Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Ольга Яковенко в "Правде": "И также в области балета"

При построении «рыночных» экономических отношений в нашей стране авторы «нового порядка», как правило, умалчивали об уроне, который понесут от этого «порядка» рабочие тысяч советских предприятий. «Реформаторы» относились к рабочему классу как к элементу ненавидимого ими советского строя. Зато всячески превозносили блага, ожидающие творческую интеллигенцию, когда век «уравниловки» уйдёт в прошлое и люди творческих специальностей смогут зажить «по-капиталистически», подразумевалось — богато. 

ОТЧАСТИ эти ожидания оправдались для отдельных артистов, готовых «обслужить по вызову» — сплясать, спеть, рассмешить зажравшихся чиновников и олигархов на корпоративах.

Но всемирную славу русского искусства, к счастью, составляют не они. В России по-прежнему трудятся тысячи замечательных артистов, чувствующих своё призвание в том, чтобы дарить искусство людям, а не «обслуживать» так называемую элиту. И их положение отнюдь не завидное.

И вот ещё одно свидетельство разрушительного воздействия «реформ». На этот раз объектом стал прославленный на весь мир Кировский балет, ныне балет Государственного академического Мариинского театра.

Несоблюдение элементарных норм трудового законодательства в отношении артистов балета в прославленном театре стало настолько вопиющим, что первичная профсоюзная организация цеха балета Государственного академического Мариинского театра была вынуждена обратиться с открытым письмом к министру культуры России.

Из этого письма явствует, например, что в театре нет действующих правил внутреннего трудового распорядка. Нет в театре и коллективного договора. В результате — серьёзные ущемления прав артистов.

Артисткам балета отказывают в выплате пособий по беременности и родам в полном объёме, мотивируя тем, что «декретный отпуск не оплачивается». Данная практика, разумеется, является прямым нарушением Федерального закона № 55-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», который устанавливает размер пособия по беременности и родам в объёме 100% среднего заработка.

Свою позицию по данному вопросу, как и по многим другим, руководство балета не комментирует. Начиная с 2009 года грант, выделяемый президентом России, выплачивается артистам балета по «новой системе», утверждённой администрацией. Она была разработана непосредственно администрацией балета и введена в качестве «эксперимента».

Система предусматривает оплату лишь «выходов на сцену в спектаклях», которые оцениваются в базовых ставках, не всегда соответствующих сложности партии и спектакля в целом. Система совершенно не учитывает подготовительную, репетиционную работу, которая может длиться несколько месяцев.

Из-за практикующейся в театре системы оплаты труда в труппу не идут молодые артисты: в первый год работы им предлагается заработная плата в размере… 15000 рублей. Как нужно себя не уважать, чтобы согласиться на такое.

Дополнительной «неприятностью», связанной с системой оплаты труда, является тот факт, что в репертуаре театра уже давно наблюдается тенденция к снижению количества балетных спектаклей. Вот некоторые данные за сезон: «Жизель» — 13 спектаклей; «Лебединое озеро» — 9; «Спящая красавица» — 6; «Сильфида» — 6; «Дон-Кихот» — 5; «Баядерка» — 5; «Раймонда» — 2. Многоактных спектаклей в течение месяца проходит немного, в основном это спектакли «малой формы», где заняты 15—20 человек. При подобной организации занятости балетной труппы, насчитывающей более 100 человек, не вовлечённые в такие постановки артисты фактически лишены как работы, так и вознаграждения, которое вроде бы гарантирует президентский грант.

Чрезмерные нагрузки повлекли за собой увеличение количества травм, поскольку новая система оплаты труда стимулирует «количество», а не «качество». При этом практикуется методичное «запугивание» артистов тем, что, уйдя на больничный, оформив несчастный случай на производстве, они потеряют свой заработок.

Такое положение дел уже привело к тому, что за последнее время прославленную труппу покинули многие артисты, причём не только кордебалета, но и звёзды с мировыми именами, в том числе М. Лобухина, Л. Сарафанова, Е. Образцова. Теперь многие из них блистают на сценах европейских и американских театров.

Сложившаяся сегодня ситуация указывает на необходимость изменения политики руководства театра, а также схемы работы администрации. Мариинский балет всегда был «визитной карточкой» не только театра, но и всей России в целом. Но сейчас, уверены артисты балета, атмосфера в театре способствует падению профессионального уровня.

В своём открытом письме в Министерство культуры профсоюз артистов балета перечислил меры, которые могут изменить положение дел. Всё это, конечно, под силу и Министерству культуры, и ведомствам, призванным защищать трудовые права граждан. Но захотят ли чиновники предпринимать необходимые шаги? Или, загипнотизированные «рыночными» новациями, будут по-прежнему губить прославленный балет?

Источник: http://gazeta-pravda.ru/content/view/13042/34/

Код для вставки в блог: