Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Это не охрана пепла, это сохранение огня.

Братских могил, больших гранитных мемориалов с именами и датами, а то памятных знаков из подручных средств, иногда совсем безымянных, в России не счесть. По правде сказать, сосчитать наверно можно, разыскать всех, увековечить, но никто пока этого не сумел. После войны боль и раны бы залечить, страну заново отстроить, обуть, одеть, накормить досыта, и те, кто тогда живым остался, знали - погибшие им простят, потерпят немного.  

Терпят они  до сего дня, ждут, когда назовут и их имя, когда чья-то неравнодушная, заботливая рука напишет его на памятном камне.

Ленинградская область –  в войну почти сплошное поле боя. На  братском  кладбище  в  деревне  Большое  Жабино  Гатчинского района   списки   героев   высечены  на  многих  плитах, а когда-то сразу  после войны здесь стояла всего одна гранитная стелла.  Списки длинные, но  даже сегодня полагать,  что этот список  закончен, нельзя.  Здесь в  братской могиле  лежат наши  бойцы и командиры,  кто  в первые,  самые страшные месяцы войны,   ценой своей жизни  смог  остановить стремительный  прорыв гитлеровцев к  Ленинграду со стороны  Кингисеппа.

Он был захвачен 16 августа 1941 года, а уже  на следующий день на месте прорыва врага встали курсанты Новопетергофского пограничного военно-политического училища. Линия обороны первого батальона курсантов под командованием майора Н.А. Шорина  растянулась на 30 километров.   Едва  построив оборону по принципу опорных пунктов,  прикрывающих наиболее важные направления, рано утром 18 августа 1941 года они вступили в боевое столкновение с многократно превосходящими силами  41 танкового и 38 армейского корпуса немцев. Батальон сумел отбить все атаки,  и попытка фашистов сходу прорваться к Красному Селу захлебнулась. Две недели курсанты продолжали вести неравный бой, сдерживали натиск врага. Почти все они здесь погибли, но задачу свою выполнили.  Здесь же их и похоронили по-братски.

Прошло больше тридцати лет. В 1973 году в этой деревне работал студенческий строительный отряд «Неподдающиеся» Ленинградского института точной механики и оптики. Бойцы стройотряда - в основном первокурсники. Они были молоды, ровесники тех, павших в сорок первом.  Свой патриотизм,  преданность Родине, они не изображали лэйблами на ярких трехцветных футболках. Эти чувства вырастали из общей жизни советских людей, из судеб миллионов семей, в каждой из которых  война оставила след. Партийных  указаний никто никому не давал.  Решение на собрании отряда созрело как-то само, единодушно - на свои заработанные деньги и своими силами на месте небольшого обелиска соорудить  настоящий памятник в честь подвига наших бойцов. Сами студенты разработали эскиз и утвердили его в Исполкоме Гатчинского горсовета. В сентябре уже после трудового семестра мемориал  был построен и торжественно открыт. Не просто организатором, но душой всей работы был тогда студент уже третьего курса, комиссар отряда  Юрий Гатчин.

Прошло ещё почти сорок лет. Все эти годы, каждую весну, как сойдет снег  Ю.А. Гатчин приходит к «своему» памятнику. Пришел он и в этом году, в канун Дня Победы,  теперь уже немолодой человек, доктор технических наук, профессор, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от КПРФ, секретарь её городского комитета. Он,   как обычно,  возложит цветы,   помолчит, поклонится, потом обойдет, осмотрит  придирчивым  взглядом,  что пора подновить,  что плиткой   бы выложить…

Это его личная традиция на всю жизнь, но хорошо, что День Победы советского народа в Великой Отечественной войне прочно вошел в  традицию  всей  страны.  Ведь самое главное, что верность этим традициям -  совсем не охрана пепла, это сохранение огня.

 

 

М.Леонтьев

 

 

 

Код для вставки в блог: