Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

У Победы — женское лицо

Отмечая каждый год 8 Марта Международный женский день, мы как-то подзабыли (а нынешняя власть эту «забывчивость» вполне сознательно культивирует) о том, каков изначальный смысл этого прекрасного праздника, кто стоял у его истоков. А между тем 8 Марта – не просто праздник весны и любви, но и день борьбы за интересы трудящихся женщин, за их полное, фактическое равноправие. 

За права трудящихся женщин

Именно об этом думали в первую очередь делегаты Международного женского социалистического конгресса в Копенгагене, когда принимали решение об учреждении революционного женского праздника, который в нашей стране с 1965 года официально считается нерабочим днём. Понятно, что до 1917 года праздник 8 Марта отмечали нелегально, в условиях преследований со стороны царской полиции.

В дореволюционной России женщина жила зачастую в условиях систематического унижения, полного отсутствия каких бы то ни было закреплённых законом политических прав, а порой (если речь шла о женщинах из неимущих классов) – и угрозы прямого физического насилия. Самодержавная власть и буржуазно-помещичья «элита» страны рассматривали женщину как существо второсортное, самой своей физиологией обречённое на положение рабыни — неважно, шла ли речь о фабричной работнице или крестьянке, учительнице или актрисе.

Это было одним из ярчайших проявлений того самого, говоря словами крупнейшего русского публициста и литературного критика Николая Добролюбова, «тёмного царства», где для рабочих и крестьян не было пути иного, как зарабатывать тяжким подённым трудом на кусок хлеба. Где им, по закону о «кухаркиных детях», изначально был закрыт путь к образованию, искусству, достижениям мировой мысли. Того узкого мирка, где нищета и бытовые условия тяжкой плитой придавливали ещё с юности красоту и обаяние женщин, где в массовом порядке умирали дети неимущих, откуда не было иного выхода, кроме свержения проклятого старого мира, устранения царящих в нём эксплуатации и невежества.

Именно поэтому был так велик процент женщин, нашедших своё место в революционных организациях, в большевистской партии. Надежда Крупская и Инесса Арманд, Мария Ульянова и Розалия Землячка, Александра Коллонтай и многие-многие другие героически проявили себя в подпольной борьбе с царизмом, в годы Революции и Гражданской войны.

Гордость Страны Советов

После победы Октября пришедшие к власти большевики сразу же приняли целый комплекс мер против «сверхпритеснения угнетённого пола». Уже в декабре 1917 года подписанный председателем Совнаркома РСФСР В.И. Лениным декрет «О расторжении брака» обязательный церковный брак заменял гражданским, его расторжение было стократно облегчено. Фактический брак был приравнен к официальному, внебрачные дети приобрели все права «законнорождённых».

Политика советской власти, не оставившая, говоря словами Ленина, «камня на камне из тех подлых законов о неравноправии женщины, о стеснениях развода, о гнусных формальностях, его обставляющих, о непризнании внебрачных детей – законов, остатки которых многочисленны во всех цивилизованных странах», открыла трудящимся женщинам дорогу наверх. Речь шла не просто о карьере, а о самореализации, пути к знаниям, новому, равноправному положению в обществе.

С начала 20-х годов рождаемость в Советской России непрерывно росла. Этому способствовала социальная политика советского правительства – впервые в истории России женщины получили право на знаменитый «декретный отпуск». В те годы он начинался за два месяца до рождения ребёнка и заканчивался через полтора месяца после родов.

Советская власть дала женщине не только социальные, но и политические права. В частности, равное право голоса на выборах органов власти они получили гораздо раньше, нежели это произошло в таких цитаделях буржуазной демократии, как США или Великобритания, не говоря уже о Швейцарии. Гордостью Страны Советов, символами Красного Русского Духа стали такие имена, как Марина Раскова и Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Зоя Космодемьянская, Валентина Терешкова и Светлана Савицкая, Любовь Орлова и Клавдия Шульженко.

Россия и Победа — слова женского рода

Реставрация буржуазных порядков в течение последних двух десятилетий отбросила всех граждан России, прежде всего, женщин, на век назад.

Сверхэксплуатация новыми собственниками, постоянные унижения со стороны «хозяев», невозможность спокойно воспитать и прокормить ребёнка, проблемы с местами в детские сады и ясли, постоянный рост цен на детские товары и продукты питания — вот далеко не полный набор того, что принесла нашим соотечественницам капиталистическая действительность.

Недавняя история с массовыми протестами будущих мам в связи с новым порядком начисления пособий по беременности и родам стала прекрасной иллюстрацией того, чего стоят на практике демагогия буржуазной власти и её прислужников из «Единой России» о «демографической политике» и «народосбережении».

Второе пришествие капитализма в России изменило не только отношения собственности и вытекающие отсюда социальные роли. За годы рыночных преобразований чем дальше, тем отчётливее заметны запущенные либеральными реформаторами негативные процессы. Это — ранняя смертность вследствие алкоголизма и болезней, потеря привычной работы и устоявшегося социального статуса, усилившийся процесс миграции в крупные российские города уроженцев Кавказа и Средней Азии. Последние, с их семейным воспитанием, зачастую весьма архаичным и далёким от устоев и традиций русской культуры, со своими представлениями о преобладании мужчины и подчинённой роли женщины, в лучшем случае с большим трудом находят язык с нашими соотечественницами. Впрочем, подобные тенденции типичны и для большинства европейских стран, где пресловутые «толерантность» и «мультикультурность» очень часто на деле оборачиваются диктатом агрессивного меньшинства над общепринятыми моралью и нормами человеческого общежития.

Но всё же есть надежда, что внутренние силы, сохранившиеся в нашем народе, несмотря на телевизионную пропаганду и все тягости «свободного рынка», станут основой неизбежных изменений к лучшему. Тех самых изменений, которые не зависят от доброй воли чиновников или наличия в Кремле «прекраснодушного либерального царя», а достигаются исключительно народным сопротивлением ущемлению законных прав и борьбой за будущее своё и своих детей.

Революция в феврале 1917 года, как известно, началась массовыми протестами петроградских работниц. Метод прямых исторических аналогий далеко не всегда применим, но в любом случае выход женщин (да ещё и с младенцами) на митинги и в пикеты — крайне скверный сигнал для действующей власти.

Так что революционные традиции российских большевичек, стоявших у истоков празднования 8 Марта, живы и поныне. Более того, они актуальны и современны. Нам ещё много чего предстоит добиться, но впереди неизбежный успех нашего общего дела. Иначе и быть не может: не зря ведь женского рода три слова — «Россия», «Революция» и «Победа».

С Международным Женским днём вас, дорогие наши соратницы!

Владимир МАТВЕЕВ

Код для вставки в блог: