Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

«Дед русской демократии»

Михаилу Горбачёву – 80. Из них уже без малого 20 лет первый президент и последний генсек пребывает на политической обочине. Казалось бы, зачем тревожить покой персоны, давным-давно ушедшей в бесславное небытие? Но пройти мимо этого события нельзя. Ведь Михаил Сергеевич — человек, вольно или невольно заложивший основы сегодняшнего жизнеустройства России. Более того, он — нагляднейший пример того типа людей, благодаря которым стало возможно крушение СССР и установление сегодняшней системы власти. 

Родом из ХХ съезда

Кто же такой Горбачёв? Типичный выдвиженец хрущёвских времён. После «развенчания культа личности», ещё двигаясь какое-то время по инерции сталинского рывка, советская элита постепенно начала перерождаться — это, увы, необходимо констатировать. Утрачивая содержание, она превращалась в пустую форму — оболочку, продолжавшую имитировать прежние функции. Здоровое ядро было изрядно подкошено и событиями лета 1957-го, когда провалилась попытка ленинцев-сталинцев во главе с В.М. Молотовым отстранить Хрущёва от власти. Далее же на приводные ремни партийно-государственного механизма начало наматываться всё большее количество карьеристского мусора, а система самоочищения перестала функционировать. Добавим к этому, что тартюфы вроде Горбачёва во все времена отличались значительной гибкостью и умением «колебаться вместе с генеральной линией партии». Гибкостью, увы, куда большей, чем приверженцы какой-либо идеологии. Именно это и позволило целому звену абсолютно беспринципных, чуждых любой идеологии демагогов, не имевших, к тому же, никакого опыта реальной работы, кроме комсомольско-партийной, к 80-ым годам минувшего века проникнуть в высшие руководящие органы страны.

Горбачёв был одним из ярчайших представителей этого типа руководителя. Уставшие от позднебрежневской «геронтократии», люди с радостью внимали новому лидеру — молодому, энергичному, казавшемуся открытым. К несчастью, советский человек оказался не привит от примитивной демагогии «политического обывателя», как называл таких «людей неопределённого типа» товарищ Сталин.

Политический обыватель

Попав в Политбюро в конце 70-х, из первых же своих визитов на Запад Горбачёв извлёк единственный вывод: «Живут же люди!». Мещанское мировосприятие не позволило ему понять, что фасадное благополучие Запада изначально базировалось на безжалостной эксплуатации покорённых земель. Что символ «сказки» — США — не только не пострадал по существу от двух мировых войн, но, напротив, лишь нажился на них. Что, наконец, западного обывателя прикармливали собственные правительства, наученные примером русского Красного Октября.

И вот Горбачёв оказался «у руля». Это произошло в марте 1985-го, а уже спустя месяц грянула перестройка — сознательный демонтаж советской системы собственной правящей элитой, обуреваемой жаждой жить «не хуже, чем в Америке». Заметим, что практически сразу из советского руководства были удалены самые сильные и авторитетные представители «старой гвардии» — например, лидер московских коммунистов Виктор Васильевич Гришин и недавний глава Ленинграда Григорий Васильевич Романов. Сегодня ясно, что дело было вовсе не только в устранении новым, слабым ещё генсеком политических конкурентов… Стремительно формировавшийся горбачёвский ареопаг уже присматривал себе лавры эдаких советских ротшильдов и рокфеллеров.

Понимали ли они, что «конверсия» социалистической системы хозяйствования и политический ревизионизм приведут к крушению страны и неисчислимым бедствиям? Рискнём предположить, что политические обыватели если и осознавали это, то не в полной мере, а то и не осознавали вообще. Ту же ошибку уже на излёте 80-х, поддавшись на демагогию, совершили и многие простые граждане, искренне уверовавшие, что надо поделить «золото партии», выгнать комсомольских и партийных вожаков-дармоедов, и у каждого сразу появится по персональному мерседесу, «как в Америке».

Архитектор у развалин

А что же Михаил Сергеевич? Он с удовольствием констатировал: «Процесс пошёл». Причём, заметим, пошёл лавинообразно. Но «господин архитектор», улыбаясь, лишь наблюдал с трибуны Мавзолея за крушением своей страны. Череда «бархатных революций», которые, как мы сегодня знаем, были инспирированы иностранными спецслужбами, могла быть легко остановлена крепким ещё Советским Союзом. Но Горбачёв не мыслил ни общегосударственными, ни тем более ленинско-сталинскими категориями. В угоду личному благополучию временщики, дорвавшиеся к кормушке, сдали всех: Хонеккера, Живкова, Чаушеску, Ярузельского… Значительная часть населения (отнюдь не только коммунисты) стран бывшего Варшавского договора до сих пор проклинает Москву за предательство. И имеет на то полное право — ведь именно за это «Горби» получил титул «лучшего немца», а чуть ранее —Нобелевскую премию...

Но расчёт Горбачёва и его единомышленников не оправдался. Присмотренные ими для себя места «хозяев жизни» в «новой России» вмиг оказались заняты другими людьми — более молодыми, более хваткими, готовыми пойти ещё дальше по пути предательства всего и вся. Иными словами, более молодым поколением тех же самых перерожденцев и карьеристов. Таких, как завотделом журнала «Коммунист» Егор Гайдар, недавние обличители язв капитализма Леонид Млечин и Николай Сванидзе... В кого ни ткни пальцем из сегодняшних властителей или идеологов – попадёшь пальцем именно в такого партбилетчика, вовремя перекрасившегося, но на всякий случай хранящего красную книжицу под половицей. Собственно, и партия у них есть, только называется теперь по-другому. Но если люди, оставшиеся верными себе и своим идеалам, и ныне в коммунистической партии, то прохиндеи и карьеристы ушли в другую, поменявшую цвет с красного на голубой, но по сути так и оставшуюся партией Горбачёва-Ельцина. И совсем не случайно, что и тот, и другой, на практике ставшие непримиримыми противниками в борьбе за власть и личными врагами, в сегодняшней официальной пропаганде остаются не только положительными историческими персонажами, но и воспринимаются в связке как основатели «новой России».

Перевёртыш просчитался

Судьба Горбачёва показательна. Просчитавшийся перевёртыш не оставлен в беде своими западными покровителями. Ему подкидывают подачки в виде гонораров за лекции, на которых он рассказывает о своей ненависти к коммунизму. Вряд ли правдивы гипотезы о том, что Горбачёв-де ещё в юности задумал внедриться в партию и развалить «империю зла». Скорее, дело в том, что именно этих слов ожидают от него спонсоры, и он послушно отрабатывает номер. Бывший лидер бывшей сверхдержавы просто служит актёром, а точнее — шутом у своих хозяев. Можно ли представить кого-нибудь из первых лиц «на покое», рекламирующих пиццу? Вальяжного сэра Уинстона Черчилля, строгого Шарля де Голля, да что там о великих —хотя бы стареющего ловеласа-саксофониста Билла Клинтона? Отнюдь. Но Горбачёву гонорарчик важнее собственного лица.

Так что вот он, портрет временщика во всём его ничтожестве. Вот он, политический обыватель. И ведь ничем не отличаются от Михаила Сергеевича и сегодняшние «рулевые». Тот же партбилет в прошлом. Та же аппаратная изворотливость. Та же беспринципность и способность колебаться с генеральной линией. То же примитивное самолюбование: один «отливает в граните», второй (который по-прежнему первый) привозит полный зал стареющих западных кинозвёзд, чтобы перед ними испохабить двумя пальцами на рояле священную «С чего начинается Родина», причём транслируется этот дурдом на всю страну. Наконец, та же полная неспособность к какой-либо конструктивной деятельности. За то же время, что понадобилось Сталину, чтобы превратить аграрную страну в крупнейший индустриальный центр мира, политические дети и внуки Горбачёва успешно развалили здравоохранение, образование, науку. Зато число долларовых миллионеров (угадайте: какие партбилеты они имели в прошлом, и какие имеют сейчас?..) выросло на порядки. При этом можно не сомневаться, что в случае крушения страны сегодняшние аналоги Горбачёва вполне удовлетворятся ролью лекторов в западных институтах или начнут рекламировать айфоны или жёлтенькие автомобильчики. Стыд глаза не выест, а курочка по зёрнышку клюёт.

Памятника не будет

Покойный «отец русской демократии» Ельцин, искренне ненавидимый большинством «уважаемых россиян», официально почти канонизирован преемничками. Его именем назвали академическую библиотеку — в благодарность, видно, за тысячи других закрытых и превращённых в кабаки, — а к недавнему 80-летию Бориса Николаевича открыли ему памятник на родине — в Свердловске. Ну а «дедушка новой России» Михаил Сергеевич встречает свой девятый десяток — где бы вы думали? Нет, не на родной Ставропольщине, и не в пригревшей его на беду свою Москве. Юбилей Горби отмечает в Лондоне. Там, где в 1984-м, как говорят, прошло его «политическое крещение» железной леди Маргарет Тэтчер, в эти дни спонсоры и инвесторы в первого и последнего президента СССР не скупятся на яства и комплименты Горбачёву. Там его любят. Ну а на просторах разрушенной при его «трудах» державы миллионы бывших советских граждан надеются, что «лучший немец» успеет при жизни ответить за содеянное.

Евгений НОРИЛЬСКИЙ,

Владимир КУЗНЕЦОВ

Код для вставки в блог: