Не «Анти», а «вместо» Селигер…
"Мало кто знает, но префикс «анти-» помимо значения «против», «контр-» имеет и другое значение – «вместо»". И если антиселигер в чём-то и является "анти", то только в значении "вместоселигер", а никак не "противоселгер" 
Сразу хочу сказать читателю следующее: всё моё ознакомление с Антиселигером проходило благодаря видеороликам на сайте www.youtube.com., а также иным Интернет-источникам, доступным всем пользователям Интернета. Эти же видеоролики и ответят, истинна ли излагаемая в данной статье точка зрения.
Для того чтобы понять сущность данного мероприятия хватило бы и выступления в честь открытия Антиселигера Евгении Чириковой. «Чего мы хотим? Зачем мы здесь все собрались? Мы хотели бы сегодня, чтобы люди, которым удавалось чего-то добиться, показали другим людям тот инструментарий, способный защитить их честь, достоинство и права людей современного государства Российского. Вот наша с вами цель». Вряд ли кто-то потом удивится, что это сказал предприниматель, совладелец компаний ООО "ЭЗОП" ("Электроэнергетика и защита от помех") и ООО "Элнар-Сервис". Одним словом человек не испытывающий на себе давления, эксплуатации капитала и прочих «прелестей» неолиберального капиталистического строя. Уже по отдельным словам можно было (и при том сразу) понять реальную сущность Антиселигера. Прежде всего, это не АНТИселигер. Анти – это противоположность. Селигер – это не только озеро, но и сходка разных представителей правящего режима. Получается, что Антиселигер – это противоположность мероприятию, проводимому правящим режимом. Это место, где люди не только имели бы право, но и были бы обязаны предлагать, излагать, объяснять, аргументировать иные варианты развития страны. И, самое главное, как же этот режим победить. То есть, от разговора о Революции (желательно социалистической) по сути, уйти было нельзя. Но это, увы, в теории, чего не скажешь о практике. И перед анализом отдельных речей, произносимых на Антиселигере, нужно вспомнить один момент, с которым был согласен Кант: «Он согласился с Локком в оправдании революции в том случае и тогда, когда она преуспевает в организации целого и предотвращении краха». Благодаря одной лишь этой фразе участники Антиселигера смогли бы отбить множество доводов о вреде любой революции и об экстремистской направленности мероприятия. Но пора перейти к выступающим…
Едва ли не самым ожидаемым публикой из выступающих был, явно, Алексей Навальный. Но единственное в чём заключается эта повышенная ожидаемость – его раскрученность. А его раскрученность – в банальных фразах и мыслях. Любой здравомыслящий человек ещё до Навального знал, что представляет из себя правящий режим, «Единая Россия» и какой размах в наше время приняла коррупция. К тому же, недавно стала появляться информация о связи Навального с Чубайсом и RAND Corporation (организации, занимающейся анализом и разработкой технологий для разведывательных центров США). Помимо всего этого в период с августа 2010 по февраль 2011 Навальный приезжал на курсы повышения квалификации в Йель (программа штаба иллюминатов называется «Глобальные друзья Йеля»). Обучение организованно с помощью связей Чубайса и Юргенса. Находясь в США, Навальный собирает более 160000 голосов на выборах виртуального мэра Москвы (интересно, что при этом размещение его постов в электронном журнале четко соответствует политтехнологиям Саула Алинского, которыми традиционно пользуются демократы, стоящие нынче у руля в Белом Доме). И, учитывая вышеизложенное, Навальный совсем не похож на, к примеру, Герберта Маркузе, которому проживание в Америке (куда он переехал в связи с приходом к власти в Германии фашистов) не мешало обличать все пороки рыночной капиталистической системы с конкретными, подробно описываемыми доводами и новшествами. Не отошёл от своих избитых тем Навальный и в этот раз. Новшество было только одно. После первого выступления Навального Евгения Чирикова призвала к объединению и взаимной дружбе во имя победы над коррупционным режимом левых и правых, националистов и либералов.
Что касается следующего выступающего, Ильи Варламова, то начать стоит даже не с его слов, а со слов, пропитанных жалким и низким стремлением самозащиты, уже неоднократно упоминавшейся, Евгении Чириковой, «Это человек культуры, человек-художник. Поэтому требовать с него сейчас, выдавливать из него сейчас какую-то там позицию, наверное, это не очень правильно». А что мешало Ж.-Л. Давиду высказывать свою позицию (и при том весьма активно) во времена Великой Французской Революции? Ничего не мешает, разве только, что сам человек, тем более что Илья своим молчанием во время произнесения этих слов Чириковой отразил своё согласие с её точкой зрения. Да и зачем активная (промолчу о революционной) позиция миллионеру, руководителю компании ICube (рекламно-девелоперского агентства полного цикла), человеку, который не прочь съездить с Путиным, например, в Южно-Сахалинск? Она наоборот вредна для него, человек для себя состоялся и кардинальные изменения для угнетённых слоёв населения страны ему не нужны. «Пишите в прокуратуру» - таков один из девизов Варламова. Это не борьба и даже не выражение одной лишь жалкой формы ничтожной псевдоборьбы. Это симулякр и симулятор в самом широком смысле данного слова, призывающий поиграть с правящим режимом в переписку. Сразу вспоминается «Рыночная мистификация в капиталистических обществах и обществах рыночного социализма» Б. Оллмана: «Для её (рыночной экономики) функционирования крайне важно, чтобы люди направляли свою неудовлетворенность и гнев в сторону от их реальных источников: социального и экономического неравенства, безработицы, простаивающего оборудования и заводов, экологической деградации, повсеместной коррупции и гиперболической алчности». Так что Илья, который наверняка это всё сам понимает, фактически идёт за руку с той системой, от которой и страдает бОльшая часть народа России. А в концовке своего выступления Варламов и вовсе признался, что не до конца понимает всю ситуацию (с Химкинским лесом в том числе). Последнее, что стоит отметить: речь Варламова длилась всего лишь около восьми минут, и конкретно он ответил только на один вопрос, касающийся его предпочтения в марке фотоаппарата (напомню, Варламов ещё и фотограф). И в этом выступлении приставка «анти» - также лишь лживая вывеска.
Одна из характерных черт, требующая особого внимания, заключается в отсутствии общей идеи, сплачивающей всех участников. Сплотило (что ещё спорно) всех участников «варварство, агрессия нынешней власти» (из выступления одного из участников Антиселигера в первый день его проведения). А уж сколько раз повторялась фраза «гражданское общество» лучше умолчать. В этом выступающих Антиселигера превзойти мог разве что Медведев.
Конечно, было и позитивное, но в сильно ограниченном количестве. Запомнились разве что волонтёры, которые собственными силами тушили лесные пожары летом прошлого года. Но люди вроде Верзилова из арт-группы «Война» тут же портили хоть какое-то приятное впечатление. Портили либо своей репутацией («творческими» акциями арт-группы война завален весь Интернет и любой желающий может с ними ознакомиться и ужаснуться) либо своими глупейшими заявлениями. Например, что «мероприятие Антиселигер – это прежде всего не политическая оппозиция, а культурная оппозиция». Это слова того же Верзилова. Ни на одной из всех видеозаписей, доступных для просмотра в Интернете, не было ни одного вопроса, затрагивающего ключевые проблемы современного общества как в России, так и за рубежом. Никаких разговоров о несвободе – в смысле подчинения человека аппарату производства – закрепляющейся и усиливающейся при использовании технического прогресса как своего инструмента, в форме многочисленных псевдосвобод и удобств или о рыночной мистификации. Нет конкретных разговоров об альтернативных путях развития общественных институтов и страны в целом. Вся полнота Антиселигерских речей заключается в упоминаниях о коррупции, о беспределе властей, голосования против Единой России и тому подобном. Но «анти», как не вглядывайся, здесь нет. Нет революционной составляющей и даже намёка на неё. Элементов «шоу» наоборот предостаточно. Это и шутки посреди серьёзного разговора (тогда такой ли он серьёзный, если там есть место шуткам?), юмор как вступление к произнесению речи, рок-концерты.
Дмитрий Субботин (заместитель главного редактора журнала «Скепсис») однажды отметил: «Мы также наблюдали крах «антиглобалистского» движения, когда его разнородные участники в конце концов классово раскололись по линии «первый мир»-«третий мир», и значительная часть западных «левых» теперь рьяно поддерживает «гуманитарные интервенции» против последнего.» Очевидно, что подобная участь будет ждать и Антиселигер.
Антиселигер неплохо сыграл на руку действующему режиму в том смысле, что в очередной раз лишил людей, искренне пришедших на это мероприятие с целью изменения ситуации в стране к лучшему, реальной возможности сделать хотя бы первый шаг к воплощению их цели. Организаторы, заигрывающие с правящим режимом, только вводят в очередной раз в обман и запутывание людей. Антиселигер – это не анти, это тот же Селигер, его дубль, вывернутый на изнанку, но с той же задачей: лишить народ пространства для реальной борьбы с целью освобождения угнетённых классов от рыночно-капиталистической системы неолиберального типа.
Игорь Василенко
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»