О революции, эволюции и духовных ценностях в современной России
Захар Прилепин выпустил новую, интересную и довольно, на наш взгляд, наивную статью" о необходимости амбициозной власти" 
Захар пишет:
"Наши буржуазные охранители любят говорить, что склонность к революции — это нереализованные комплексы некоторых отдельно взятых граждан. Но революция — это, в первую очередь, огромные амбиции.
И далеко не всегда личные.
Скажем, у меня никаких особенных амбиций нет, а те, что были — давно удовлетворены. Но я, как и большинство граждан в России, желаю жить в амбициозной стране.
Только не надо путать амбиции с понтами. У нынешней России амбиций нет вовсе — а вот понтов много.
Государственные амбиции от понтов отличаются очень просто — за понтами ничего нет. Мы можем бряцать военной мощью, которую разворовываем, гордиться научным потенциалом, который разбазариваем, говорить о единении народа — совершенно эфемерном, и славить сильного национального лидера, в силе которого тайно сомневаются даже искренне любящие его — все это и есть понты, а не амбиции.
Порой кажется, что у любого человека с чувством достоинства смотреть на происходящее давно нет никакого желания.
Но это ошибочная уверенность.
Тут публицист Григорий Ревзин осчастливил остроумной статьей «Большие маленькие дела». Подзаголовок статьи: «О кризисе революционной логики».
Подход, конечно же, не поражающий новизной. О кризисе революционной логики начали говорить еще в начале 90-х. Тогда новая буржуазия только-только совершила в своих целях самую настоящую революцию и по ее завершению немедленно объявила: баста! Больше революций не надо. Теперь будем развиваться эволюционно.
С тех пор новые буржуазные охранители, едва почувствуют запах паленого, сразу самозабвенно рассказывают про эволюцию и про малые дела.
Никто из них не хочет объяснить, хотя бы кратко, почему, к примеру, в 1991-м году все они поголовно были против эволюции, а сейчас вдруг стали «за».
Мы-то знаем, почему, но пусть они сами про это хоть раз скажут.
Впрочем, можем попытаться ответить за них.
Со времен буржуазной революции в России, у многих представителей новых российских элит, в связи с неожиданным и даже несколько парадоксальным повышением материального состояния (все заработано адским трудом, работали годами с 6 до 24 - знаем-знаем, даже не повторяйте), очень развился инстинкт самосохранения.
Ввиду того, что инстинкт — это не рог и не хвост, его при внешнем рассмотрении и не увидишь. Даже сами носители этого инстинкта могут о нем вроде как и не догадываться.
Проблема в том, что их инстинкт личного самосохранения многократно преувеличивает инстинкт самосохранения, прошу прощения, нации.
И вот два этих инстинкта - у отдельных личностей, и у нации в целом - вступают в некоторое противоречие.
Что бы ни происходило в стране, наша новая и вполне самозваная аристократия теперь всегда будет твердить, что ломать ничего нельзя, двигаться можно только э-во-лю-ци-он-но!
Ну, то есть очень медленно и аккуратно. Так, чтоб когда все начнет обваливаться (а все начнет обваливаться, это втайне понимает и сама аристократия), - они могли аккуратно собрать вещи и выехать в новое место проживания — уже, впрочем, неплохо обжитое в период т.н. эволюционного развития.
По любым статистическим показателям нынешняя Россия кошмарным образом проигрывает Советскому Союзу образца 1985 года. Да, продуктовые полки забиты более-менее съестными товарами, и личного автотранспорта у населения стало больше. Еще телеканалов прибавилось. Но: умирает людей больше, а рождается меньше. Преступлений больше, а раскрываемость меньше. Больных самыми необычайными заразами больше, а лечат их — в целом по стране — все хуже. У нас первое место в мире по подростковым самоубийствам! Это на фоне стабильности-то. Коррупция выросла вообще несопоставимо со временами исторического материализма. Аварийность в связи с общей деградацией технической базы по стране тоже в разы выше. Урожаи в сельском хозяйстве, что бы нам тут периодически не врали, упали. Про остальное народное хозяйство вообще говорить не хочется. Кто-то может сказать, что армия стала сильнее? Космические программы какие-то новые появились? Или хотя бы старые остались? А теракты? А наркомания? Про беспризорных и бомжей вообще говорить неприлично — это дурной тон, в ответ на это у нас уже лет десять брезгливо пожимают плечами: типа, тоже мне довод, пошлость какая.
И вот, несмотря на все это, в 1989-м году нас убеждали, что так больше жить нельзя, а сейчас те же самые люди уверяют, что только так и можно.
Знаете, почему? Потому что, по их мнению, Советский Союз был объективным злом. А все зло, которое имеет место сегодня — это, не поверите, объективные процессы. Разница!
Поэтому объективное зло надо уничтожать (и потом еще 25 лет рассказывать, как хорошо, что оно уничтожено), а объективные процессы — в целом надо принимать. А частности ретушировать.
Тех же, кто их не принимает, желательно изолировать.
«...совершивших революцию в 1917-м году было немного, - пишет Ревзин в своей статье, - рассматривая историю этого несчастного года, трудно ведь не прийти к выводу, что тогда недоглядели. Нет, ну конечно, можно сказать, что не Ленин с Троцким, так Зиновьев с Каменевым, не Дзержинский главным палачом, так Свердлов бы поработал, вообще, нашлись бы люди. Но, в принципе, если так поискать, то их всех вместе набирается едва 100 человек, которые могли возглавить всю эту заваруху. Ведь ее же нельзя просто так возглавить, надо как-то засветиться. Невозможно стать вождем совсем уж из подполья. Так что все известны поименно. Ну что, 100-милионное государство не в состоянии решить проблему 100 человек?
Причем у меня такое ощущение, что это знают не только все вообще, но и те, кто у власти в особенности. И думают, что в этот раз уж точно доглядим. У государства большое дело — сбережение народа от революции, но при этом оно сводится к чему-то довольно-таки локальному, опять же, не больше 100 человек, и все они уже есть, и известны поименно».
Послушайте, это только мне кажется, или и вам тоже? Автор статьи прямо предлагает выловить и как-то незатейливо, от беды подальше, прикрыть сто человек? То есть выходит в свет с публичной инициативой провести избирательные репрессии?
И это все публикует «Огонек»?
Помните, какой был «Огонек» в 1989-м году? Можете себе представить, как бы отреагировал этот «Огонек» тогда, если б какой-нибудь Егор Лигачев призвал бы выловить и посадить сто самых рьяных демократов?
Как все меняется, Боже мой.
Надо, конечно, напомнить Григорию Ревзину, что репрессии имели место и в прежние времена.
И Радищева ссылали, и Достоевского, и Чернышевского.
Хотя, быть может, стоило их всех перестрелять без суда и следствия, а не стучать в барабаны попусту.
И большевики, и прочие эсеры из тюрем и ссылок не вылезали, и, как бы по-скотски сейчас на эти темы не иронизировали («сидели как на курортах!»), умирали смутьяны в этих ссылках в очень даже приличных количествах.
Собственно, и революционные преобразования памятного 1917 года начались, когда большинство этих самых большевиков либо находилось за границей, либо сидело за решеткой.
То есть нельзя сказать, что не доглядывали. Головы вот, повторимся, не рубили прямо на площадях, и это, кажется, Григория Ревзина огорчает — а так, старались, работали.
И сейчас работают. И хотели бы добиться окончательного результата, но не все так просто.
У Ревзина, судя по всему, несколько идеалистические представления об этих процессах, поэтому я могу объяснить суть проблемы на одном простом примере.
В 2001-м году на границе Казахстана был задержан Эдуард Лимонов и ряд его ближайших соратников. Сажать их собирались надолго, это всем тогда было понятно.
Я находился в те дни внутри ситуации, и могу с Ревзиным поделиться своими ощущениями.
Удивительным образом после ареста Лимонова в партию начался приток новых людей — сотен и даже тысяч человек.
