Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

"Гуси полетели..."

Полет Путина с журавлями - новое свидетельство крепчающего маразма власти? 

Самое главное в журавле — его длинный нос. Блогосфера взорвалась комментариями, когда люди узнали, что президент Владимир Путин намерен возглавить стаю стерхов в проекте «Полет надежды». Для этой цели ему выдали белый халат и специальный клюв (на распространенном телеканалом Russia Today видео акции, впрочем, клюва видно не было). Предполагалось, что журавли признают главу российского государства вожаком.

Нет, автор этих строк не наркоман. И не пил ничего крепче чая. Президент действительно летал вчера на дельтаплане, а за ним едва поспевали величественные белые птицы. Журавлей, кстати, в советской поэзии было принято превозносить: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей». Эти строки я записал по памяти. Людям моего поколения они известны наизусть. Путин явно имел в виду именно ее, когда садился на дельтаплан. Дескать, вождь общается с духами предков.

Впрочем, блоггеры вспомнили скорее знаменитую сказку «Калиф-аист». Напомню, что ее герой умел превращаться в разных животных благодаря колдовскому снадобью, подаренному злым волшебником. Нужно было понюхать порошок, произнести волшебное слово «мутабор» — и правитель становился рыбкой. Или пауком. Было лишь одно условие — не смеяться. Но в образе аиста калиф развеселился, наблюдая за птичьим танцем — и забыл волшебное слово.

Зачем же современному Гарун аль Рашиду принимать облик журавля? На самом деле, ничего сложного в этом нет. Калиф принял облик аиста для забавы — правитель страдал от скуки. А Путин убивает двух журавлей сразу. Во-первых, правитель, чье 60-тие в этом году будет с восторгом отмечать страна, демонстрирует, что по-прежнему «молод и здоров». В России 60 лет — возраст, в котором мужчины уходят на пенсию. Путин хочет показать, что на покой не собирается. Именно с этой целью увеличивают срок пребывания на госслужбе высших чиновников. Скоро высшие посты можно будет занимать вплоть до 70 лет. Чтобы никто не мог сказать, что правителю пора на пенсию.

Мао Цзэдун в аналогичной ситуации переплыл реку Янцзы, чтобы показать народу — есть порох в пороховницах. Правда, великому кормчему было уже больше 80 лет.

Второй «журавль» — демонстрация лидерства. Даже среди животных. Ведь стерхи должны были признать Путина вожаком стаи. Дескать, президенту повинуются птицы. Людям на таком фоне стыдно ходить на демонстрации протеста, когда даже журавли видят, что Путин — наш президент.

Многолетняя путинская пиар-кампания проходила до сего момента блестяще. Президент катается на мощных машинах — самолетах, подводных лодках. Позирует на фоне красивых, сильных животных — тигров, осетров. Вот теперь журавлей. С птицами он еще не летал.

Зачем это нужно? Ответ банален. В социологии есть распространенный прием — опрашиваемых просят сравнить лидера с каким-нибудь животным. И сразу ясно, как относятся к нему люди, и какие у правителя проблемы с имиджем.

Например, если депутата называют крысой — он жалок, подл, мелок и кусач в глазах людей. А если говорят, что он тигр или дракон, значит, граждане полагают, что за ним сила.

В свое время в Москве проводился опрос, кем люди считают Лужкова. Лично мне казалось, что мэра должны воспринимать как медведя. Сильный, хозяйственный, домовитый. Оказалось, нет. Респонденты отвечали, что Лужков — бобер. А бобер — грызун. Все в дом тащит, все для семьи. Итог — московский мэр работает не для столицы, а для себя лично.

Имидж мэра был резко пересмотрен. Именно тогда возникла липкая медовая тема. Мэр-пасечник, мэр — любитель меда. «Мёёёёёёёёд», «мёёёёёёёёд»! Зачем вся эта чепуха? Да затем, чтобы скорректировать имидж с жадного «бобра» на более приемлемого «медведя». Медведь — большой, сильный, добрый (хоть и глупый немножко). Разумеется, речь идет не о реально существующем животном, а о персонаже сказок. На этом имидже Лужков продержался десятилетие.

Путин не ассоциирует себя жестко с конкретным животным. Раньше он всегда пытался позировать на фоне мощных представителей фауны. Тигрица — сильное животное. Ассоциироваться с тигром — всегда плюс. Осетр — «царь-рыба». Тоже неплохо.

Журавли на этом фоне выделяются своей нелепостью. Если продолжать линию путинского пиара, президенту нужно летать исключительно с орлами. Или в крайнем случае — соколами. В русских сказках журавль представлен слабо. Вспоминается только «Лиса и журавль», где последний угощал лису картошкой, находившейся на дне кувшина с узким горлышком. Естественно, журавль все съел, лисе ничего не оставил. Та, впрочем, не осталась в долгу, угостив «кумонька» манной кашей, размазанной по тарелке. Журавль клевать кашу не мог, зато лиса бойко облизала тарелку. Никакого определенного образа журавля из этой истории извлечь невозможно.

Единственный ясный образ журавля можно извлечь из старой поговорки «лучше синица в руке, чем журавль в небе». То есть журавль — символ недостижимой мечты.

В советском мире журавль — яркий символ загробного мира, предков, причем погибших на войне. «Помню, мы затихли средь урока, плыл в окошке белый клин вдали, видимо надеждой и упреком служат человеку журавли».

Поэтому перевоплощение Путина в журавля следует признать неудачным. Если это общение с духами советских предков — то больно уж языческое. Если демонстрация идеализма — то слишком изощренная. А статус вождя журавлей для президента России странен. Маугли, человеческий детеныш, возглавил волчью стаю. Но волки у Киплинга — свободный народ, воплощение благородства.

Короче, путинская PR-служба не продумала всех последствий полета с журавлями для имиджа Путина. Конечно, главу государства и раньше высмеивали, даже за позирование на фоне тигриц. Но сейчас, похоже, смех становится нервным. Навязчивые рассказы о том, что Путину выдадут специальный клюв, которыми баловались даже официальные СМИ, показывают, что в «анималистическом» позиционировании Путина перейдена грань, отличающая хороший пиар от шизы.

Впрочем, это закономерно. В любом западном фильме про супергероя (например, Человека-паука) всегда жестко соблюдается одно правило. Положительный герой не должен мутировать. Что это значит? Человек-паук не становится пауком. Он лишь приобретает условно «паучьи» способности — быстро бегать, прыгать, лазить по стенам и т.п. Даже «паутина» Человека-паука — результат работы специальных устройств у него на запястьях, а не паутинных желез, как можно было бы подумать, исходя из псевдонима супергероя.

А противники Человека-паука всегда мутанты в буквальном смысле. То есть чудовища и уроды.

Путинские пиарщики против собственной воли позиционировали Путина не как супергероя, а как «плохого парня», придав ему «клюв» и «крылья». Потому массовое сознание тяжело фрустрировано, что и вызывает хохот в блогах и насмешки в СМИ.

Вместо запланированной демонстрации лидерства и хорошей физической формы Путин показал опасную неадекватность — пока что собственного окружения. Конечно, полет с журавлями — лишь эпизод и он забудется. Но осадочек останется. Люди, которые говорят, что страну ждет маразм, получат новые аргументы. А образованная часть общества, всегда считавшая Путина разумным человеком и рациональным правителем, будет смотреть на него с опаской. Ведь гонения на оппозицию и полеты с журавлями вот-вот начнут складываться в единый пазл. 

 Павел Святенков, Кирилл и Мефодий

КПРФ.ру

Код для вставки в блог: