Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Светлая память ремесленникам

Двенадцати тысячам белорусских ремесленников, погибшим в блокаду, посвящается. 

В Санкт-Петербурге на Пискаревском мемориальном кладбище в 1996 году была установлена стела памяти белорусским ремесленникам, погибшим в блокадном Ленинграде.

На стеле надпись:

«СООТЕЧЕСТВЕННИКАМ

ПОГИБШИМ В БЛОКАДУ

 

УЧАЩИМСЯ РЕМЕСЛЕННЫХ

УЧИЛИЩ ЛЕНИНГРАДА

ОТ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА»

 

В центре гранитной стелы вмонтировано рельефное изображение из бронзы подростка-ремесленника. А слева и за спиной - его контур - тень ушедшего в бессмертие героя. Автор стелы - скульптор Наталья Евгеньевна Никитина. С октября 1940 года по июнь 1941 из г. Минска в Ленинград приехали учиться в ремесленных училищах и  в школах ФЗО около 24 тысяч подростков 14-16 летнего возраста. Из них около 12 тысяч погибли в блокаду - каждый второй...

События тех лет развивались таким образом.

Перед войной в СССР составлялись грандиозные планы пятилеток. Планировалось строить много крупных промышленных предприятий. В Белоруссии, например, тракторный, автомобильный и многие другие заводы. Но везде недоставало квалифицированных рабочих кадров - токарей, слесарей, фрезеровщиков и др. Поэтому второго октября 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О государственных трудовых резервах». В крупных городах были созданы ремесленные училища и школы ФЗО. В райцентрах были мобилизационные пункты, работники которых ходили в школы, беседовали с детьми и приглашали их учиться в такие учебные заведения. По стране был призыв комсомола учиться рабочему делу, на что откликнулось огромное количество подростков.

В результате, чтобы получить профтехобразование, в Минск из белорусских сел прибыло около 50 тысяч подростков. Но Минские училища были не в состоянии принять всех и тогда по распоряжению из Москвы около 24 тысяч ребят были отправлены  в Ленинград. где их тепло приняли крупнейшие заводы города: завод им. Кирова, Охтинский химкомбинат. Арсенал. Политехнический институт и другие.

Ребят разместили в интернатах, общежитиях, выдали форменную одежду, которая им очень нравилась. «Очень красивая форма у нас была. Строгая, черная. Похожая на морскую. Мы этой формой гордились. Каждому из нас выдали широкий ремень с пряжкой... Идешь, бывало...Ух!» - вспоминает А.В. Люцко.

«Когда на завод пришли (Кировский), впечатление было такое, что мы попали на другую планету. Огромные цеха...Везде станки, шум... Нам все хотелось потрогать. Но нам сказали: «Подождите, осматривайтесь, привыкайте, на этих станках вы будете работать!» - вспоминает С.А. Скоморох.

И действительно, всю зиму 40-41 гг. ребята с большой отдачей работали  и учились у своих наставников-мастеров. Они их очень уважали и любили, ощущали, что мастера заменяют им родителей.

Но вот началась война. 22 июня 1941 года учеба была остановлена. Кадровые рабочие уходили на фронт. К станкам ставили подростков и женщин. Они выполняли военные заказы и изготовляли снаряды и все, что нужно было для фронта, для победы. Работали по 12-14 часов в сутки у станков, рыли окопы.

В середине августа немцы уже заняли Белоруссию. Работник интерната П.Г, Петухов вспоминает: «Дети очень сильно переживали, когда узнали, что немцы оккупировали Белоруссию. Бывало, дежуришь ночью в интернате, слышишь- плачет. Подсядешь на кровать, успокаиваешь - вроде бы заснул. Это в начале войны. А потом они возмужали и уже не плакали...».

Утром вставали и шли на завод к станкам. Голод, болезни, истощение. С.Л, Скоморох вспоминает: «До войны болванку в 1 метр 25 сантиметров я ставил на станок один, а через год, во время блокады восемь человек еле-еле справлялись...»

Ремесленники жили в комнатах по 20 человек. В. Павлюкевич вспоминает: «Каждое утро просыпаешься и смотришь: Миша живой- хорошо. Петя живой- хорошо... того, кто умер, вместе с кроватью перетаскивали в другую холодную комнату» Днем по улицам Ленинграда ходили машины и собирали умерших, вывозили их па Пискаревское и другие кладбища.

П.Г. Петухов:

 «Наступил самый тяжелый период для жителей блокадного Ленинграда, особенно для детей. Это зима 41-42. Тяжело вспоминать и говорить об этом сейчас, через сорок лет. Голод достиг своего апогея. Те, кто был сильнее физически, ходили на разрушенные Бадаевские склады за сахаром или, если правильнее сказать, за тем, что осталось от него после пожара. В то же время можно было наблюдать такую картину: между обломками конструкций ходили, ползали на коленях одинокие фигуры. У каждого через плечо висела сумка от противогаза. Это ремесленники. Небольшим ломиком они откалывали куски земли, смоченные сахаром, набивали ею сумки и тянули в интернат. Затем кидали кусок земли в котелок, заливали водой, подогревали. Когда жижа оседала на дно, осторожно сливали сладко-горькую субстанцию в кастрюлю и но полмиски делили между больными товарищами. Так было».

А.В. Люцко:

«Когда совсем было нечего есть - питались ремнями. Резали их на кусочки, варили. причем строго вели учет, сколько кусочков положить в котелок... Вывозили ремесленников из блокадного Ленинграда в тяжелом состоянии. «Дорога жизни» контролировалась немцами, часто подвергалась обстрелам, бомбежке с воздуха. Вывозили нас под прикрытием ночи. Клали на дно кузова «полуторки», сидеть мы не могли. накрывали шинелями, и таким образом, эвакуировали из осажденного города. Я помню, как проехав 15 километров по льду Ладожского озера, мы попали под налет вражеской авиации. На наших глазах две машины с детьми-ремесленниками, которые были впереди ушли под лед. Шофер выбрался из кабины и просит: «Ребята, помогите! Утонем!». А мы лежим и головы поднять не можем...».

После трехмесячного госпитального лечения они вернулись к жизни. Все трое. Володю Павлюкевича судьба закинула на Урал, Арсения Люцко - в Сибирь. Степу Скомороха в Грузию.

В1984 году съемочная группа студии «Беларусьфильм» приехала в Ленинград снимать фильм «Дорога жизни» о белорусских ремесленниках.

О работе съемочной группы и исторические справки    написал в своей статье минский журналист, кинооператор, Анатолий Иванович Алай «Несколько кадров о незабываемом». Статья была напечатана в трех номерах газеты «Чырвоная змена» с 23 октября 1984г. - №№203.205.206.

А. И. Алай сделал очень большое и важное дело - события и жизнь в блокаде должны быть незабываемыми в нашем и грядущих поколениях. Всем было тяжело в блокаду, по подросткам из Белоруссии было во много раз труднее. Отрезанные войной от Родины, от родных и близких. одни в общежитиях... Около 12 тысяч детей из Белоруссии погибли в мучениях от голода, ран, под обстрелами и в провалах подо льдом мните.

Ну; а герои фильма «Дорога жизни» Арсений Люцко, Владимир Павлюкевич и Степан Скоморох после войны учились и занимали ответственные и важные посты.

Степан Антонович Скоморох окончил индустриально-педагогический техникум и более 40 лет проработал старшим мастером ГПТУ №117 металлистов, в г.Минске. Сбылась его мечта - быть наставником.

Владимир Лаврентьевич Павлюкевич был заместителем начальника дел ЦК КПб.

Арсений Васильевич Люцко в войну дошел до Вены. Получил свыше 30 правительственных наград. После войны успешно работал и дошел до заместителя министра социального обеспечения Белорусской ССР. Последнее время работал в штаб-квартире ООН в Вене - представлял Беларусь.

Алай Анатолий Иванович, автор статьи «Несколько кадров о незабываемом» 1984 г. в настоящее время Заслуженный деятель искусств республики Беларусь, лауреат спецпремии президента и лауреат многих международных премий кинофестивалей.

Памятная стела на территории Пискаревского мемориала установлена в 1996г., по решению и указанию А.Г.Лукашенко, согласованному с Администрацией Санкт- Петербурга.

В жизнь эту задачу претворил Семен Яковлевич Цимринг, заслуженный работник культуры РФ, блокадник, бывший ремесленник.

Белоруссия прислала деньги на гранит для стелы.

Ленинградцы-петербуржцы бесконечно благодарны подросткам Белоруссии, которые погибли, защищая наш город. Все душевно отнеслись к задаче увековечить память о них и их подвиге. Поэтому такие работы, как обработка гранита в скульптурной мастерской Крематория, отливка бронзы на заводе «Электросила», установка стелы краном «Ленспецтрансом» были выполнены безвозмездно.

В июне 1996 г. Было торжественное открытие памятной стелы. Комендатура города прислала почетный военный караул. От парадного входа на Пискаревское кладбище по главной аллее до стелы прошла большая колонна во главе с представителями президента Белоруссии и с администрацией Ленинграда. Было много ремесленников, учащихся и горожан. Стела установлена в парковой зоне мемориала на газоне.

В июле 2008 года, президент специализированного фонда российско-белорусского партнерства «Белые Росы» Ирина Игоревна Рогова поручила мне сходить к мемориальной стеле, осмотреть прилегающую к ней площадку с тем, чтобы решить потом, как ее благоустроить.

30 июля с разрешения директора мемориал мною были уже посажены там первые цветы. С тех пор мы ходим туда регулярно - приносим цветы, ухаживаем за посаженными

растениями, убираем 2-3 раза в месяц.

Рядом по аллеям ходят посетители мемориала. Они останавливаются, читают надпись на стеле. Когда там бываем я или И.И.Рогова, мы рассказываем им о том, как белорусские подростки, работая для фронта, погибали от голода и под обстрелами. История и память тех событий глубоко волнует душу. И у нас и у слушателей наворачиваются слезы.

Чтобы не ходить к стеле по газону, решено было сделать к ней дорожку. На запрос И. И. Роговой администрация мемориала дала свое согласие. Вскоре Ирина Игоревна организовала привоз машины сечки.

24 мая 2009 года к стеле прибыли учащиеся 334 школы Санкт-Петербурга (10 чел.), вместе с директором этой школы Юрием Михайловичем Викторовым.

Мы работали там с 12 до 17 часов не расслабляясь - снимали дерн с газона, вытряхивали из него землю, из которой потом сделали узкие клумбочки вдоль дорожки и посадили на них рассаду цветов. Дорожку засыпали сечкой.

Это была трудоемкая работа. Школьники работали с большой самоотдачей.

Это - замечательная молодежь! В конце прочитав поминальную молитву, мы сказали: «Светлая  память, вам, ребята» и пошли к выходу.

6 мая 2010 года я встречала у стелы делегацию учащихся и директора 67-й школы г. Минска Их привела сюда И.И. Рогова. Они возложили цветы, а мы с Ириной Игоревной рассказали им о трагедии белорусских ребят.

8 сентября, в день начала блокады    горожане приходят к захоронениям с цветами, поклониться погибшим. В 2010 году из-за занятий школьники 334 школы с родителями и директором пришли к стеле памяти ремесленникам Белоруссии только в субботу- 11 сентября. Мы с Ириной Игоревной рассказывали им, как все было тогда в  1941-1943 годах. Они возложили цветы у стелы и у памятной плиты белорусам на «Аллее памяти». Эту группу из 334 школы встречал у входа на кладбище и сопровождал Александр Георгиевич Сидорок, Пред. правл. фонда «Белые Росы».

В конце августа 2008 г. И.И.Рогова посоветовала мне сходить в Музей профтехобразования на ул.Марата 64. Там меня радушно встретила Вера Сергеевна Разумбаева, зам.директора по научно-методической работе. Она показала мне экспозиции музея, исторические документы и рассказала мне много интересного. Мне, белоруске, она показала статью Анатолия Алая «Некалькi кадраў аб незабыўным» о белорусских ремесленниках, прибывших в Ленинград в октябре 1940 г. Содержание статьи меня глубоко тронуло. Я 60 лет живу здесь и ничего об этом не знала. Статья написана на белорусском языке в 1984 году и за 24 года здесь в Ленинграде ее, похоже, никто не читал.

 Вера Сергеевна сказала, что хорошо бы сделать ее перевод на русский язык. Я ответила «Конечно же и я обязательно!». И взяла с собой копию этой статьи напечатанной в трех номерах газеты «Чырвоная змена» в Минске.

Через музей Политехнического университета в октябре 2008 г. я познакомилась с Софьей Андреевной Сироткиной, доцентом, преподавателем ГПУ, членом Совета ветеранов и блокадников ГПУ. Из «Книги памяти» ГПУ она узнала, что при ЛПИ (ГПУ) была ФЗО-2 на 600 человек. Из них 200 человек из Белоруссии - прибыли в июне 1941 г. А в основном из Витебска. В домовых книгах общежития на ул. Хлопина, где они жили, записано, что 38 чел. из них умерли. Софья Андреевна разыскала родных этих ребят, ездила в 2004 году по приглашению в Витебск, где ее встречали с почетом и благодарностью музейщики и родные погибших. В память о погибших в блокаду учащихся и сотрудников ЛИИ на Пискаревском кладбище установлена стела №176, на которой изображена раскрытая книга- символ образования и лист дуба - символ мужества.

По описанию Софьи Андреевны 10 октября 2008 года, я нашла эту стелу, посадила кустик цветов, сфотографировала. Ирина Игоревна Рогова потом приводила туда делегации и корреспондентов с Белорусского телевидения.

В апреле 2009 года Софья Андреевна познакомила меня со своей студенткой белоруской из Витебска Таней Радкевич. Таня сказала, что может сделать перевод статьи А.Алая.

Между лекциями и занятиями Таня выкроила время и сделала эту работу. Большое спасибо Тане от нас всех» Петербуржцы должны знать о подвиге белорусских ремесленников.

В день возложения венков на Пискаревском кладбище 8.05.2009 около стелы белорусским ремесленникам  мы встретились с блокадниками -  ремесленниками Ягодницыной Марией Давыдовной, председателем белорусского союза блокадников и Люцко Арсением Васильевичем, о котором в своей статье написал А. Алай. Они приехали из Минска. Под руководством Председателя Российско- Белорусского Братства Алексея Васильевича Воронцова, в помещении института им. Герцена 12 мая президент фонда им. Неболсина С.Я. Цимринг вручил им мантии фонда- было много гостей. Встреча была теплой и содержательной.

Огромную работу по сохранению и увековечиванию памяти о подвиге выпускников ремесленных училищ Ленинграда во время блокады выполняет Музей профтехобразования (СПб ул. Марата ,64).

Основатель музея    Семен Яковлевич Цимринг. Он же был и его директором с 1978 ПО 1998гг. С.Я. Цимринг- основатель и президент благотворительного фонда им. А.Г. Неболсина. созданного им в 1993 году.

Александр Григорьевич Неболсин (1842-1917) великий меценат и педагог, основавший в России в 1862 году профессиональное образование. Фонд. им. А.Г. Неболсина выполняет его заветы в организации проф.образования и способствует выявлению юных Кулибиных.

Все это время, с 1993 года. Фонд ведет большую активную работу. Первый помощник С.Я. Цимринга- член правления фонда Стефан Матвеевич Шурко.

Сведения о количестве белорусских ремесленников, прибывших в Ленинград в 1940-1941 гг. и о количестве погибших получены С.Я. Цимрингом из «Архива народного образования», составленного из документов и протоколов Ленинградской прокуратуры блокадного времени.

Мы, белорусы, очень благодарны дирекции и работникам Пискаревского мемориала. С их стороны мы всегда встречали понимание, отзывчивое отношение и помощь. Все паши запросы решались положительно и быстро. На территории мемориала всегда порядок, чисто и красиво. Спасибо!

Сейчас стела памяти белорусским ремесленникам очень нуждается в реставрации, которую могут выполнить только специалисты мемориала. И мы, белорусы, очень надеемся что дирекция Пискаревского мемориала примет ее на свой баланс и сделает эту работу.

В дни памяти (8 мая, 8 сентября и 27 января) на Пискаревское кладбище с венками и цветами, почтить память погибших в блокаду белорусов приходят представители Белорусского посольства в Санкт-Петербурге, руководители и члены белорусских обществ и белорусы города.

 

 

 

Бородина Раиса Михайловна

Код для вставки в блог: