Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Юрий Гатчин: Синергия Союза ССР

Любая годовщина, тем более круглая со дня образования Союза Советских Социалистических Республик 30 января 1922 года, несмотря на насыщенные предновогодние новостные сюжеты, на массу других информационных поводов о происходящем вокруг, никогда не остается событием незамеченным.  

Серьезные выступления, научные публикации, семинары, «круглые столы», фильмы, теле и радиопередачи и даже «ток-шоу» в разной политической тональности, в разной степени добросовестности и честности, но обязательно его комментируют. Даже по историческим меркам эпоха СССР от его создания до разрушения – время не столь далекое, а по человеческим – просто близкое. Десятки и десятки миллионов людей и у нас в стране, и по всему миру до сих пор в анкетах о месте своего рождения пишут: «Советский Союз».

Я тоже родом из СССР и принадлежу к тому поколению граждан России, которые до сего дня наизусть помнят удивительно точные слова о советском паспорте Владимира Маяковского, «достававшего из широких штанин, дубликатом бесценного груза», «краснокожую паспортину». Помню не потому, что «это задавали учить в школе», а потому что принадлежность к великой советской цивилизации была частью моего духовного, морально-нравственного кровообращения, вообще иммунной системы любого советского человека, защищавшей его от опухолей торгашеского разложения, от цунами аморализма и нигилизма, агрессивной псевдокультуры, накрывающих сегодня страну, от всяческого мусора, поднятого с самого дна «свободного мира». Ощущение большой многонациональной сильной страны за спиной, рождало уверенность в жизни, в правде этой жизни. Желание трудиться на её процветание, а не только на свой личный достаток было совершенно искренним. Страна Советов, государство рабочих и крестьян, было своим, суды и милиция народными, армия красной и советской. Именно восприятие себя как части собственной страны, а её беды как своей личной, позволило Советскому Союзу победить немецкий фашизм, выстоять в Великой Отечественной войне, осуществить стремительное социалистическое строительство.

Такое сильное государство не могло бы появиться на огромных просторах рухнувшей  российской империи, если бы громадное большинство рабочих и крестьян, всех обездоленных, бывших подданных монархии со всех её национальных окраин не увидело ещё в ходе революции, а затем кровопролитной гражданской войны необходимость государственного закрепления её завоеваний, в государственном же объединении возникших повсеместно Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В советской историографии начало этого периода прочно связано с оценкой В.И.Ленина, говорившего о «триумфальном шествии советской власти».

Уже 12 января 1918 года III Всероссийский съезд Советов, открывшийся в Москве, принял ленинскую «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а затем и историческое решение о преобразовании Российской Социалистической Советской Республики в федеративную республику, имевшее конституционное значение. Закрывая съезд, В. И Ленин говорил: «Теперь мы, на расчищенном от исторического хлама пути, будем строить мощное, светлое здание социалистического общества. Создается новый, невиданный в истории, тип государственной власти, волей революции призванной очистить землю от всякой эксплуатации, насилия и рабства».

Убедительная демонстрация необыкновенной жизнеспособности и силы этой новой формы народовластия, диктатуры пролетариата ещё более зримо проявилась в ходе восстановления разрушенного хозяйства, в последовавших грандиозных социалистических преобразованиях. Их достижения показали правильность избранного большевистской партией курса на завоевание демократии, на самоопределение наций и последовательное укрепление власти Республик Советов.

День 30 декабря 1922 года, день принятия Декларации и подписания Договора об образовании Союза Советских Социалистических республик – совершенно особый поворотный пункт в политической истории страны. Дальнейшее «триумфальное шествие» созданного союза, первоначально только четырех советских республик, к тому Великому Союзу ССР, в котором большинство наших граждан родилось и жило, заняло ещё не одно десятилетие, но именно тот день, прожитый страной 90 лет назад, навечно впишет его уже во всемирную историю.

Создание Союзного многонационального государства создало прочный политический каркас для формирования почти материковой экономической платформы развития. Курс на социалистическую индустриализацию был задан еще XIV съездом ВКП(б), состоявшимся в декабре 1925 года. Этот курс проводился в жизнь в годы предвоенных пятилеток. Приоритет отдавался тяжелой промышленности и ее сердцевине – машиностроению. На этой основе планировалось осуществить реконструкцию всех отраслей народного хозяйства, укрепить обороноспособность страны и обеспечить экономическую независимость СССР.

Плановыми заданиями на первую пятилетку (1928-1932) предлагалось увеличить промышленное производство по сравнению с 1928 годом почти в три раза, а за вторую пятилетку (1933-1937) – в два раза от достигнутого в 1932 году.  По абсолютным объемам производства СССР уже в 1937 году вышел на первое место в Европе и на второе место в мире после США. На третью пятилетку (1938-1942) намечалось новое удвоение промышленного производства.

Победа в страшной войне и последующие достижения говорят сами за себя. Наверное, тогда по-настоящему начал складываться тот самый «советский народ», «новая историческая общность людей». Советский Союз совершил беспрецедентный рывок в цивилизационном движении, в развитии индустрии, науки, техники, образовании, культуры. В промышленности, например, реальный рост выпуска продукции составил более чем 500 раз. Еще более разительные, поражающие воображение, перемены произошли в национальных республиках, где почти феодальный, средневековый хозяйственный уклад сменила совершенно новая жизнь двадцатого столетия. Это была настоящая «синергия» Союза ССР, когда результат сопряжения однонаправленных сил многократно превышает их простую сумму.

Работая сегодня по поручению горкома КПРФ в коммунистической фракции Законодательного собрания Санкт-Петербурга на посту председателя постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности, я и мои товарищи получаем особенно много материалов об экономике города и страны в целом, о тяжелейшем их состоянии, особенно в промышленности, в науке. Мелкие шажки роста, редкие настоящие успехи на фоне очевидных провалов, вроде «Глонасс», систематических крупных техногенных катастроф, падений самолетов, затонувших судов, аварийных пусков ракет и других неудач, просто удручают. Но читаешь, анализируешь цифры, факты – и все же диву даешься. Нет, удивляешься не фальши победных реляций правителей, без ложной скромности заявляющих с голубого экрана, что мы переживаем, дескать, самый успешный период нашей истории, даже не ловкости экономических «наперсточников», доказывающих, что страна практически вся принадлежащая сотне богатейших олигархических семей, это и есть социальное государство, что разрушение отраслей, консервируемое технологическое отставание, это и есть её рост. Удивляешься другому – запасу прочности и поистине базальтовой мощи экономической платформы Советского Союза, на которую до сего дня ещё опирается нынешнее российское буржуазное государство. Геополитические тектонические сдвиги, чудовищные эксперименты либеральных недоучек и «псевдореформаторов» поколебали её, но не сумели всё же разрушить. Быстро выяснилось, что власть не способна построить как следует даже простейший капитализм, хотя бы по лекалам американских советников и нобелевских лауреатов. Ей не удается создать эффективное не вороватое государство. Она вообще не способна что-то большое и новое созидать. Удлинять газовые и нефтепроводы умели и до неё. Это не фокус.

Показательно, что идеологи и лидеры нынешнего политического режима, демонстрируют сегодня свою полную растерянность – вокруг каких смыслов, общенациональных идей и ценностей объединить общество. Выдаваемые за целевые задачи страны лозунги «Прибавить 3, а то и все 3,5 процента к ВВП», «попасть в двадцатку», «догнать Португалию по уровню жизни» никого не греют, не увлекают, вызывают усмешку, выглядят издевательством.

Разочарование, растущий протест против откровенно унижающей достоинство людей политики, расширяющей до немыслимых размеров пропасть между бедными и богатыми, крепнущее в обществе понимание необходимости левого поворота самой политики – это реалии сегодняшних настроений. Меня они обнадеживают. Как-то почти на нет сошли экзальтированные вопли о «совках», о «совдепии», о «тюрьме народов», пошла волна рассуждений, в разных аудиториях, на разных уровнях и даже с высоких трибун о том, что не все в Советском Союзе было плохо, и даже наоборот многое хорошо. Еще один несомненный факт – это сохранившийся до сего дня исторический архетип «советского человека», оставшийся в коллективном бессознательном его особый генетический код. Миллионы «наконец свободных» граждан, рванувших в Египты и Тунисы, на Карибы и Багамы, с удивлением обнаружили, что их быстро вычисляют в толпе, в отеле, в ресторане, не столько по добротной одежде и денежной беззаботности, сколько, по выдаваемой глазами готовности продемонстрировать любому нерастраченную синергию бывшего Союза ССР, вынуть, если надо, «из широких штанин дубликатом бесценного груза» «краснокожую паспортину», только новую, российскую, но тоже, совсем не случайно, красного цвета: «Смотрите, завидуйте – всё равно – я гражданин Советского Союза!

Юрий Гатчин,

Секретарь Санкт-Петербургского ГК КПРФ,

Депутат Законодательного Собрания СПб,

д.т.н., профессор

Код для вставки в блог: