Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Экс-председатель КСП Петербурга: власти могли бы значительно улучшить показатели городского бюджета

Во фракцию КПРФ пришло открытое письмо, направленное губернатору Санкт-Петербурга, депутатам ЗакСа и председателю Контрольно-счетной палаты. Автор письма – бывший руководитель КСП Санкт-Петербурга Герман Шаляпин – заявляет о том, что рассматриваемый сегодня проект городского бюджета составлен с грубыми ошибками, и, при желании, власти могли бы добиться значительного улучшения его показателей.  

Приводим письмо Г.К. Шаляпина полностью:

В эти дни в стенах Мариинского дворца решается судьба важнейшего документа, во многом определяющего благополучие или усугубляющего в условиях нарастающего мирового кризиса и без того непростую жизнь наших горожан - рассматривается проект бюджета Санкт-Петербурга на 2009 - 2011 годы.

В силу профессионального интереса и, не скрываю, активной гражданской позиции, стараюсь на практике реализовать гарантированные Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ и законодательством Санкт-Петербурга права на непосредственное участие в обсуждении, в частности, проекта бюджета.

Однако провозглашенная с высоких трибун открытость и гласность на деле превращается подчас в традиционную показуху и бюрократический беспредел наделенных властью людей.

Проведенные 14 октября с.г. публичные слушания по проекту бюджета были проведены с грубым нарушением регламента. Ознакомившись с проектом, я подготовил для выступления конструктивные предложения, но, как и другие записавшиеся был по-просту обманут. По воле председательствующего - председателя БФК Барканова В.В. важнейший этап слушаний - выступления участников слушаний был отменен «по истечении времени».

Хорошо, что одна из предварительно обозначенных мною проблем - дефицит бюджета и резко возрастающий государственный долг Санкт-Петербурга нашла отражение в докладе вице-губернатора М.Э. Осеевского. При этом было отмечено, что готовится возможное сокращение доходной и расходной частей бюджета.

Это же было сообщено и в докладе Губернатора Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко при рассмотрении 22 октября с.г. законопроекта в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга.

Проект бюджета был принят в первом чтении, и это, казалось бы, естественное решение, создало серьезные правовые проблемы для намеченных изменений.

Бюджетный кодекс РФ и Закон СПб «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» (далее - Закон) крайне ограничивают возможности изменений принятых в первом чтении основных характеристик бюджета. Согласно п.10 ст. 25 Закона поправки депутатов и органов Законодательного Собрания СПб в качестве источников финансирования предлагаемых расходов могут иметь «либо снижение бюджетных назначений другим получателям средств бюджета, либо снижение расходов по другим целевым статьям».

Поправки, поданные Губернатором Санкт-Петербурга, «могут увеличивать доходную и расходную часть бюджета, менять источники финансирования».

Следовательно, заявленное уменьшение принятых характеристик бюджета по доходам и расходам не может быть реализовано путем подачи поправок даже Губернатором Санкт-Петербурга.

Поскольку уменьшение этих показателей связывается с воздействием на экономику Санкт-Петербурга мирового финансового кризиса, это естественно, должно найти отражение в соответствующих изменениях прогнозных оценок, принятых при составлении проекта бюджета

В соответствии с п.п. 2 и 4 ст.14 Закона «Прогноз социально-экономического развития Санкт-Петербурга одобряется Правительством Санкт-Петербурга одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга. ...Изменение прогноза ...в ходе составления или рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета». Эти нормы полностью воспроизводят соответствующие нормы Бюджетного кодекса РФ (ст.173).

Таким образом, единственно легитимным основанием и процедурой уменьшения (фактически - ухудшения) основных показателей бюджета является разработка и утверждение Правительством Санкт-Петербурга изменений, как минимум, основных прогнозных показателей: объем и темпы роста валового регионального продукта, а также темпы инфляции (роста потребительских цен). Для федерального бюджета эти показатели приводятся непосредственно в законе о бюджете.

Бюджетный кодекс РФ и Закон Санкт-Петербурга не содержат процедурных норм изменения проекта бюджета в связи с изменением прогноза. Однако, по сути это должно быть новое представление уточненного варианта проекта с соответствующими расчетами и обоснованиями вносимых изменений, подлежащие оценке в форме Заключения Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга.

Целесообразно было разработать и принять Законодательным Собранием СПб временный Регламент, предусматривающий повторное рассмотрение законопроекта в первом чтении и оперативное его прохождение на последующих этапах.

Фактически после принятия проекта бюджета в 1 чтении до 7 ноября не было ни одного официального мероприятия, связанного с бюджетом, и ни один документ не был опубликован на официальном сайте ЗакСа. Лишь 7 ноября к заседанию БФК были разосланы поправки Губернатора Санкт-Петербурга и депутатов (в том числе вызывающая немало вопросов по сути «коллективная» поправка БФК).

Заведомо сокращенный БФК для ознакомления с документами срок не позволяет провести необходимый анализ и оценку всех изменяемых показателей бюджета.  Предварительный анализ поправок Губернатора СПб свидетельствует о существенной корректировке принятых в первом чтении основных показателей, в том числе сокращении доходов и расходов бюджета на 20 - 30 млрд.руб. в год при сохранении бюджета как дефицитного.

Основное уменьшение финансирования отразилось на инвестиционной ссоставляющей, в том числе в таких важнейших сферах как жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство, здравоохранение, культура и др. Поправками значительно сокращены заимствования в качестве источника финансирования дефицита  и, соответственно, долговые обязательства, уменьшен объем условно-утверждаемых расходов на плановый период 2010 - 2011 гг.

Однако даже предварительный анализ свидетельствует о реальной возможности улучшения структуры и основных показателей, в том числе:

1) Весь планируемый дефицит бюджета на 2009 год может быть покрыт переходящими остатками средств на счетах бюджета, без привлечения заемных средств (данные для расчета и такого вывода имеются в Заключении КСП на проект бюджета);

2) Бюджет на плановый период 2010-2011 гг. может быть практически бездефицитным при сохранении уточненных доходов и распределенных расходов путем соответствующего уменьшения суммы условно-утверждаемых расходов:

- на 2010 год - на 10 млрд.руб. Остающийся дефицит в 1,3 млрд.руб. гарантированно покрывается остатками средств на счетах

 - на 2011 год - на всю сумму предложенного в уточненном бюджета дефицита - 6,7  млрд.руб. Даже в этом случае сохранится более чем достаточный объем условно-утверждаемых расходов (более 15 % при установленном БК РФ минимуме - 5 %).

3) Приведенные выше изменения позволят полностью исключить из расходной части представленной ко 2 чтению версии бюджета расходы на обслуживание государственного долга на 2009 -2011 годы в сумме более 8 млрд.рублей и направить их на финансирование урезанных поправкой Губернатора Санкт-Петербурга расходов, прежде всего, социальной сферы.

Я надеюсь, несмотря на вероятное принятие поправок ко 2 чтению 12 ноября, в силу нестандартности ситуации будут найдены процессуальные возможности вернуться к рассмотрению проекта бюджета и учесть хотя бы вышеизложенные бесспорные изменения. Есть и другие предложения.

 

Готов сотрудничать с любым из заинтересованных депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, его рабочими органами и другими специалистами, в том числе Администрации Санкт-Петербурга, в руках которых сегодня находится судьба важнейшего на сегодня документа.

 

Герман Константинович Шаляпин,
государственный советник налоговой службы РФ 3 ранга
государственный советник Санкт-Петербурга 2 класса
экс-председатель Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга

 

Код для вставки в блог: