Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Алексей Воронцов: «Роль ведомственной печати велика…»

Интервью заместителя руководителя фракции КПРФ в ЗакС А.В. Воронцова "Полицейской газете" 

       Воронцов Алексей Васильевич является членом общественного совета СЗ УВДТ. С 1966 года работает в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена (ныне РГПУ). После окончания аспирантуры он прошел путь от старшего преподавателя до профессора, заведующего кафедрой истории и теории социологии, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор философских наук. С 1994 по 1998 год – депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, возглавлял комиссию по науке и высшей школе. Сейчас Алексей Васильевич – депутат, заместитель руководителя фракции КПРФ в ЗакСе Санкт-Петербурга, первый вице-президент Петровской академии наук и искусств, член Союза писателей России. Особенно приятно, что этот человек не только один из читателей нашей газеты, но и ее друг и союзник. Он много лет работал председателем Государственной аттестационной комиссии в Высшей школе МВД.

- Алексей Васильевич, благодарим Вас за активную позицию в деле возрождения газеты ГУ МВД, выпуск которой был вынужденно прерван почти на девять месяцев. Скажите, как Вы видите роль печатных СМИ в системе МВД?

-  Я хочу поблагодарить начальника Питерского главка МВД Сергея Павловича Умнова за то, что он прислушался к мнению читателей и сотрудникам газеты, и принял, безусловно, мудрое решение восстановить газету и поднять ее на новый уровень развития. В современных условиях роль и значение ведомственных изданий будет только расти. Газета должна быть ориентирована на читателя, стать для него источником профессионального и беспристрастного анализа. Кроме того, через издание станет  возможно обращаться напрямую к руководителям самого различного уровня с просьбами, жалобами, предложениями и оценками.  Ведь газета несла и должна нести социальную нагрузку перед читателем, в первую очередь, перед всем большим коллективом ГУМВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

- Будучи депутатом с многолетним стажем, а значит, представителем законодательной власти, как Вы прокомментируете суждения некоторых наблюдателей, которые сводятся к тому, что новый закон «О полиции» якобы предполагает существование газет только в центральных органах, то есть в Москве?

- В законе «О полиции» действительно сказано, что центральные органы, то есть аппарат МВД, имеет право учреждать СМИ для целей своей деятельности. Вместе с тем, закон нигде не содержит запрета на учреждение СМИ территориальными органами. Он и не может содержать такого запрета, поскольку это противоречило бы духу закона, одному из главных провозглашенных им принципов – принципу открытости и публичности в деятельности ОВД. Более того, это входило бы в противоречие с конституционными основами, ухудшая при этом социальные условия для читательской аудитории газеты. Добавлю также, что подобным запретом закон «О полиции» вторгался бы в сферу регулирования равнозначного по статусу закона «О СМИ», который регулирует вопросы учреждения, функционирования и ликвидации СМИ. Как известно, в соответствии с этим законом ГУ МВД России по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области имеет право быть учредителем газеты. Собственно это право и было в основе решения начальника Главка не только сохранить, но дать новый импульс развитию газеты питерского полицейского главка – старейшей, первой газеты в системе МВД России.

-  Алексей Васильевич, я думаю, что большинство наших читателей знает Вас как корифея науки и одного из ведущих специалистов в области социологии. Как Вы думаете, можно ли отнести к методике изучения деятельности МВД общественное мнение как критерий оценки?

-  Общественное мнение зачастую формируется стихийно. Кроме того, оно формируется целенаправленно.  Максим Горький говорил, что жить в обществе и быть свободным от него невозможно. Газета, в том числе,  должна формировать общественное мнение. Должно быть позитивное начало в информационной политике. Безусловно, без внимательного отношения и изучению общественного мнения успешная деятельность МВД невозможна. Важно, чтобы современные методы и алгоритмы профессионального исследования общественного мнения  давали возможность руководителям МВД корректировать свои управленческие решения, а результаты этих исследований своевременно должны доводиться  как до граждан, так и до сотрудников полиции. И в этом опять должна сыграть свою роль ваша газета.

- Если сравнивать нынешнюю реформу МВД России с аналогичными реформами зарубежных стран как ближнего, так и дальнего зарубежья, то будет ли такое сравнение в пользу МВД России?

- Как член общественного совета хочу отметить, что в обществе, в частности в кругу научной интеллигенции есть мнение, что в смысле структурных преобразований прошедшая реформа МВД оставляет много вопросов. Нас часто призывают сравнивать и брать на вооружение зарубежный опыт. При всей важности такого опыта, должен заметить, что еще не только не использован, но и не изучен в должной мере наш отечественный опыт построения правоохранительных органов. Иногда даже кажется, что наш отечественный опыт больше используется зарубежными странами, чем нами самими, хотя это и не всегда афишируется. В частности многие приводят в качестве примера реформы МВД Грузии, но при этом больше всего говорят о внешней атрибутике. Например, о том, что отделы полиции там стали буквально прозрачными и выполнены на подобие неких аквариумов. Но поместить полицию «под стекло» – это не самое главное. Глубинные структурные преобразования МВД Грузии остаются за скобками, а между тем в процессе реформирования МВД Грузии произошла жесткая централизация и укрупнение. В рамках ведомства МВД там сегодня объедены пограничные службы, разведывательные и контрразведывательные, аналог российских ФСО, ФСКН, СВР, ФМС, МЧС и многое другое, а это не что иное как советский опыт 30-40-х годов. У нас же пока доминируют обратные тенденции. Под шумок разговоров о несвойственных функциях из МВД то и дело хотят вывести то одну, то другую службу. Изъять следственную службу, паспортно-визовую и миграционную, даже ГИБДД, некоторые аналитики уже предлагают создать некую муниципальную милицию, т.е. отделить ее от остальной полиции, что на практике означает попросту развести по разным ведомствам участкового уполномоченного и оперработника.  Все это означает дробление и ослабление, правоохранительный блок приобретает вид растопыренной пятерни, а такой конструкцией разбить преступность затруднительно. Отмечу, что в процесс модернизации, курс на которую взяла наша страна, мы движемся наконец-то по пути укрупнения и объединения в промышленности, производстве, науке и образовании. В частности развитие высшей школы в России видится в слиянии мелких ВУЗов со слабым научным потенциалом в сеть мощных научных центров. Аналогичные по смыслу процессы можно сегодня видеть в самых разных областях глобализации в мировом масштабе. Таково веление времени. Углубление интеграционных процессов между Россией и Беларусью, создание Таможенного Союза, интеграция евразийского пространства – это залог успешного будущего. Объединение означает силу и прогресс, дробление и дезинтеграция ведет к противоположному результату. Возвращаясь к теме реформы МВД, отмечу в завершение, что по моему убеждению лимит ошибок в деле реформирования МВД исчерпан. Очень надеюсь, что на базе открытого и профессионального обсуждения богатейшего отечественного и позитивного зарубежного опыта будут выработаны и реализованы верные и долгожданные решения в правоохранительной сфере, которые вернут сотрудникам МВД авторитет и уважение, а всему обществу безопасность и уверенность в завтрашнем дне.

Беседовал Валерий Смоленков

Код для вставки в блог: