Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Офицеры духа

Как живётся сегодня действующим и отставным военным? Чем грозит стране военная реформа «по-сердюковски»? Какова альтернатива нынешнему положению в Вооружённых Силах? На эти и другие вопросы «Питерской правды» отвечает капитан второго ранга Николай Михайлович КУЧЕРОВ — член Центрального Совета и руководитель региональной организации Союза советских офицеров. 

Межрегиональная общественная организация «Союз Советских офицеров» начала создаваться почти два десятка лет назад — в 1993 году, на волне возмущения ельцинским антиконституционным переворотом. Многие военные, сотрудники милиции и других силовых структур, оставшиеся верными присяге, не смогли смириться с происходящим в стране. Сегодня российское отделение Союза действует более чем в 60 регионах страны, насчитывая свыше 30 тысяч человек. О настоящем и будущем Союза Советских офицеров мы побеседовали с капитаном второго ранга Николаем КУЧЕРОВЫМ — членом Центрального Совета ССО, руководителем регионального отделения организации.

— Николай Михайлович, каковы цели и задачи вашей организации?

— Прежде всего, мы — советские люди. Мы — приверженцы народной власти не в форме бутафорской «демократии», а в форме советов. Советские офицеры — это не власовы, грачёвы и прочие волкогоновы. Это настоящие патриоты своего Отечества. Отсюда вытекают и все наши задачи.

В своё время, когда мы шли служить Родине, мы не беспокоились о будущем. Мы точно знали, что Родина нас не оставит. Сейчас военные брошены на произвол судьбы. Льготы в основном отменены, а за теми, что ещё остались, приходится побегать. Уволенным из армии офицерам, отдавшим службе многие десятилетия, бывает трудно найти себя «на гражданке», порой они выброшены из жизни. А ведь это те самые профессионалы, о нехватке которых сокрушается (разумеется, на словах) правительство. Обороноспособность страны неуклонно падает…

Для того, чтобы противостоять этому, и существует Союз советских офицеров. Среди наших задач — социальная защита военнослужащих, осуществление настоящей и полезной, а не показушной и разрушительной военной реформы.

— Каковы практические шаги на этом поприще?

— У нас есть определённый опыт в защите прав военнослужащих. Люди в погонах, как известно, обязаны «стойко переносить тяготы и лишения военной службы». Протестовать военный не может. А ведь это порой наши дети — многие офицерские династии в России насчитывают несколько поколений. Среди нас немало офицеров запаса, и мы боремся за социальные гарантии действующих военнослужащих и их семей.

К примеру, жёнам офицеров не всегда находится работа. Следуя всю жизнь за мужем по гарнизонам, офицерская жена часто не имеет достаточного трудового стажа, а тот, что есть - как правило, по разным специальностям и по первичным должностям. В итоге она остаётся потом с мизерной пенсией. Советская система соцгарантий в отношении жён военнослужащих ныне практически ликвидирована, и мы требуем от чиновников хотя бы восстановить прежнюю, или создать новую — лучше той, что была.

Мы ведём активную работу с военными пенсионерами — объясняем им, на что они, уйдя в запас, имеют право по закону. Многие, увы, не знают ни своих прав, ни, тем более, механизма их реализации. Мы вооружаем военных пенсионеров и их семьи методическими рекомендациями, разъясняем положения законодательства. Если нужно — оказываем и юридическую помощь.

В нашем составе есть профессионалы высочайшего класса в разных сферах военной науки и оборонной промышленности, отдавшие этому делу по 40-50 лет жизни. Их знания позволяют создать многомерную картину происходящего в армии. Мы даём практические рекомендации различным органам власти. Пытаемся мы влиять на власть и через акции протеста. В сентябре на своём митинге мы потребовали прекращения гибельного для армии курса правительства.

— В какой степени власть прислушивается к вам?

— Очень часто получается так, что общественности, экспертам, ветеранам представители власти говорят то, что патриоты хотят услышать. Затем же, на практике делается то, что вызывает лишь тревогу профессионалов. В лучшем случае получается профанация, на которую бездарно тратятся дорогостоящие ресурсы.

Нарушена вся система оценки обстановки, выработки и принятия адекватных решений, подорвана возможность их реализации. О каких нанотехнологиях, о каком Сколково может вообще идти речь, когда разрушен отечественный военно-промышленный комплекс? Уничтожается система военного образования. Вместо командиров подразделений готовят «эффективных менеджеров». И это в военных ВУЗах! О военных пенсионерах я даже не говорю — их положение просто ужасно. Кто свяжет свою судьбу с защитой Родины, глядя на униженного, нищего офицера-пенсионера?

Приходит к чиновникам инвалид войны, а ему говорят «мы вас туда не посылали». Говорят о том, что нужны профессионалы-контрактники, но сокращают мичманов и прапорщиков. Какие ещё им нужны профессионалы, когда есть люди, не по одному десятку лет служащие в армии? Разговоры о профессионализме ведутся на фоне сокращения срока службы. Если за два-три года службы солдат, матрос-срочник успевал получить и закрепить боевые навыки, то за год в нынешних условиях он в лучшем случае успеет научиться выживать в казарме.

Видимо, под новым обликом армии имеется в виду облик в прямом смысле — форма от Юдашкина. При этом армия сокращается. Для офицеров создаются невыносимые условия, чтобы сами сбежали, и тогда можно будет не обеспечивать их положенными социальными гарантиями. Не удивлюсь, если армию начнут укомплектовывать иностранными наёмниками. Как себя поведёт такая армия в случае войны, рассказывать не надо. Наёмники будут служить за деньги. Но ни за какие деньги они не будут умирать за нашу Родину.

Что можно сделать, чтобы исправить сложившуюся ситуацию?

— При этой власти мало что можно изменить. Остаётся оказывать конкретную помощь военным — отставным и действующим, разоблачать авантюры правящего режима. Главное — это честное информирование граждан о происходящем в Вооружённых Силах страны и вокруг них.

— Каковы планы Союза на будущее?

— Планов много. Естественно, продолжим помогать военным. Необходимо эффективно объединить организационный и интеллектуальный ресурс городской и областной организаций. Нужно усилить в Союзе партийное влияние коммунистов, активнее вести агитационную работу по разоблачению замыслов и действий властей, по разъяснению Антикризисной программы КПРФ, по пропаганде здорового образа жизни.

Мы продолжим бороться за сохранение исторической памяти. Особое направление нашей работы — увековечение подвига героев блокадного Ленинграда. Например, наш Союз инициировал ходатайство о присвоении звания Почётного гражданина северной столицы Маршалу Советского Союза Г.К. Жукову, руководившему обороной города в годы Великой Отечественной. Соответствующие документы ещё весной минувшего года направлены законодателям. Для нас, как и для любого здравомыслящего человека, очевидно, что если уж ввели норму о возможности посмертного присвоения титула Почётного гражданина, то Маршал Жуков гораздо более достоин этого звания, нежели Собчак, перед которым в угоду Путину преклоняется единороссовское большинство сегодняшнего ЗакСа.

Нужно создать Пояс Славы вокруг города. Многие ли знают сегодня, например, о подвиге танкиста З.Г. Колобанова, сорвавшего пятью танками «КВ» наступление немцев на Ленинград в августе 1941 года? В одном бою только его танк уничтожил 22 танка противника, а все вместе — 45 немецких бронемашин. Этот опыт изучают в военных академиях не только нашей страны, но и в странах НАТО. Мы предлагаем не просто увековечить его память — ведь сегодня в Красносельском районе есть улица Колобанова, в Гатчинском районе ему поставили памятник. Не за горами столетие со дня рождения подполковника Колобанова, и мы считаем, что к юбилею он должен быть удостоен звания Героя России, пусть уже и посмертно.

Вспомним о Невской Дубровке. Сегодня, говоря о войне, незаслуженно мало отмечают роль этого участка обороны города. А ведь там всё пропитано кровью наших солдат. Чтобы понять, насколько ожесточённые бои там велись, достаточно посмотреть на кубометр земли, представленный в качестве экспоната в местном музее. Он содержит около 10 килограммов металла: пули, гильзы, осколки мин, снарядов… Сегодня на этом месте — свалки, пикнички с шашлыками, элитные коттеджи, скотопастбище — всё, что угодно. А должно быть, как на Пискарёвском мемориале.

Более того, исторически неправильно сводить вопрос только к Невскому пятачку, что на левом берегу Невы; пятачка не было бы без Невской Дубровки. Думаю, здесь активно переплетаются стремления тех, кто хочет умалить, переписать, стереть нашу героическую историю, с коммерческими интересами тех, кто хочет толкнуть с молотка живописный правый берег Невы, также обильно политый солдатской кровью и таящий в себе незахороненные останки защитников невских рубежей. Нашлись ведь и агрономы, которые для этой землицы смогли даже кадастр подобрать!..

Да, нужны огромные средства на обустройство Пояса Славы, создание профессиональных поисковых отрядов, составление и обнародование списков погибших. Но всё это необходимо сделать. Это наша память. Так что на пути к 70-летию Победы у нас очень много работы.

— С какими общественными организациями вам приходится сотрудничать?

— Мы взаимодействуем с Движением в поддержку армии (ДПА), с воинами-интернационалистами, комсомольцами, многими ветеранскими и другими организациями. Но всё же главный наш ориентир — КПРФ, многие наши товарищи — коммунисты. Помощь, которую нам оказывает КПРФ, трудно переоценить. У нас одни цели и задачи, общие идеалы и символы, одна на всех правда.

— Союз строго соответствует своему названию? То есть в нём могут состоять только офицеры, служившие в Советской Армии?

— Нет, вступить к нам могут все военнослужащие, как действующие, так и находящиеся в запасе и в отставке. Когда стоит задача спасти страну, глупо делить людей, знающих и любящих армию, на офицеров и не офицеров. Александр Матросов не был офицером, Зоя Космодемьянская — тоже. Речь скорее идёт, скажем так, об офицерах духа — людях, беззаветно верных Родине, своему долгу и советским идеалам. Наша организация состоит как раз из таких.

Что Вы пожелаете нашим читателям?

— Не терять бодрости духа. Верить в нашу Победу, в возрождение Отечества. Вступать в КПРФ, в Союз советских офицеров и работать в наших рядах. Не щадя себя, бороться за нашу Советскую Родину, защищать её словом и делом. Только так мы сможем победить.

Подготовил

Евгений НОРИЛЬСКИЙ

Код для вставки в блог: