Дневник комсомольца: Покорим Эльбрус!
Под руководством секретаря ЦК КПРФ В.Ф. Рашкина группа коммунистов и комсомольцев взяла вершины Сулахат и Эльбрус. Восхождения были посвящены столетию газеты "Правда". Представляем репортаж об этом событии.  
lukarevskaya
August 23rd, 15:57
29 июля.
Первый день – день новых впечатлений, знакомств, день приезда и обустройства лагеря. В первый день ходишь и удивляешься снежным вершинам гор, да и просто любуешься красотой природы Домбайского ущелья. Сам Домбай находится, словно, на дне горного котла. Из-за этого закат здесь ранний, а расцвет поздний.
Наслаждаться этим можно долго, но нам предстояло протащить на себе рюкзаки со всем добром еще 5 км до альплагеря «Алибек», широко известного еще с советского периода.
На протяжении всего нашего путешествия природа для нас ввела свою традицию: почти каждый раз, когда мы либо уезжали, либо приезжали на другое место, нас сопровождал дождь. И первый день не был исключением.
Пришли мы в «Алибек» раньше всего остального лагеря (лишь московской его частью). Ожидание саратовцев продлилось около 3 часов, пока шел проливной дождь. Ближе к вечеру погода улучшилась, приехали все участники лагеря, и пора было ставить палатки, готовить ужин. А когда совсем стемнело, наш руководитель, Валерий Федорович Рашкин, депутат ГД от КПРФ, собрал весь лагерь (50 человек) на планерку. Обсудили намеченные планы, опытные инструктора рассказали горные байки, потом все долго-долго ели (уж очень все вкусно было). И потихоньку приближалось время сна…
30 июля. Разминка
Как только приезжаешь в горы, не терпится сразу же куда-нибудь пойти (обкатать ботинки, ощутить рельеф, забраться высоко-высоко). И как хорошо, что уже к 9 часам все были готовы – не спеша, наша колонна (во главе с Валерием Федоровичем) отправилась в сторону ледника Алибек.
Развалился Советский Союз – появились новые границы, соответственно и погранпосты. Вот возле одного из таких постов мы простояли почти полчаса, пока проверяли наши паспорта. А ведь на маршрут выходишь весь уже в предвкушение - поскорее оказаться повыше, приблизиться к снежным вершинам. Но граница есть граница, и тем, кто забыл захватить с собой документы, пришлось закончить на сегодня свою прогулку и отправиться в сторону лагеря.
Ну а мы все уже разгоряченные отправились дальше… Чем ближе подходили к леднику, тем сильнее ощущался холод, а иногда даже передергивало. И вот такими периодическими передергиваниями дошли до Турьева озера (Джгутурлу-кель). Место действительно красивое. Недаром там разместилось несколько палаток наших братьев-белорусов.
Вернулись в лагерь немного вспотевшие, да и если по правде еще с поезда хотелось помыться. Для этого перед нами открывались широкие возможности: бассейн с холодной водой, речка почти с ледяной и, наконец, самое теплое и просто не по-походному знатное удовольствие – душ. Но как ни прискорбно, но в этот вечер далеко не всем удалось помыться в теплой воде (ведь туда ходит весь альплагерь), а некоторые сами предпочли бассейн.
Стоит подробнее рассказать о том месте, где проходит наша акклиматизация.
На высоте 1840 метров над уровнем моря в одноименном ущелье расположился спортивно-оздоровительный центр «Алибек». Основан альплагерь еще в 1936 году. Сейчас это полностью благоустроенная база, куда и зимой, и летом съезжается масса альпинистов, туристов и горнолыжников. Мы расположились чуть ниже основного лагеря – возле старого дома (место интересное, облазили мы его полностью). Особенно он интересен внутри не только своей планировкой (огромные комнаты и залы), но и своим содержимым (старые кошки, каски и ледорубы, необычной формы столы и стулья, и прочее). Буквально в метрах 50 находится бассейн, о котором упоминалось выше, рядом протекает река, и со всех сторон нависают горы.
Смотришь на все это и понимаешь, что лучше один раз приехать и увидеть все своими собственными глазами, чем тысячи раз смотреть на картинки в интернете.
31 июля. Проба.
Компания собралась разношерстная (от новичков до «Снежных барсов»), да и по размерам приличная. Вот и было решено разделить весь лагерь в 50 человек на 2 отделения. Первое пошло покорять Домбайскую деву (г.Сулахат), а мы – в основном новички – отправились на ледник, чтобы опробовать снаряжение и впервые в кошках и с ледорубом походить по льду.
Погода выдалась отличная – почти все шли в шортах и в футболках. Но даже при таком солнце ледник остается ледником (захотелось приодеться потеплей). Надели зимние ботинки, гамаши, прикрепили кошки. Первые несколько минут было как-то непривычно по-новому шагать (прусским шагом), но спустя немного времени все уже перестали замечать и даже наоборот ощутили всю прелесть этих металлических приспособлений. Валерий Федорович и другие инструктора рассказали об особенностях снега и льда, показали различные способы передвижения на нем.
И как обычно за день нагулявшись, довольные и голодные мы вернулись в лагерь.
1 августа. Покори женщину.
Каждый день приближал нас к Эльбрусу. И каждый день мы выходили на маршруты. Не могу вспомнить, сколько мы вчера прошли (не очень-то и много), но ноги помнят.
И вот сегодня маршрут предстоял нам интересный: прийти, переночевать, покорить и вернуться в лагерь. Свернули палатку, сложили все нужные вещи и выстроились в шеренгу. Инструктора оглядели нас, Валерий Федорович проверил рюкзаки и мы вышли на тропу.
На протяжении нескольких лет Рашкин В.Ф. организует такие походы, и каждый раз состав участников растет. Благодаря подобной инициативе любовь к альпинизму переходит и молодому поколению (молодым коммунистам, комсомольцам и просто людям, которые ценят природу своей Родины).
Погода стояла солнечная, теплая. А вот рюкзаки стали тяжелее, поэтому на тропу, по которой мы постоянно ходили, взглянули как-то иначе. Иначе ощущались подъемы и спуски. Хоть шли мы медленно, а пробки все равно иногда образовывались: местами рюкзак задевал за большие ветки, подъемы становились круче. Иногда народ скапливался, потому что один из участников читал лекцию по психоанализу (к счастью было слышно многим). Шли мы так часа 4 – 5. И все было бы совсем прекрасно, если бы не пошел дождь; поднялся туман, стало холодно. Натянули на себя дождевики, куртки – а в результате, все равно все было мокрым. Спустя час (возможно и больше) мы подошли к перевалу, где решили поставить лагерь.
Ставим палатку – все моментально намокает. Залезаешь внутрь, а там Ниагарский водопад. Делать нечего – пришлось потратить запасы драгоценной туалетной бумаги. Расстелили пенки, достали полу мокрые спальники, сидим, греемся.
Вообще питались мы на убой, но вот на маршрут еды мы взяли с расчетом только на одну ночевку, поэтому ужин был скромен – банка консервов и батон хлеба (на троих). Хотя недалеко в одной из палаток готовился суп, но вылезать под проливной дождь совсем желания не было.
2 августа.
Если весь вчерашний вечер был в тумане и в дожде, то это утро началось совсем неплохо (плюс – дождя нет, минус – еды тоже, ведь пришлось здесь задержаться еще на один день). Но это все суета. А вокруг только горы, обволакиваемые большими клубами белых облаков; тонкая серебряная нить реки виднеется вдали. Испытываешь ощущение полного умиротворения, хоть и сидишь в мокрых насквозь ботинках. Красота красотой, но жизнь не ждет: надо сходить набрать воды, сварить чай, высушить вещи.
Ночь выдалась непростая: кто-то спал втроем, соединив 2 спальника, у некоторых в ногах были мокрые рюкзаки. Поэтому все, что было сдавленно, нужно вернуть в здоровое русло, и хорошая зарядка – самое лучшее средство.
Ближе к обеду стало просто невыносимо сидеть на одном месте, и чтоб как-то провести время одна группа отправилась к озеру, к которому оказалось не так просто подойти, а другая – на перевал по сыпухе.
Животы опустели. Время обеда. Один наш товарищ наварил для нас гречки с тушенкой. И ее, видимо, нам не хватило, раз мы стали активно подзывать тройку вполне упитанных козлов. Они, правда, убежали, и на ужин мы опять ели гречку.
Среди альпинистов-новичков (если нас так можно назвать) распространено такое заболевание как горняшка. Один из многочисленных симптомов – это дикий истерический смех. Минут 20 мы просто не могли остановиться. Живот разрывался так, словно мы сделали подходов 30 на пресс. Слышно, что были мы такие не одни.
А завтра нас ждал ранний подъем (в 5 часов).
3 августа. Наша Сулахат.
Сложно описать, что же тянет людей в горы: новые впечатления, отличная компания, приключения или желание созерцать неописуемую красоту, уйти от продажного капиталистического мира. Каждому свое. Но в горах действительно забываешь о трудовых буднях и чувствуешь как никогда локоть товарища (чем особенно отличатся школа советского альпинизма от западного).
5:30. Слышны чьи-то шаги, звон посуды (небось опять туры соли ищут, но нет – нас пришли будить). Натягиваем на себя холодные штаны. И одна мысль подталкивает вылезти из палатки – сегодня Сулахат станет нашей.
Небо постепенно окрашивается в нежно-лиловый цвет, чуть позже пробиваются яркие лучи солнца. И в 6:30 началось восхождение. Для тех, кто никогда не занимался скалолазанием и нигде не лазил – это было в новинку. С непривычки легкий страх высоты буквально на несколько секунда посещал некоторых из нас. Спустя 3,5 часа мы были уже на вершине (3439 м), откуда открывался вид на весь Главный Кавказский хребет.
Местные жители рассказывают легенду о горе Сулахат, а точнее о девушке Сулахат:
«Она рождена была в трудолюбивом и сильном племени аланов - предков славного Карчи. Не было обделено счастьем горное племя, много тепла им дарило солнце, наливались золотым соком рожь и ячмень, по зеленым склонам гор бродили стада круторогих туров. Но однажды счастье отвернулось от племени. Там, где в неприступной стене гор сверкал ледник Алибек, был проход, по которому в долину стали прорываться и жестоко опустошать ее холодные ветры. Начал гибнуть урожай; не пройдя до конца дорогу жизни, уходили из нее люди.
С ветрами пришла печаль и к прекрасной Сулахат. Видя оставшихся без крова соплеменников, она зябла в крепком доме отца, ради голодных оставляла себя без куска хлеба. В одну из ночей она обняла спящего отца, мысленно простилась с подругами, со своим возлюбленным, боровшимся сейчас в горах с ветрами, с каждым домом родной земли и пошла к леднику.
- О, добрые духи, помогите мне, — взмолилась она и легла вдоль хребта, на пути страшных ветров, терзавших долину.
Так ценой своей жизни Сулахат спасла родную землю и народ от гибели.
Когда солнечным утром проснулись удивленные тишиной люди, они увидели окаменевшую деву, из глаз их полились слезы».
Облюбовав всю голову этой прекрасной горы все же в 10:45 мы вышли обратно в лагерь. Собрали его и полные энергии и желания поскорее помыться и поесть, двинулись обратно в «Алибек». Мы так торопились, что периодически кто-то падал (к счастью, не сильно), а иногда падения представляли собой принцип домино. Группой в 7 человек мы словно пробежали путь назад меньше, чем за 3 часа, некоторые же приходили уже затемно.
4 августа. Переезд.
Настала пора отправляться поближе к нашей цели – к Эльбрусу (остановиться близ поселка Терскол в Приэльбрусье) и проехать более ста километров.
Сборы, тряска в маршрутке около 9 часов, шахматы, арбузы и лаваши, горячие споры и за полночь мы были на месте.
5 августа. Дневка.
Почти каждый день инструктора рассказывали нам об Эльбрусе, рассказывали, какой он бывает разный, рассказывали уйму историй и происшествий, как некоторые обмораживали пальцы, проваливались в трещины. И сегодня как раз был день подготовки обмундирования, чтобы с нами ничего ужасного уж точно не приключилось.
Чуть дальше от Иткола, рядом с которым мы расположились, на пути в Терскол есть магазин, где можно взять хорошие ботинки, варежки, палки и многое другое в аренду (все же пальцы важное составляющее). Ну и, конечно, мы не могли не зайти на базар. Там много всего интересного и есть вкусное варенье из сосновых шишек, которые даже пожевать можно (говорят, помогает от кашля).
Ну а к вечеру все мы были готовы.
6 августа. Первая ночь на Эльбрусе.
И вот этот день настал. Мы едем на Эльбрус. А погода как обычно – дожди. Сначала на маршрутках, потом по трем канаткам доехали на высоту 3800 м. Сидишь, висишь на нескольких метрах от земли, кресло скрипит, шатается, на коленях огромный рюкзак, давящий на шею и живот, а под ногами огромные глыбы камней.
Но вот ощущаешь под ногами землю, идешь переобуваться в зимние ботинки, а тяжелые рюкзаки кидаешь на ратрак, который завезет их к нашему лагерю на высоту 4200 м, где находится база МЧС.
Не сразу организм привыкает к перепаду высоты. Идти на удивление тяжело: появляется отдышка, кружится голова, сердце сильнее бьется, хотя кажется – что тут пройти – совсем легко.
И постоянно вид открывается все удивительней и удивительней. Расположились мы на скалистом острове посреди снежной пустыни. Огромные глыбы камней, смешанные с мелкой сыпухой. А к вечеру совсем необычный пейзаж открылся: небо отчистилось от облаков и окрасилось в фиолетово-синий насыщенный цвет, как будто это все мосфильмовские декорации.
Зашло солнце, стало холодать, пошел мелкий град – пора лезть в палатку.
7 августа. Предвкушение.
Акклиматизация продолжается и постоянное чувство тошноты тоже. Почти весь лагерь вышел, чтоб подняться к скалам Пастухова, находящихся на высоте 4800 м.
3 часа наверх и 30 минут вниз, и целый день подготовки и раннего отбоя. Уже просто не хватает терпения поскорее начать восхождение.
8 августа. Кто не с нами, тот под нами.
Всегда казалось, что зайти на Эльбрус так же как и зайти, например, на Сулахат, только здесь и пройти чуть больше, да и холоднее. Но на деле оказалось все не так-то и просто.
Подъем был запланирован на 00:30. (Мы как обычно проспали и встали в 01:20).Быстро собравшись, спустились к ратраку, который в три захода подбросил нашу команду (31 человек) к скалам Пастухова, а оттуда нам предстояло подниматься и подниматься.
Чистое ночное небо, усеянное множеством звезд, гора вся в ночных фонарях. И сначала все было даже в удовольствие.
Но примерно с высоты 4900 и до самого спуска неустанно преследовало чувство тошноты. Выпили таблетки – помогло, но ненадолго. Начала гудеть голова – выпили еще по одной. И лучше просто стараться не обращать внимание на эти чувства, да вот только не всегда получается (некоторых просто выворачивало).
Начиная с 5000 м, каждый шаг давался с трудом. Пройдешь шагов 60 – стоишь и жадно дышишь, пройдешь еще 40 – присядешь отдохнуть.
А с чистым небом пришлось расстаться – опустился туман, и началась метель (но в целом погода выдалась отличная для восхождения, тут нам природа преподнесла подарок). Постепенно воздуха начинало не хватать. Мы словно глотали его и старались чаще дышать. Пройдешь от флажка до флажка (15 -20 метров), остановишься. Сердце колотит так, будто чечетку выплясывает. Через каждые 3 флажка – привал. Закрываешь глаза и представляешь все прелести комфортной жизни (кровать, чай), но через 5 минут заставляешь себя (или товарищ говорит: «Ну все, хватит сидеть!!») идти дальше. Ноги становятся ватными, но что-то внутри кричит и толкает тебя.
Дойдя до седловины, появилось желание все бросить и повернуть назад, но опять же что-то останавило это сделать. Мы продолжили восхождение. Эти 300 метров по вертикали (или 3 часа) стали настоящим испытанием. А когда осталось пройти метров 500 – небо отчистилось, и открылся такой вид, ради которого стоило подниматься почти 8 часов.
На вершине мы провалялись, пили малиновую воду (какая-то живительная смесь), одна бутылка укатилась вниз по склону. Наконец водрузили знамя «100-летия «Правды» и просто лежали, оглядывая все кругом. А зашло на Эльбрус 18 человек (из них 6 комсмольцы ЛКСМ)
Снег подтаял, стал рыхлым и ближе к скалам Пастухова – сняли кошки и просто катились вниз. Весь вечер мы делились впечатлениями и рано легли спать, проспав ужин.
Не стоит мечтать о горах, в них просто нужно побывать и покорять одну вершину за другой.
(фото: Аксенов Антон, Корочкин Георгий)
Give 10
( 1 comment — Leave a comment )
vmalzev
2012-08-23 01:58 pm (UTC)
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»