сдавал в аренду места для паркингов в декабре минувшего года, то получится, что бонус для инвестора составил бы порядка пяти миллиардов рублей. Так что (как приходится в очередной уже раз констатировать), слишком похоже на то, что этот инвестор заведомо предполагался ещё и в качестве спонсора теми, кто затеял всю эту «комбинацию».

Неподходящие для стационарных автостоянок участки, очевидно заниженная цена и заведомая непривлекательность проекта заставили общественников говорить о том, что сделка не настолько чиста, как может показаться. По мнению Красавиной, тайную цель сделки следовало искать в условиях договора аренды, который победитель конкурса должен был заключить с городом. «Здесь фактически закладывались лазейки для перевода арендованных участков в частную собственность», — утверждает глава «Охтинской дуги».

Имеет ли эта гипотеза право на достоверность? Разумеется. Посмотрим на документы: в приложении к постановлению правительства Петербурга от 30 декабря минувшего года говорится, что участки пойдут исключительно для проектирования строительства гаражей. При этом допускается возможность изменения этих условий с согласия арендодателя. Получив такое согласие, арендатор мог передавать права по договору третьему лицу. На основании этого общественники пришли к логичному выводу о том, что инвестор может построить котлован и принять его в собственность (ибо по закону тот, кто возвёл капитальное сооружение, имеет на это первоочередное право), а на фундаменте соорудить, что угодно. По словам Красавиной, так и произошло с участком на Охтинской дуге — намывном острове с видом на Александро-Невскую Лавру. Здесь по городской программе планировалось построить магазин шаговой доступности.

Выигравшая конкурс фирма построила ларёк, который сошёл за капитальное сооружение, купила участок за пять миллионов рублей и перепродала за... 120 миллионов. После этого его выставили на торги за 217 миллионов рублей, но уже не как магазин, а как гостиницу. Так и на участках, что предполагались под паркинги, вполне могли вырасти магазины, гостиницы или жилые дома, — считают общественники, которых поддержала фракция КПРФ в питерском ЗАкСе. В этих фактах они усмотрели признаки так называемой «притворной сделки» (ч. 2 ст. 170 ГК, где намерения прикрываются на словах социальными целями, а на практике направлены в угоду одному инвестору.

Вмешалась в эту историю с подачи депутатов от КПРФ и Антимонопольная служба, которая накануне ранее намечавшейся даты торгов выявила нарушения, допущенные правительством города. Впрочем, торги на тот момент уже были отменены, но сам факт признания нарушений симптоматичен. Кстати, активисты протестного движения обращались по поводу «хитрого» конкурса и в прокуратуру — и хочется надеяться, что ответ надзорного органа будет не только констатирующим.

Сергей ВАСИЛЬЕВ

Код для вставки в блог: