Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Картофельная революция?..

За истекшие недели 2011-го картошка в Питере подорожала на четверть, а гречка — на 10%. Судя по динамике, это — далеко не предел: к осени продукты первой необходимости станут дороже как минимум наполовину по сравнению с нынешними ценами 

Цены растут. Это мы видим каждый день в магазинах, но об этом не говорят по телевидению. Оно демонстрирует, как Владимир Путин дарит девочке из черноморской Джубги плюшевого медведя, а Дмитрий Медведев бормочет Папе Римскому о торговле газом...

Пока власть предержащие заняты в поте лица означенными делами (вне всяких сомнений, сверхактуальными для жизни общества), стоимость продуктов первой необходимости растёт, как на дрожжах. Причём происходит это не первый месяц — в северной столице, как и во всей России, цены росли на протяжении всего минувшего года.

Как аукнулось – так и откликнулось

По данным Петростата, картошка за 2010-й подорожала вдвое, морковь — на 43%, бананы — на 36%, яблоки — на 30%. Крупы стали дороже на 20-50% (притом без учёта трёхзначных процентов роста цен на гречку), а молоко и кисломолочные продукты — на 20%. Прошедший же январь преподнёс питерцам новый «сюрприз» — подорожало всё. Особенную радость доставила горожанам опять же картошка. Та, что стоит порядка 40 рублей за кило (например, в торговой сети с цифрой «Пять» на вывеске), критику выдерживает с трудом. Ну а то, что могут «недорого» подсунуть на рынке, частенько и вовсе несъедобно. За килограмм более-менее сносного «второго хлеба» придётся выложить не менее 60 рублей — это в «спальных» районах. Ну а в центре культурной столицы легко увидеть на прилавке некий «элитный» (на самом деле совершенно обыкновенный, хотя и хороший) картофель по 110-120 рублей за килограмм.

Разного рода аналитики называют несколько причин столь стремительного роста цен. Как правило, в качестве главной беды приводятся прошлогодние погодные аномалии, которые во многих странах (и в России в том числе) привели к кризису в сельском хозяйстве. Где-то это, может быть, и так, — но у нас за списанием на жару всех грехов явственно выглядывают уши кремлёвских пропагандистов. Ибо не секрет, что истинной причиной стихийного бедствия жаркого лета 2010-го стали не показания термометров, но вопиющая бесхозяйственность, отсутствие контроля над лесными массивами, нехватка спецтехники, а в целом — убийственная неспособность этой власти справиться с какой-либо проблемой.

Национальная клептомания

Подтверждением тому служат ещё несколько цифр статистики (необходимо подчеркнуть — официальной). Лишь за январь 2011 года цены на бензин подскочили на 6,5%, тогда как за весь 2010-й показатель роста составил лишь 9,6%. Крайне симптоматично, что это происходит на фоне заметного подорожания нефти, вызванного революционными сотрясениями на Ближнем Востоке — в ведущем регионе-экспортёре «чёрного золота». Соответственно, Россия получает заметно больший доход от экспорта топлива, чем предполагалось. Но вместо логичного снижения внутренних цен на нефтепродукты (что объективно по законам экономики) у нас топливо дорожает, а объясняют это в фирмах-экспортёрах типа «Газпрома»… ростом цен на мировом рынке. Находчивость «национального достояния» (как путинский спонсор называет сам себя в навязчивой телерекламе) поистине изумляет: мало того, что они получают дополнительный доход от экспорта, так ещё и сдирают дополнительные деньги с внутреннего потребителя, откровенно держа его за идиота в обосновании своей клептомании.

Однако же эмоции эмоциями, а факты фактами. Колоссальный удар по сельскому хозяйству нанёс 25-процентный рост цен на дизельное топливо. Этим даже занялась Федеральная антимонопольная служба, руководство которой осмелилось предположить, что рост цен — «рукотворный», и заподозрить нефтяные компании в картельном сговоре. Более того, в отношении «Газпрома» и партнёров по присвоению общенародной собственности даже приняты штрафные санкции (которые им – что слону дробина).

А вот каковы будут последствия удорожания топлива для агропромышленного комплекса, очевидно уже сейчас. Даже если что-то вырастет и не сгорит, потом это добро нужно будет убирать — а на топливо денег нет. Значит, сгноят, а то, что удастся сохранить — продадут втридорога. Винить в этом сельских тружеников неверно: они-то получат за честно выращенные зерно и картошку гроши, а вот доблестные рыцари свободного рынка – «ритейлеры» (а попросту говоря, перекупщики, посредники и прочие дармоеды) — накрутят цены сполна.

Но это всё касается скорее третьего квартала, а продукты дорожают уже сейчас, т.к. от хранилищ до магазинов их нужно ещё довезти. И если уже к апрелю специалисты по продовольственному рынку предрекают картошке «второй свежести» минимальную стоимость в 100 целковых за кило, то осенние ценники и вовсе нельзя вообразить без содрогания.

Сказочное свинство, или Призрак Мубарака

Заметим, что ровно год назад Дмитрий Медведев утвердил документ с гордым названием «Доктрина продовольственной безопасности», коим повелевалось поднять русское село с колен.

Это, конечно, очень хорошо — но на словах. А на деле среднестатистический петербуржец съедает 23 килограмма свинины в год, но из них только два (!) кило поступает из хозяйств Ленинградской области. Всё остальное — импорт, нередко сомнительного качества (перемороженное, напичканное консервантами и/или долежавшее на складе в какой-нибудь Австралии до срока утилизации, вместо которой ещё и продано в несчастную Россию). Да что там свинина — аграрники Ленобласти признаются, что уже и картошку везут из… Голландии и Израиля. Цена, ясное дело, соответствующая — плюс «бонусы ритейлеров».

Но и это ещё не всё... Статистики, рискуя быть обвинёнными в «раскачивании лодки», дают резко отрицательные экономические прогнозы на полугодие. По первой неделе февраля лидерами роста оказались опять-таки продукты повседневного спроса — гречка (подорожала на 2,3%), пшено (двухпроцентный рост), капуста (на 1,7%) и репчатый лук (+1,6%).

Присовокупим к этому тихое замечание Федеральной антимонопольной службы о том, что рост цен на продукты питания приобрёл опасные тенденции.

Тенденции действительно опасны. Простейший арифметический подсчёт покажет, что если они не изменятся (а вся вышеприведённая экономическая конъюнктура неумолимо говорит лишь об их нарастании), то к концу первого полугодия цены на основное продовольствие взлетят как минимум наполовину, а возможно – и на две трети от нынешнего уровня.

…Тем временем бельгийские студенты начали «картофельную революцию». Это, так сказать, юмор: им просто надоели малосодержательные дрязги в верхах, из-за которых страна восемь месяцев живёт без кабинета министров. При этом там вроде как всё спокойно, и призрак Мубарака (а тем более Каддафи) бесконечно далёк от Фландрии и Валлонии.

Причём же тут картошка? Оказывается, там её считают национальной едой, и проводя шуточные пикеты против парламентской болтовни, игриво помахивают пакетиками с картошкой фри.

А вот не запахнет ли в России-то ближе к осени картофельной революцией, притом безо всяких бельгийских шуток?..

Сергей СВЕРЧКОВ

Код для вставки в блог: