Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга одобрены 17 поправок к закону об образовании

Сегодня на пленарном заседании городского парламента было принято постановление О поправках к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» – в одобренных поправках были учтены предложения коммунистов. 

Принятый проект постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга «О поправках к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» направлен на совершенствование положений проекта ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с учетом положений Конституции Российской Федерации, Закона РФ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Проект постановления был разработан с учетом мнения и требований образовательного сообщества Санкт-Петербурга.

Одобренный городским парламентом пакет поправок был внесен постоянной комиссией по образованию, культуре и науке, а сами поправки подготовлены рабочей группой при постоянной комиссии, в состав которой вошли депутаты из разных фракций с учетом мнения профессионального сообщества. Самое активное участие в работе над пакетом поправок приняли депутаты-коммунисты - заместитель председателя постоянной комиссии по образованию, культуре и науке, руководитель фракции КПРФ В.Я. Дмитриев и председатель профильной комиссии по высшей школе, заместитель руководителя фракции КПРФ А.В. Воронцов.

Члены рабочей группы рассмотрели предложения, поступившие от депутатов, коллективов вузов и учреждений начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга. По итогам работы комиссия по образованию, культуре и науке одобрила 17 поправок, подготовленных рабочей группой. Необходимо особо подчеркнуть, что в принятом пакете поправок значимую роль играют поправки, подготовленные под руководством депутата фракции КПРФ в Государственной Думе ФС РФ О.Н. Смолина.

Кратко изложим суть одобренных городским парламентом поправок:

Предлагается вернуть субъектам РФ право быть учредителями вузов, которые находятся на его территории (поправка №1). По действующему закону «Об образовании» право быть учредителем вузов имеется даже у органов местного самоуправления, в то время как у субъекта РФ такие права отсутствуют.

Ряд поправок касается порядка разработки и содержания федеральных государственных образовательных стандартов. Разработка образовательных стандартов должна происходить с обязательным учетом мнения профессионального сообщества – указанную норму предлагается прописать в статье 12, касающейся стандартов образования (поправка №2).

Также во избежание многих противоречий на уровне школьного образования предлагается включить в стандарты перечень обязательных предметов при освоении учащимися образовательных программ общего образования. В проекте закона такой перечень отсутствует (поправка №8).

С целью улучшения условий труда и одновременно повышения качества школьного и дошкольного образования авторы поправок предлагают ввести нормы, устанавливающие максимальную наполняемость классов и групп в детских садах в 20 человек (поправка №9).

Поправками предусмотрено введение нормы, согласно которой устраняется безальтернативность нормативного способа проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, а также единого государственного экзамена (поправки №13, 14). Как и многие педагоги, авторы поправок считают недопустимым оценивать результаты освоения основной общеобразовательной программы исключительно в тестоподобной – механической форме. Особенно это касается гуманитарных предметов.

Особого внимания заслуживают предложения, касающиеся документов об образовании (поправки №7, 15, 16). На эти моменты в проекте закона также обратили внимание коллективы СПбГУ и Университета путей сообщения. В проекте закона «Об образовании в Российской Федерации» предлагается нововведение – по факту окончания срока обучения аспирантуры присваивать квалификации «Исследователь» или «Преподаватель высшей школы» и выдавать соответствующие дипломы. Разработчикам поправок представляется спорной такая инициатива, в том числе и сама возможность выдачи дипломов лицам, не прошедшим защиту диссертации. С учетом мнения профессионального сообщества предлагается оставить норму в том виде, как она представлена в действующем законодательстве – на основании ст. 7 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» дипломы кандидата наук и доктора наук выдаются по результатам защиты соответствующей диссертации и определяются как документы о послевузовском профессиональном образовании.

Квалификацию «Преподаватель высшей школы» логичнее, в соответствии с действующим законодательством, считать дополнительной квалификацией, полученной в результате освоения дополнительного (к высшему) образования.

Последняя из актуальных и резонансных тем – это место начального профессионального образования среди других уровней (ступеней) профессионального образования (поправка №17). Разработчики поправок, как и многие в профессиональном сообществе, выступают за сохранение начального профессионального образования как самостоятельной ступени профессионального образования.

Пресс-служба фракции КПРФ

Код для вставки в блог: