Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Непраздничные мысли, или Ещё раз о военной «социалке»

Все, конечно же, слышали знаменитый наполеоновский афоризм: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую». Хорошо известна и другая истина, согласно которой положение человека ратной профессии является важнейшим показателем здоровья общества и престижа государства. Относится это, разумеется, и к нашей стране. Давайте посмотрим в канун праздника защитника Отечества, каково состояние этой сферы в современной России. Об этом — в материале депутата Законодательного Собрания Петербурга, капитана первого ранга Владимира Андреевича ЗУЙКОВА. 

В преддверии праздника 23 февраля наш сегодняшний разговор – о социальных проблемах тех, чья профессия – Родину защищать. Тех, кто стоит на страже наших рубежей и мирной жизни. Тех, кем должен гордиться каждый народ и каждый гражданин. Тех, в адрес которых звучат лицемерные заявления и благие обещания, а фактически проводится политика ущемления прав и лишения элементарных гарантий…

Буржуазная власть в России на протяжении двух десятилетий «реформирует» Вооружённые Силы с заявленной целью придания им «нового облика». В ходе этого процесса идёт массовое увольнение опытных офицерских кадров и высококлассных специалистов — прапорщиков и мичманов, разрушается система военного управления и военного образования, распродаются объекты и имущество Минобороны, необоснованно ухудшается материальное положение военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей. Одновременно осуществляется деморализация личного состава Армии и Флота путём лишения их народного характера, подрыва авторитета воинской службы.

Эволюция без оптимизма

Начнём с того, что сам базовый документ в этой сфере — Федеральный закон «О статусе военнослужащих» — с момента принятия в 1998 году более 50 раз претерпевал существенные изменения. Шли ли они на пользу людям в погонах? Увы, даже беглый взгляд на эволюцию российского «военного законодательства» в девяностые и 2000-е годы говорит о том, что особого оптимизма она не внушает.

Первый серьёзный пересмотр этого закона состоялся уже летом 2000 года. Главным смыслом внесенных тогда поправок стало устранение привязки денежного содержания военнослужащих к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) и его увеличения в соответствии с ростом цен. По материальному положению военнослужащих и, в особенности, военных пенсионеров был нанесён значительный удар.

В 90-е годы военнослужащим и военным пенсионерам ежегодно выплачивалась денежная компенсация в размере шести МРОТ и трёх МРОТ на супруга и каждого несовершеннолетнего ребёнка. С 1 июля 2000 года МРОТ в документе был заменён фиксированной суммой в 100 рублей, которая с того времени так и не индексировалась.

С начала 2005 года военнослужащих, равно как и десятки других социальных групп в России, настигло цунами так называемой «монетизации». Были отменены, в общей сложности, 18 льгот, которыми ранее пользовались солдаты, офицеры и военные пенсионеры. В частности, без адекватной компенсации было отменено бесплатное предоставление в собственность земельных участков. В 19 случаях из закона изъят термин «льгота», который, как правило, предполагает норму прямого действия. Взамен введён термин «социальные гарантии», предполагающий установление денежных компенсаций взамен натуральных льгот. В ряде статей закона термин «обязаны» заменён на термин «вправе», в результате чего правовая норма перестала носить однозначный характер. Иными словами, хотим — исполняем, а хотим — нет!

Ещё при принятии федерального бюджета на 2000 год в России был определён унизительный, очевидно заниженный размер денежной компенсации за продовольственный паёк для военных пенсионеров. Сумма этой фиксированной компенсации составила 608 рублей 33 копейки в месяц, или 20 рублей в сутки. Такая «замороженная» стоимость продпайка уже не влияла на увеличение военной пенсии в связи с ростом цен и тарифов.

Одним из самых позорных аспектов в вопросах государственной политики по отношению к военным пенсионерам стала проблема перерасчёта недополученной части пенсий за 1995-1998 годы, когда, повысив должностные оклады военнослужащим, власть просто забыла об отставниках. Девять лет люди добивались восстановления справедливости в судах, и даже выигрывали некоторые иски.

Но коренной перелом наступил лишь тогда, когда Верховный суд (после неоднократных обращений, запросов и акций протеста) обязал органы социального обеспечения произвести перерасчёт. По недавнему указу президента военные пенсионеры получили причитающиеся им деньги. Но сколько лет потребовалось для того, чтобы Родина начала отдавать долги своим защитникам? А сколькие из них не дожили до этого дня?..

Поистине грабительский и дискриминационный характер государственной политики продемонстрировали «реформаторы» в отношении работающих военных пенсионеров, которым длительное время, в отличие от пенсионеров гражданских, не выплачивалась страховая часть трудовой пенсии. И это притом, что работая, они, как и все, платили страховые взносы, которые учитывались на лицевом счёте в Пенсионном фонде! В мае 2006 года Конституционный суд указал на недопустимость такого положения и обязал федеральную власть предусмотреть механизм, гарантирующий работающим военным пенсионерам выплату страховой части трудовой пенсии. Но потребовалось ещё два года борьбы, чтобы решение было выполнено. Справедливость восторжествовала, но вот вопрос: а как же быть с теми деньгами, которые так и недополучили пенсионеры за те годы, когда федеральное правительство словно не знало об их существовании?

Если продолжать тему «реформаторских» дел правящей элиты, нельзя не сказать о соблюдении права военнослужащих на охрану здоровья. Так, вопиющим по своей циничности стало решение Минобороны о поэтапной ликвидации учреждений военной медицины, сокращении коечной численности военных госпиталей, коммерциализации военных санаториев. Идёт процесс замещения военной медицины гражданской. Это осуществляется без понимания того, что первая существенно отличается от второй и по кадровому составу, и по сугубо врачебной специфике. Военных пенсионеров последовательно выдавливают в гражданские поликлиники и районные больницы по месту жительства, которые просто не рассчитаны на дополнительный контингент. Только Петербург в скором времени недосчитается около десятка военных поликлиник и госпиталей. А чего стоит один лишь пример ликвидации санатория Военно-воздушных Сил, располагавшегося в Каменноостровском дворце? Сегодня там — новая резиденция Правительства Санкт-Петербурга…

Острейшей остаётся проблема обеспечения военнослужащих и военных пенсионеров жильём. Только по официальным данным Минобороны, в нормальных квартирах нуждаются более 90 тысяч офицеров, которые в процессе придания армии «нового облика» будут уволены в запас. Ещё 30 тысяч пенсионеров вот уже более 10 лет стоят в очереди на жильё. В процессе проведения т.н. «реформы» правительство не единожды рисовало радужные жилищные перспективы перед действующими и уволенными в запас военнослужащими. Планировалось решить проблемы бездомных защитников Отечества в 2010 году. Но и оно оказалось невыполненным.

Защитим армию –спасём страну!

Не в бровь, а в глаз режиму бьёт его собственная официальная статистика. У 176 тысяч военных пенсионеров размеры пенсий не достигли установленного федерального (регионального) прожиточного минимума. Более чем у 46% средний размер пенсии ниже среднего уровня трудовых пенсий в России, более 17% инвалидов военной службы (около 500 тысяч человек) имели в 2009 году доходы ниже прожиточного минимума.

В советское время каждый курсант твёрдо знал, что, дослужившись до полковника, он будет обеспечен квартирой и получит пенсию в 250 рублей. Это был приличный доход для достойного заслуженного отдыха. Сейчас будущий защитник Родины не уверен ни в чём. С неподдельным удивлением взирает он на собственное правительство, которое с охотой бросает его в горячие точки, а потом увольняет, предлагая выживать, как может.

Подводя итог, можно сделать вывод, что «реформа» Вооружённых Сил, проводимая правящим режимом Ельцина-Путина-Медведева, носит антинародный характер. Её результат — резкое ухудшение социального положения тех, чьей профессией является государственная военная служба. В отличие от «партии власти», где весь партер и амфитеатр заняли олигархи и чиновники, в армии действительно представлен наш народ. Вот почему армия так пострадала при переходе от социализма к капитализму.

В стране продолжает нарастать протестное движение. Участвующие в нём солдаты и офицеры Вооружённых Сил должны актуализировать старый, но верный лозунг: «Народ и армия едины»! Ведь кому, как не защитникам Родины, военнослужащим-патриотам быть сегодня в авангарде выступлений широких народных масс?

Владимир ЗУЙКОВ,

депутат Законодательного

Собрания Санкт-Петербурга

- член фракции КПРФ,

капитан первого ранга

Код для вставки в блог: