Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Гражданин, патриот, артист.

К 85-летию со дня рождения Игоря Горбачёва. Статья члена Союза писателей В.И. Булгакова.  

            20 октября 2012 г. исполнилось бы 85 лет Герою Социалистического Труда, народному артисту СССР, лауреату Государственных премий, действительному члену Петровской академии наук и искусств профессору Игорю Олеговичу Горбачёву. Человек удивительной и яркой судьбы, он более полувека посвятил себя служению высокому драматическому искусству – в театре, кино, на телевидении. До конца своих дней он оставался настоящим гражданином и патриотом своей страны, убеждённым коммунистом, возглавлял региональную организацию Народно-патриотического союза России. Считал себя счастливым человеком. И свою книгу назвал «Я – счастливый человек». Но  счастье его не было простым и лёгким.

 

                                                                                              

 

            Мы встретились с ним в Школе русской драмы. Я брал тогда у него интервью для газеты. Он был прост, лицо его сияло добротой, лёгкой улыбкой и каким-то особенным, характерным для Игоря Олеговича, обаянием. На плечах с сияющей звездой пиджак, который он время от времени поправлял. В те годы (середина 90-х), когда многое из советского прошлого было предано забвению, он не стеснялся и даже в будничной обстановке с гордостью носил Золотую звезду Героя Социалистического Труда. Он рассказывал о театре и кино, о том, что теперь происходит на сцене и телевидении. С болью в душе говорил о падении нравственных устоев, на которых традиционно держалась отечественная культура.  Конечно, речь шла и о Школе русской драмы, которую он возродил в 1992 году. Слушая его и уже много лет зная Игоря Олеговича, я всё больше проникался любовью к этому талантливому артисту и человеку. Позже не раз встречался с ним, беседовал, брал интервью.   

            В театр и кино он ворвался как-то неожиданно и радостно. Первая роль в кино – Хлестаков в «Ревизоре» по пьесе Н. Гоголя. Яркий, незабываемый образ! Именно Горбачёв-Хлестаков завладел тогда настроением зрителя. «Каков этот Хлестаков!? Ну, Горбачёв – здорово, замечательно, великолепно! – говорили мы, пацаны, друг другу, посмотрев кинофильм. И шли в очередной раз на «Хлестакова». А сколько их будет потом – ролей, больших, крупных, ярких!

            Начало пути в самостоятельную жизнь как будто не предвещало ему актёрской судьбы. Но вскоре, после Ленинградского государственного университета, он становится студентом Театрального института им. А. Н. Островского на Моховой, 34 в Ленинграде – курс профессора Леонида Фёдоровича Макарьева. Начало актёрской биографии пришлось на БДТ им. М. Горького, где его первой ролью в 1952 году был Дон Цезар де Базан в спектакле по пьесе В. Гюго «Рюи Блаз». За два года работы в БДТ Игорь Горбачёв сыграл семь ролей. Более того, начинающий артист вскоре поставил спектакль «Домик на окраине» по пьесе А. Арбузова. Первые шаги молодого артиста сразу заметили и по достоинству оценили критики, видные деятели культуры. Б. Ростоцкий писал в те годы: «И. Горбачёв  приносит с собой то верное жизненное самочувствие, с которой только и начинается ощущение правды в искусстве актёра, и это самочувствие передаётся зрителю». А ведь передать «самочувствие» – главное для артиста, да и вообще для любого художника. Горбачёв был именно художником, причём с ясной и понятной людям позицией. Он нёс им добро, любовь, правду, счастье. Верил, что счастье есть истинное предназначение человека на земле. Спустя много лет, устами главного героя в спектакле В. Соловьёва «Фельдмаршал Кутузов» он скажет: «Что такое счастье? Счастье – это гармония человека со своей совестью и с окружающей действительностью. Но если действительность плохая, то не изменяйте своей совести, а попробуйте изменить действительность». Насколько злободневно это звучало тогда, в 80-е – 90-е годы, когда шёл спектакль с его участием! Злободневно и теперь… Всегда! Вспомним А. Пушкина: «Говорят, что несчастье хорошая школа: может быть. Но счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному…».

            А своё счастье, которое он дарил людям, Горбачёв нашёл в Ленинградском академическом театре драмы им. А. С. Пушкина (знаменитой Александринке). Ему он посвятил почти полвека – с 1954 года. Начинал тогда с такими корифеями сцены, как В. Меркурьев, Н. Симонов, Ю. Толубеев, Н. Черкасов, В. Честноков, А. Борисов. Ему было у кого учиться, с кого брать пример в актёрском мастерстве, в гражданственности. А ведь это корифеи были учениками и последователями выдающихся артистов, деятелей культуры – И. Дмитриевского, Л. Вивьена, Ю. Юрьева, М. Савиной, Е. Корчагиной-Александровской. И вот, уже заявивший о себе, молодой Игорь Горбачёв – простодушный, обаятельный, симпатичный, с ямочками на щеках! Но ему ещё надо расти, мужать, набираться знаний, опыта. Не сразу, но всё же довольно быстро он осознал свою миссию – именно ту, которую возлагает прославленный театр на своего актёра.

            Трудно сказать, с чего началось это осознание. Может, с роли самоотверженного и неистового Александра Ведерникова в пьесе А. Арбузова «Годы странствий»? Или Алексея в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского? А может быть, с образа обаятельного и лишённого лукавства Шванди в кинофильме «Любовь Яровая»? Скорее всего, «осознание» приходило к нему, когда он углублялся в постижение сути, предназначения искусства. Он говорил, что актёру важно повести публику за собой, внушить ей те идеалы, которые исповедует он сам и которые составляют сокровищницу национальной мудрости. В подтверждение этой мысли любил повторять слова идеолога Пушкинского театра Ю. Юрьева: «Истинное значение театра – давать обществу такие устои, на основе которых могли бы вырасти лучшие его стремления».

            Произведения сценического творчества только тогда значимы, когда они проникнуты социальным оптимизмом, желанием сделать жизнь лучше, интересней, радостней. А это даётся актёру и его героям не просто, часто в борьбе, страданиях, а порой и в самоотречении. Именно таковы многие персонажи Горбачёва. Один из них – хирург Устименко в пьесе «Дело, которому ты служишь» по роману Ю. Германа «Дорогой мой человек». Владимир Устименко отказывается от научной карьеры, уходит в простую клинику, отвергает любовь во имя общественно полезного дела. Претерпев мучительные операции, вновь возвращается к любимой работе. Шутливо, но точно заметила преданная ему Варя: «Слишком ты у меня принципиальный!». Образ Устименко – как будто клише положительного героя. Но на самом деле здесь характер, позиция не только конкретного человека, но и целого поколения. Тех, которые ушли на фронт, «не долюбив, не докурив последней папиросы», которые предвидели опасные последствия мирного благополучия и самоуспокоенности.

            На сцене Пушкинского театра Горбачёв сыграл десятки ролей, не меньше в кино и на телевидении. Поставил немало спектаклей как режиссёр, прежде всего в 70-е – 80-е годы, когда он был художественным руководителем театра. Однако не стоит думать, что это были роли только положительных героев. Конечно, очень важно, как уже говорилось, передать зрителю «лучшие стремления», но полезно показать и отрицательные типы, о поступках которых актёр мог бы сказать: это плохо, аморально, недостойно человека, не поступай так. Вот Эрмил Зотыч Ахов в пьесе А. Островского «Не всё коту масленица». Горбачёв своим талантом артиста и чуткой душой гражданина узнал в этом прохвосте «нового русского», современного богача, и мастерски показал хищное нутро паразита, для которого ценность лишь в деньгах и богатстве. Другой пример: в фильме «Зайчик» – чинуша и бюрократ Шабашников, в «Мёртвых душах» – изворотливый и авантюрный Чичиков.

            С досадой и горечью говорил Игорь Олегович о том, что произошло с театром и киноискусством в 90-е годы, в годы коренных перемен в экономических, общественных отношениях, в сознании людей. «Искусство должно точно знать, что такое добро и что такое зло. А многие люди сейчас этого не знают, нет идеалов. Что воспевать и против чего негодовать?.. Весь ужас в том, что искусство отражает жизнь,  мы в этой жизни сидим, как в грязном непроточном болоте».

            К сожалению, искусство продолжает деградировать. Что мы видим сегодня на сцене, на экранах телевизоров, в кино? Безыдейщину, пошлость, крики, кривляния, кровь, жестокость, агрессию… Продолжается опошление и извращение классики, как русской, советской, так и зарубежной. Искусство, прежде всего массовое, сегодня не воспитывает человека, не формирует у него лучшие качества, высокие цели, а развращает его, уничтожает в нём человеческое. Почему так происходит? А потому, что нашему, отечественному, капитализму, тем более в сути своей криминально-олигархическому, не нужен человек высокой морали и культуры.   

            До конца своих дней Игорь Олегович Горбачёв боролся против насаждения в искусстве этих, отвратительных его сторон, активно выступал за идейность, народность и патриотизм в искусстве. В трудное для страны время ему удалось возродить старейшее высшее учебное заведение, основанное более двухсот лет тому назад Иваном Дмитриевским, – Театральный институт «Школа русской драмы». С какой целью? Готовить артистов, говорил И. Горбачёв, которые бы могли играть героев Чехова, Толстого, Тургенева, Гоголя, русской и зарубежной классики, – артистов, способных посвятить свою жизнь возрождению глубокого, скромного, совестливого и исповедального русского драматического искусства. До последних дней своей жизни он оставался бессменным ректором и профессором Школы, которая после его смерти стала носить его имя. Выпускники этого учебного заведения, к счастью, оказались востребованными, работают в различных театрах страны, снимаются в кино, на телевидении. Школа продолжала, находясь в трудных условиях, готовить актёров и после смерти И. Горбачёва. Прежде всего, благодаря стараниям его преемницы Заслуженной артистки РСФСР Татьяны Петровны Кулиш. Но два года тому назад она ушла из жизни. Теперь это учебное заведение, которому в текущем году исполнилось двадцать лет со времени его возрождения, является (с 2011 года) Факультетом театрального искусства «Школа русской драмы имени И. О. Горбачева». Входит в состав Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики. Надеюсь, что у «Школы» в её новом качестве, под руководством декана, сподвижника Горбачёва, Заслуженного артиста России Семёна Семёновича Сытника, есть хорошие перспективы.

            И ещё одна грань деятельности И. Горбачёва, о которой частично уже говорилось. Он всегда был гражданином своего Отечества и патриотом, с твёрдыми жизненными позициями. При всей своей загруженности как актёра, ректора и педагога, он активно занимался общественной деятельностью. Он хорошо помнил, что все великие артисты его поколения и прошлого были общественниками. Игорь Олегович – убеждённый коммунист, делегат ряда партийных съездов, член различных выборных партийных, государственных и общественных органов, частый гость в трудовых коллективах Ленинграда-Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Его яркие и содержательные выступления всегда находили отклик в сердцах людей. Наставник и воспитатель молодёжи. Он тепло отзывался о своих встречах с молодёжью. Говорил: «Хочется, чтобы они были духовно богатые, судили об искусстве и тонко его чувствовали. Ведь какое это счастье: видеть молодые глаза – тревожные и радостные, задумчивые и восторженные! И как радостно слышать суждения ребят о спектаклях – меткие и острые, обстоятельные и горячие!».

            Вспомним ещё раз А. Пушкина:

            «И долго буду тем любезен я народу,

            Что чувства добрые я лирой пробуждал…».

            Именно такие чувства пробуждал Игорь Олегович своим художественным творчеством и активной гражданской позицией.

            Родина высоко и по достоинству оценила его заслуги перед народом и страной, присвоив ему различные почётные звания и награды. Одно из них, пожалуй, самое главное – звание Героя Социалистического Труда. Об этом напоминает мемориальная доска, установленная на доме по пер. Джамбула, где он многие годы жил со своей женой Людмилой Ивановной, Заслуженной артисткой РСФСР. Он был и останется навсегда в памяти благодарных потомков как великий артист, гражданин и патриот своего Отечества.

 

                                                                        Вячеслав Булгаков, член Союза писателей России    

Код для вставки в блог: