Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Прощай, культурная столица?..

Губернатор Петербурга демонстрирует пример очередной управленческой «нанотехнологии». Валентина Матвиенко обратилась к Владимиру Путину с просьбой исключить Петербург… из списка исторических поселений 

Власти городов, имеющих такой статус, с июля 2010 года обязаны согласовывать свою градостроительную документацию с Росохранкультурой. Но, по мнению Смольного, такой мегаполис, как Петербург, не может считаться историческим поселением. Как утверждают в администрации Северной столицы, исторический центр занимает лишь четвёртую часть общей площади территории, а потому весь город нужно исключить из «охранного списка».

Угроза миновала ненадолго

Напомним, что буквально только что назад Питер вроде бы избавился от угрозы быть исключённым из списка территорий, особо охраняемых ЮНЕСКО. Такая опасность была вполне реальной в связи с намерением городских властей во что бы то ни стало водрузить на берегу Невы четырёхсотметровый небоскрёб — офис «Газпрома». Но в декабре 2010-го Матвиенко пообещала не строить гигантское стеклобетонное сооружение напротив Смольного. Было ли это искренним намерением сохранить изрядно пошатнувшийся международный статус культурной столицы России, или оказалось просто уловкой перед приближающимися выборами (фон для которых у «партии Путина-Матвиенко» — «Единой России» сейчас, скажем так, неблагоприятен) — покажет время.

Но в пользу именно второй версии говорит то, что усидчивости у питерских властей хватило лишь на два месяца. Желание продвигать всё новые «амбициозные проекты», не вписывающиеся в традиционный облик Петербурга, но пахнущие «инвестициями» явно не только в бюджет города, оказалось всё-таки сильнее.

Понятно, что такая наглость власть предержащих не могла не вызвать закономерного протеста горожан. Зазвучали возмущённые голоса деятелей искусств. Пожелав, видимо, пресечь недовольство в зачатке (а поводов для негодования этой зимой у питерцев — масса и без того), Валентина Матвиенко сразу же начала оправдываться —дескать, не так поняли (собственно, как всегда). По словам губернатора, «власти города хотели лишь ограничить территорию распространения статуса «историческое поселение» историческим центром города». Матвиенко подчеркнула, что, согласно существующей практике, градостроительная документация для исторических поселений должна обязательно проходить согласование в Москве (в Росохранкультуре). «Ситуацию нужно изменить», — отметила Матвиенко.

Кстати, 3 февраля Дмитрий Медведев упразднил Росохранкультуру. Ранее соответствующее поручение дал Владимир Путин. Интересно, в какой ещё стране премьер указывает президенту? Но речь сейчас не об этом, а о том, что фактически дан зелёный свет реализации «амбициозной», а по существу — преступной инициативы питерских

властей.

Петергоф — не памятник?

В чём же загвоздка, и как следует понимать, какая часть города «историческая», а какая — нет? Площадь Петербурга, согласно официальным данным, 1439 квадратных километров. Это огромная территория. Для сравнения: площадь Москвы (которую, к слову, статуса исторического поселения лишать не предлагали, несмотря ни на что, даже при Лужкове) — 1091 квадратный километр. Наверное, многих этот факт удивит. Но объясняется он довольно просто: к территории Петербурга относятся и пригородные районы, например, Пушкинский или Петродворцовый. За счёт их земель, занятых по большей части просто лесами, территория Питера и оказалась столь обширной (но не будем забывать, что в этих районах расположены не только садоводства, но и архитектурные ансамбли, признанные памятниками всемирного значения). Ну а что касается традиционной городской застройки, то её площадь составляет порядка 650 квадратных километров.

По определённой логике, с учётом примерно такой площади и следовало бы исчислять параметры исторического центра. Но сегодня есть то, что есть. Этим и хочет воспользоваться «амбициозная» администрация. Выражаясь о вариантах развития ситуации сталинским языком, «они оба хуже». Если начать кроить город на «историческую» и «неисторическую» часть, получится как бы деление по сортам. Ясно, что жить в «городе второго сорта» будет мало кому приятно, и обрадует сия перспектива разве что торговцев недвижимостью. Да и не будет заниматься столь сомнительной затеей Министерство культуры, глава которого Александр Авдеев не раз уже «пикировался» с питерскими чиновниками по поводу разрушения исторического центра. Собственно, на то и делается расчёт хитрых господ из Смольного, которые в обход министра обратились лично к Путину.

Пора вмешаться прокурорам

Вспомним и то, что в этом году истекает очередной срок полномочий Валентины Матвиенко в качестве губернатора Петербурга. И, несмотря на известный путинский «карт-бланш», в памяти кое у кого не остыл ещё эффект другого бланша, полученного в минувшем сентябре господином Лужковым. Так что успеть хочется ещё очень много — а строительных и прочих «инвесторов», которые при известных обстоятельствах ещё и спонсоры, вокруг питерских венценосцев всегда предостаточно. И потому вместо того, чтобы заниматься очисткой города от колоссальных снежных заносов и смертоносной наледи, госпожа губернатор ни раньше, ни позже, а именно сейчас начинает продавливать решение об исключении всего Петербурга из реестра исторических территорий.

Чем это грозит городу, долго объяснять не нужно. Один из самых свежих примеров, всколыхнувших Питер — история со сносом полуторавекового дома №68 на Невском проспекте. «Литераторский дом» сегодня уже фактически разрушен, а на его месте будет построен новодел, назначение которого туманно — не исключено, что там разместят частную гостиницу или очередной бизнес-центр.

Но протестные выступления на Невском, 68 не сильно беспокоят обитателей Смольного. У них, как говорится, другие интересы. Ну а если случится задуманное градоначальницей — тогда процесс истребления исторического наследия города может приобрести и вовсе неконтролируемый характер (чего, собственно, она и жаждет вместе с «инвесторами»).

С другой стороны, не исключён и очередной эпизод спектакля «Царь-спаситель», в ходе постановки которого господин Путин ближе к выборам картинно возмутится «беспардонностью» питерских властей и «защитит град Петров от необдуманного шага». Очки-то надо на чём-то набирать! Но это, так или иначе, дело будущего.

А пока что петербургские градозащитники обратились в Генпрокуратуру с требованием разобраться в ситуации вокруг инициативы губернатора Матвиенко по исключению северной столицы из списка исторических поселений и дать правовую оценку указанным действиям главы исполнительной власти города на Неве. «170 уникальных исторических зданий, утраченных за семь лет правления нынешнего губернатора — это результат чёткой и продуманной политики Смольного, направленной на обслуживание интересов крупного капитала», — отмечается в письме защитников Петербурга.

Сергей СВЕРЧКОВ

«Правда», 2011, №11 (29641)

Код для вставки в блог: