«Над этой болью многие кружат»
Интервью Игоря Растеряева 
Звезда
тридцатилетнего актёра санкт-петербургского театра «Буфф» Игоря Растеряева
взошла внезапно. Записанная на мобильный телефон и «выложенная» кем-то из его
друзей в Сети песенка про комбайнёров буквально «взорвала» российский Интернет.
А потом появились и другие песни. Сейчас в Сети его называют и «русским Че
Геварой», и «символом русского возрождения», и борцом против засилья так
называемой попсы.
Кто же он на самом деле?
– Игорь, в
Интернете размещено твоё обращение по поводу политики наших властей.
– У
меня нет никакого обращения к властям и никогда не было. Это всё выдумки и
фантазии каких-то непонятных людей. Может быть, так было интерпретировано моё
первое интервью полтора года назад, которое я дал в своей деревне Раковка
волгоградским тележурналистам на завалинке во дворе моего дяди после того, как в
Интернете появилась песня «Комбайнёры».
Для того интервью, кстати, больше
бы подошло название «Игорь Растеряев у бани своего дяди Валерия Растеряева в
Раковке». Это было бы честнее и правильнее. Я – не борец с режимом. Скорее, я
человек абсолютно аполитичный. Просто если у меня накапливаются некие наблюдения
о людях, о жизни, я стараюсь их выразить в песнях. Я вообще против всякого
пафоса.
– Но ведь люди воспринимают твои песни по-своему. Более двух с
половиной миллионов человек их прослушали, и, если судить по их откликам, тебе
удалось расшевелить людские души… Как эти песни создаются?
– Да всё проще
простого. Я обычно, когда еду на машине, напеваю про себя. Иногда после получаса
какой-нибудь тарабарщины выскакивает вдруг мелодия. Я записываю её на диктофон.
И уже дома беру в руки гармошку, которую освоил совсем недавно. Так рождается
мотив будущей песни. Мотив диктует тему. Я слушаю, о чём поёт гармошка, и уже
потом на этой эмоциональной волне появляются либо пара слов, либо строчки. Так и
возникает план песни, потом начинается работа над будущим текстом. Текст у меня
изначально никогда не задумывается.
– Но люди отчётливо слышат в твоих
песнях патриотические, скажем так, нотки…
– Всё дело в гармошке. Когда
мелодия исполняется на гармошке, она получает другую жизнь. Именно гармошка
придаёт мелодии некую особую окраску, которая вызывает у людей те или иные
чувства.
– Твои песни автобиографичны?
– В какой-то степени. Когда
пишу песни, я просто вижу, что происходит со мной лично, с моими друзьями. К
примеру, песня «Ромашки» – о моих друзьях, которые умерли от алкоголя. Песня
«Георгиевская ленточка» навеяна общением с бабушкой-блокадницей, с
друзьями-поисковиками. Песня «Казачья» – о моих предках, живших в XVI–XVII
веках. Песня про Юрия Прищепного – моё восприятие чеченской войны.
– Вот
твои друзья, ещё молодые мужики, поумирали от алкоголя… Почему?
– Честно
говоря, не могу назвать точную причину. Я не знаю, почему у нас идёт убыль
населения… Не слежу за высказываниями политиков на сей счёт. Я могу судить лишь
о том, что вижу сам, своими глазами.
– И что же ты видишь?
– Я
вижу, что разваливается и умирает наше село. А село – это фундамент любого
государства, это главная производительная сила, это стратегическая безопасность
общества. Я вижу, как его подрубают, искореняют, в итоге оно загибается и
исчезает. В стране с сильным селом, с мудрой аграрной политикой властей не могло
бы случиться так, что крупные холдинги из Москвы скупили у крестьян их земельные
паи. Крестьяне сейчас превратились у этих землевладельцев в рабов. Кстати, там,
где крестьянин – хозяин своего небольшого фермерского хозяйства, дела обстоят
совсем иначе. Мой дед был председателем колхоза. Был когда-то мелкий хутор
Растеряев, в нём было около двадцати дворов.
– А что сейчас осталось в
твоей родной Раковке?
– В 90-е годы там было несколько фермеров, а сейчас
фактически осталось одно или два крестьянских хозяйства. Все остальные
позагибались. Всё, что крестьяне производят, им приходится отдавать перекупщикам
за сущие копейки. Как можно выжить?
– Ставшая знаменитой песня
«Комбайнёры» – это твоё восприятие нынешней сельской действительности?
–
Это песня о моих друзьях. Я просто наговорил её под гармошку. И она, как
показывают многочисленные отклики, получилась.
– Тебя называют певцом
русского возрождения…
– Признаться, не знаю почему. Правда, я девять лет
назад бросил пить. Думаю, если бы я этого не сделал, меня бы уже на свете не
было. Может быть, это мой личный вклад в русское возрождение?..
Вообще-то
я родился в Ленинграде, можно сказать, человек городской. Но у меня сейчас
появилась острая потребность ездить из Петербурга на малую родину. Просто очень
туда тянет. Мне и в городе хорошо, и в деревне.
– А просто стихи ты
пишешь?
– Стихов как таковых у меня почти нет. Но маленькая книжечка
была. Она была выпущена в Германии и называлась «Волгоградские лица» – это та же
история про Раковку, про комбайнёров, про друзей…
– Как ты относишься к
славе?
– Слава – штука интересная. Утром встанешь, включишь компьютер,
наберёшь в поисковой системе своё имя – вот она, слава! Потом щёлкнешь клавишей
мышки – бац! – и никакой славы нет и в помине. Но если тексты моих песен
появятся в «Литературной газете» – это уже будет серьёзно.
Беседу
вёл , САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Источник: http://www.lgz.ru/article/17990/
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»