Партийные организации стремительно возникли почти в семидесяти городах, хотя органы были уверены (почти как Ревзин сейчас), что без Лимонова и его ближайших соратников партия немедленно развалится.
Если б тогда власти решили провести массовую зачистку — пришлось бы запустить, как минимум, сотни уголовных дел по всей стране. Причем, конечно же, дел надуманных, ложных и лживых.
Власть это прекрасно осознала чуть позже, когда Лимонова посадила (правда, на меньший срок, чем ожидалось), а партия, пока он сидел, так и продолжала расти день ото дня.
Можно было бы посадить еще десять, или двадцать, или сорок человек, - собственно, так и делали, - а результат получался противоположный.
Тогда в кремлевских покоях кто-то додумался объявить всю партию целиком экстремисткой, чтоб не утруждать себя поиском вины у нескольких тысяч активистов или фальсификацией полутора тонн уголовных дел.
Объявили! - но желаемого все равно не достигли.
Сейчас Ревзину кажется, что если упрятать куда-нибудь с глаз долой Навального вместе с его, будь он неладен, Координационным советом — все исправится. И тут я, пожалуй, с подлой ухмылкой, Ревзина поддержу.
- Да! - скажу я, - Да! Давайте посадим под домашний арест весь КС поголовно!
Потому что именно в этом случае, и только благодаря этому, на авансцену выйдут люди, реально готовые к оппозиционной, простите за патетику, борьбе.
Григорий Ревзин, быть может, думает, что власть глупая, а он умный. Мы не готовы сказать, что все ровно наоборот. Но власть точно не глупая. Власть прекрасно отдает себе отчет в реальном оппозиционном потенциале, скажем, Собчак, или, скажем, Пархоменко.
Власть их не то, что не изолируют — она их будет хранить и беречь.
Поддерживать, конечно, под уздцы иногда, но в меру, в меру.
Потому что они тоже за эволюцию! Это ж самое важное, самое ключевое, самое волшебное слово! Это — пароль.
Жаль, многие понимают процесс эволюции превратно. Они искренне думают, что эволюция — это плавное и величественное течение природы, а революция — это результат рукоблудия каких-то вздорных негодяев.
На самом деле, революция уж точно имеет не меньшее отношение к природе, чем эволюция.
Мне здесь не хотелось бы пересказывать советские учебники моему совершенно случайному оппоненту Григорю Ревзину (просто под руку попалась эта статья — но ее тезисы много кто повторяет, большого ума не надо для этого). Однако одну вещь из этих учебников мы все-таки напомним. Про «верхи не могут, низы не хотят».
Дело вовсе не в ста весьма относительно буйных — а в том, что миллионы людей в России не испытывают уважения и доверия ни к одному государственному институту. Ни к судам, ни к прокуратурам, ни к полиции, ни к правительству, ни к парламенту, и т.д., и т.п.
Сложно представить вменяемого человека, который после недавнего ответа господина президента прекрасной женщине из Владивостока по поводу Сердюкова («Спасибо, Маша, садись!» - «Спасибо, Вова») в очередной раз продолжает всерьез доверять нашему гаранту. Таких доверчивых вовсе не так много, как нам рассказывают.
Да, есть люди, которые хотят, чтоб их оставили в покое, потому что у них все хорошо. Есть люди, которые всегда всего боятся. Есть люди, которым вообще нет дела до России — есть она или нет ее. Но с чего они взяли, что именно их жизнь и деятельность находятся в полном согласии с процессом эволюции? Кто об этом нашептал конкретно Ревзину? Голос ему был?
В статье своей Ревзин совершает традиционный подлог. Он уверяет, что в отличие от прекраснодушных людей, которые занимаются малыми, полезными делами, есть люди объективно дурные, которые хотят заниматься только большими, вредными делами, вроде революций. Нет, чтоб дерево посадить или старушку перевести через дорогу.
«Дедуктивная логика — сначала общий принцип, потом частные вопросы — начисто разбила индуктивную — от частных случаев к обобщениям», - сердится Ревзин.
Хоть убейте, но я все равно не пойму, какими малыми делами Григорий Ревзин предлагает исправлять ситуацию в сферах, частному человеку не подвластных?
С образованием, да, ясно: мы должны сами выучить своих детей, нам никто ничего не обязан. А вот с армией как? Научить сыновей стрелять из лука? Дать им уроки верховой езды? А с оборонным заказом как быть? Скинемся по червонцу?
Про космос молчим, там нам все равно делать нечего. Но есть другие, не менее, чем космос, масштабные проблемы, вроде экологии.
Летишь над Сибирью — и видишь огромные проплешины. Темпы, какими в нынешней России истребляют лес — не снились даже большевикам в эпоху индустриализации.
И как вы представляете себе малые дела в области лесопользования?
Вы посадили деревце — а они - раз, и спилили сто гектар в другом месте. Вы еще посадили, а они - раз, и отдали «в аренду» китайцам в аренду небольшой (с маленькую европейскую страну) кусочек тайги.
И так по всем направлениям.
Мало того! Год назад на Болотную площадь вышло сто тысяч человек, большинство из которых, как мне видится, последние двадцать лет занимались именно что малыми делами, в искренней убежденности, что если они нормально взрастят свой сад — то и вся страна расцветет.
Но нужно быть или совсем слепым, или не очень хорошим человеком, чтоб не увидеть, наконец, одну очевидную вещь: тысячи и даже миллионы малых дел неспособны хоть как-то уравновесить большие дела, творимые властью.
Тут надо еще раз повторить, а то никак не доходит: мы не против малых дел, мы за них, и сами, в меру сил, совершаем их. Просто есть проблемы, которые требуют иных подходов. Масштабных! Государственных! И этих проблем — до черта! Куда взгляд не кинь — сразу образовывается подобная проблема.
Та эволюция, что нам предлагает власть — это наша деградация по всем направлениям.
Власть неспособна решить проблему коррупции и воровства, потому что она сама, в первую голову, всем этим занимается, и не имеет ни сил, ни желания бороться с собою и себя побеждать. Они вывозили из страны 10 млрд долларов ежемесячно, вывозят и будут вывозить.
Армейская реформа, задача которой сделать армию компактной (то есть закрыть почти все оставшиеся военные училища и уволить еще тысяч сто офицеров) и модернизированной (ага) - точно сделает армию не только компактной (слово-то какое ублюдское), но и окончательно отсталой (а с кем нам воевать?).
Реформа образования, задача которой вывести образование на общемировой уровень, на самом деле имеет тайную цель (как и реформирование большинства остальных систем и отраслей) провести деконструкцию советской системы — безусловно действенной, но очень дорогой для нынешней, крайне экономной власти.
Власть экономит на нас и будет продолжать экономить, пока, как говорится, смерть не разлучит нас.
Я это вижу на примере той деревни, где живу (и десятка деревень в округе) — и спокойно отдаю себе отчет, что касается это вовсе не только провинции. Содержание большей части населения в России — нерентабельно.
Американцы тут делали масштабное исследование и пришли к выводам, от которых мы старательно бежим: Россия — с нашими кошмарными темпами вымирания, – не сможет контролировать свою территорию уже через тридцать лет.
Думаете, стоит подождать, чтоб убедиться в этом самим?
А я вот думаю, что не стоит.
...На посошок традиционно остается финальный вопрос: а с чего вы взяли, что после смены власти будет лучше?
Спорить тут бессмысленно, потому что спор касается того, чего на свете еще нет. То есть целиком лежит в области веры.
Тем более, если ваш оппонент, как, к примеру, все тот же Григорий Ревзин, на полном серьезе рассказывает про то, как Ленин терпеть не мог «малые дела» и именно поэтому совершил большую революцию. «Что было потом со здравоохранением, образованием и даже общественным питанием, мы хорошо знаем по истории — они прекратили свое существование», - констатирует Ревзин.
Ясно вам?
Ни много ни мало: «прекратили свое существование».
Не было у нас ни здравоохранения, ни образования вовсе. Сам Ревзин, видимо, учился по записям деда на бересте, питался кореньями и ими же лечился.
И вот с этим человеком мы тут спорили.
Ерундой какой-то иногда приходится заниматься, честное слово.
Источник: http://svpressa.ru/society/article/62501/
Комментарий cprfspb.ru:
Вот Захар Прилепин говорит: "новые буржуазные охранители, едва почувствуют запах паленого, сразу самозабвенно рассказывают про эволюцию и про малые дела.
Никто из них не хочет объяснить, хотя бы кратко, почему, к примеру, в 1991-м году все они поголовно были против эволюции, а сейчас вдруг стали «за».
Мы-то знаем, почему, но пусть они сами про это хоть раз скажут.
Впрочем, можем попытаться ответить за них."
А на наш взгляд, не надо пытаться отвечать. Все, как известно, давно уже сказал Чубайс:
"
Цитата из «Откровений Чубайса»
«…Не Западу судить! Мало что понимает в этом Запад. Мы занимались не сбором денег, а уничтожением коммунизма. Это разные задачи, с разной ценной. Мало кто на Западе понимает, что такое коммунизм на самом деле и какую цену заплатила наша страна за это. Мало кто это понимает на Западе.
Что такое приватизация для нормального западного профессора, для какого-нибудь Джеффри Сакса? Который пять раз уже менял позицию по этому поводу, и докатился до того, что надо отменить приватизацию и начать всё заново. Для него, в соответствии с западными учебниками, это классический экономический процесс, в ходе которого оптимизируется затраты на то, чтобы в максимальной степени эффективно разместить активы переданные государством в частные руки. А мы знали, что каждый проданный завод — это гвоздь в крышку гроба коммунизма. Дорого ли, дёшево, бесплатно, с приплатой — двадцатый вопрос, двадцатый. А первый вопрос один: каждый появившийся частный собственник в России — это необратимость. Это необратимость. Точно также как 1 сентября 92 года первым выданным ваучером мы выхватили буквально из рук у красных решение об остановке приватизации в России, точно также каждым следующим шагом мы двигались ровно в том же самом направлении.
Приватизация в России до 97 года вообще не была экономическим процессом. Она решала совершенно другого масштаба задачи, что мало кто понимал тогда, а уж тем более на Западе. Она решала главную задачу — остановить коммунизм. Эту задачу мы решили. Мы решили её полностью. Мы решили её с того момента, когда на выборах в 96-ом году Зюганов отказался от лозунга «национализация частной собственности». Отказался не потому, что он полюбил частную собственность, а потому что он понимал, что если хочешь власть в этой стране получить, безумие отнимать назад. У тебя самого отнимут так, что мало не покажется. Этим самым мы заставили его, независимо от его желания, играть по нашим правилам, ровно то, чего и надо было добиться. А для Сакса это дёшево, можно было дороже, нужно было процедуры изменить. Мы решали другую задачу, и эту задачу решили. »
Вопрос: Почему бы в России, олигархов, после «Откровений Чубайса» не переименовать в жуликов и мошенников? Вмсте с Чубайсом? Так и говорить: «Топ-10 мошенников России»? (Источник: http://basanets.com/2010/02/pochemu-by-oligarxov-posle-otkrovenij-chubajsa-ne-pereimenovat-v-zhulikov-i-moshennikov/)
Все же четко и по-людоедски сказано и отвечено. Определенно сформулировано, что борьба с русской советской цивилизацией была для чубайсов делом не материально выгодным, а важным с ценностной, психологической, если угодно, анти-духовной позиции. Открыто заявлено, что речь шла о духовном убийстве Советской России через разжигание, так сказать, материальной похоти.
А за второй этап расчленения-убийства нашей Родины отвечает мистер Дворкович со своей компанией (или компаниями).
Вы понимаете, Захар, они именно все расчленяют, пытаясь вывести нашу жизнь в безнадегу эгоизма и гонки за материальными ценностями как иллюзорной основы жизни. Чубайс сказал: хватка собственника, эгоиста, "атома" разрушает суть единства (в общественной сфере - коммунизма). Замкнутый на себе, наживающийся на ближних индивид теряет способность к сопричастности, трансценденции, истинному со-бытию. И каждый погибает в одиночку под властью паразитов. Власть мамоны (капитала) отвергает приоритет духовных ценностей, духовного единства над эгоизмом ("Не можете служить Богу и мамоне").
Так что в самом деле, зря Вы спорили в конкретным Ревзиным, ибо имя ревзиным - легион.
И, кстати, не беспокойтесь, дворковичи вкупе со "снежковыми" охранителями, не понимающими сути Русского Советского Лада, имеют все шансы вскоре эволюционно перейти к революции.
Вопрос только в том, осознанно ли первые к этому идут.
Думается, осознанно. Почитаем очередные заявления Чубайса: "
Мы огромному количеству самых разных людей во всех бывших союзных республиках задавали три одинаковых вопроса. Сейчас я их задам и вам. Первый: что хорошего было в Советском Союзе?
У меня нетипичное отношение к советской власти. Более того, оно вызовет, думаю, достаточно резкую негативную реакцию.
Дело в том, что я ненавижу советскую власть. Более того, я мало что в жизни ненавижу так, как советскую власть. И особенно ее позднюю стадию. В моей жизни ничего омерзительнее, чем поздняя советская власть, не случалось. При всех претензиях к тому, что происходит в стране сейчас.
Это начиналось с утреннего включения радио и бодрого голоса с такой специальной омерзительной советской интонацией: "Здравствуйте, товарищи! Начинаем утреннюю зарядку!" Высоцкий Владимир Семенович, "Песня про зарядку" - помните? "Не страшны дурные вести - начинаем бег на месте". Это суть мерзости советской власти.
Сутью власти и всей советской жизни было продвижение вранья, серости, пошлости, лицемерия и остановка лучшего, индивидуального, яркого, свободного - при том, что на словах все, разумеется, было диаметрально противоположным.
Полет Гагарина и другие успехи в научно-технической сфере, победа СССР в Великой Отечественной войне - это, безусловно, исторические события глобального масштаба. Но до сих пор мало кто в стране понимает, какая цена была за них заплачена.
Если же брать позднюю советскую власть, советскую жизнь, что там было хорошего? Наверное, невысокий уровень злобности, агрессии, хотя хулиганов и преступников было предостаточно. И даже плакат про дружбу народов не сразу воспринимался как абсолютное вранье. Но когда в стране при Брежневе 18 лет не происходит ничего - все сглаживается, все стирается, все закругляется, все такое немножко ватное.
Вы, в принципе, в ответе на вопрос про хорошее достаточно много сказали про то, что было плохого. Но все же я спрошу отдельно: а что же было плохого? Даже не в Советском Союзе, не в советской власти, а в советской жизни, в повседневности? Можно ведь жить, абстрагируясь от того, что у тебя там советская власть, "красные кхмеры", дикий капитализм или что угодно еще. Ведь есть же какая-то жизнь и помимо этого.
Кто-то мог от этого абстрагироваться, а кто-то нет. Нет, если ты всерьез собираешься что-то сделать для страны. Если ты хоть чего-то собрался делать в своей жизни советской - тебе нужно быть членом ВЛКСМ, а потом тебе нужно быть членом КПСС. Иначе просто 90 процентов видов деятельности - по крайней мере, для людей с высшим образованием - закрыты. Как только ты стал членом КПСС, ты должен принимать участие во Всесоюзном ленинском коммунистическом субботнике, должен слушать "Ленинский университет миллионов", должен проходить партучебу. Должен делать много такого, что к концу 80-х всеми воспринималось как абсолютная дичь, полное вранье, абсолютное… дальше у меня уже нецензурные слова идут по этому поводу. Но все это делали, потому что понятно было, что Советский Союз еще лет на 500, и это придется делать.
Примерно догадываюсь, что вы сейчас скажете, но тем не менее, третий из тех вопросов, которые мы всем задавали, звучал так: хотели бы вы вернуться в Советский Союз, в советскую жизнь в том или ином виде?
Ни на одну минуту и ни при каких условиях.
Довольно часто нам говорили: я же тогда был на 20-30 лет моложе...
Ну, это, в принципе, нормально и совершенно естественно. Но вы же про меня спрашиваете. Я же сказал вам, что я в этом смысле очень ненормально устроен.
Почему ненормально? Потому что вы такой ярый антисоветчик?
Нет, дело даже не в этом. Для многих нормальных людей школьные годы - это счастливое детство. А я ненавидел свою школу. Школа была с продвинутым военно-патриотическим воспитанием. Мы ходили на построения в форме с воротничком, как у военных моряков, и пели песню: "Солнышко светит ясное, здравствуй, страна прекрасная!"
Не вызывает у меня моя школа нежных чувств. И главное воспоминание состоит в том, что мы с друзьями как-то раз решили ее разобрать на части, а лучше поджечь. Мы сумели оторвать только одну ступеньку на крыльце и чайку, приваренную на военно-патриотическом памятнике. Большего ущерба мы нанести ей не могли. Но ненавидели мы ее все вместе.
Что касается института, то мне всё время казалось, что жизнь никак не начнется и проходит зря. У меня было только одно чувство: когда же закончатся все разговоры и, наконец, удастся заняться каким-то нормальным полезным делом?
В той же самой школе, со всеми этими воротничками и чайками на военно-патриотических памятниках, учились ведь тысячи людей, помимо вас, и, скорее всего, из большинства из них выросли вполне конвенциональные люди, которые теперь вспоминают, что в школе было хорошо: линейки, песенки пели. А с вами-то что тогда случилось?
Я просто антинародный.
То есть это у вас с детства?
Абсолютно. Это у меня с детства, да. И уже ничего с этим не поделать.
Почему распался Советский Союз?
Ну, в фундаментальном смысле слова - потому что он исчерпал свой жизненный срок. А в прикладном смысле слова - самое короткое описание истории распада Советского Союза, как говорил Егор Гайдар, - это график снижения цены на нефть с 1983 до 1989 года.
Вот у вас страна, 250 миллионов человек, которая не способна производить конкурентоспособную продукцию и у которой неконвертируемый рубль. Вам нужно ее кормить, а в стране развалено сельское хозяйство. И не потому, что плохо освоены земли, а потому, что кулаков "замочили" 70 лет назад. А вы его не можете починить, это сельское хозяйство, потому что оно в принципе никогда не будет работать при советской власти. Но как-то народ прокормить надо - что вы делаете? Вы продаете нефть и газ и покупаете зерно. Объемы импорта зерна в стране достигали 25 миллионов тонн в год. У нас сейчас в России экспорт зерна 20 миллионов тонн, а в СССР был импорт 25 миллионов.
Дальше у вас падает цена на нефть. Вам не на что еду купить. Напоминаю - рубль неконвертируемый! Что делает советская власть с 85-го года? Начинает брать кредиты у коммерческих банков. С удовольствием дают: СССР - надежный заемщик. А с 88-го уже и отдавать-то нечем. Покачнулась кредитоспособность заемщика. Тогда следующий шаг - суверенные кредиты. Не в коммерческих банках, а у государств.
Как только вы взяли суверенный кредит - у вас появляется политическая зависимость. А тут, понимаешь, в Польше нужно военное положение вводить, потому что, понимаешь, "Солидарность" разбушевалась. Но у вас кредит. И Германии, как кредитору, танки в Польше очень не нравятся. Выбирайте: вы будете кормить свое население - или будете танки в Польшу вводить, как ввели в Чехословакию в 68-м году?
Своя рубашка ближе к телу. Не ввели. И понеслась: ГДР отвалилась, Польша отвалилась, соцстраны полетели в разные стороны, Варшавский пакт распался - и дальше уже необратимо. А в пусковом механизме - падение цен на нефть.
Конституция 77-го года провозгласила: "Cложилась новая историческая общность людей - советский народ". Сложилась ли?
Этот вопрос был предметом серьезных дискуссий на нашем подпольном антисоветском семинаре в свое время. Мы выяснили, что да.
И что же эта общность из себя представляет?
Базовые социально-психологические установки у русского, украинца и белоруса очень близки, да и у казаха тоже. У узбеков, мне кажется, чуть иные, и у таджиков иные. Но, тем не менее, несмотря на очень серьезные этнические отличия, социально-психологические установки были близкими.
Когда в стране семьдесят лет лучших бьют по голове, причем первые сорок лет бьют насмерть, - это не может не сказаться. В стране сначала была уничтожена лучшая часть крестьянства - кулаки; потом - лучшая часть военных: Тухачевский, Блюхер...; потом - лучшая часть научной интеллигенции: тот же Вавилов...; и так - вплоть до 50-х годов - постановление о журналах "Ленинград" и "Звезда" - Ахматова, Зощенко... То есть поколение за поколением лучших уничтожали - это не может не сформировать совершенно определенное отношение к жизни у большинства граждан.
Я помню разговор в трамвае двух молодых людей лет двадцати пяти: "Слушай, ты где работаешь?" - "В НИИ таком-то". - "Сколько тебе платят?" - "120 рублей". - "Слушай, ты полный идиот. У тебя же что-то делать надо, а я работаю в институте таком-то, мне платят 110 - зато вообще ничего не надо делать!".
Это же фундаментальная вещь. Это отношение не только к работе - это отношение к жизни: ничего не делать в принципе - и что-то получать при этом, чтобы жить. Это штука очень серьезная, это основа исторической общности под названием советский народ.
Этот советский народ закончился вместе с Советским Союзом?
Конечно нет, ну что вы.
Прошедших двадцати лет недостаточно?
Конечно, недостаточно.
А когда он переведется?
Так ставить вопрос недопустимо. Начнем с того, что других народов у нас нет. И напомним себе, что мы - его часть! У этой исторической общности, помимо тех негативных компонентов, о которых я сказал, конечно же, был и уникальный позитив.
Например?
Например, креативность.
Есть такое выражение: способный, но ленивый. Вот я считаю, что слово "но" нужно убрать и поставить слово "и". Способный и ленивый - это, в некотором смысле, одно и тоже. И в этом смысле даже тогда, в мрачные советские годы, способности, креативность советского народа была очень высокой.
Есть разлитое в воздухе ощущение, что вообще все советское как-то возвращается. И власть все сильнее мимикрирует под советскую, и общественная жизнь, и поведение каждого отдельного человека... Это особенно странно, что нынешнее активное поколение - это в значительной мере поколение 80-х годов рождения, которые "застоя"-то уже не помнят. Откуда что берется?
А вы заметили, что слово "шестидесятники" существует, явление много раз описано и исследовано, а слов "семидесятники" и "восьмидесятники" не существует? Не задумывались, почему?
Задумывался, но не придумал ничего.
А вот у меня есть своя версия ответа, тем более что это - мое поколение. Потому что их не было. Это два поколения, через которые переехала брежневская эпоха. Эпоха, когда ничего не происходило. Ничего не происходило ни в понедельник, ни во вторник, ни в среду, ни в пятницу. Ни в этом году, ни в следующем. Ни через десять лет, ни через пятнадцать - ничего не происходило. А в 60-е происходило, и много чего. В моем понимании, пик советской власти пришелся примерно на середину 60-х. А с этого момента она стала "съезжать". Поворотный момент - 68-й год, ввод войск в Чехословакию. И в человеческом смысле, и в смысле экономики, в смысле промышленности, в смысле науки и техники, в смысле веры народа в свою страну.
Ощущение возвращения всего советского, конечно, есть. Но сказать, что "проклятая власть сознательно нам задурманивает голову советскими образцами", будет крайне поверхностно и неадекватно. С таким восприятием приходится очень часто встречаться, оно очень распространено у нас. Я считаю, что причины явления гораздо глубже. Власть в нашей стране, в этом смысле, действует, как в любой политической системе, ориентируясь на электорат.
Факт в том, что у нас больше 50 процентов людей еще считают величайшим политическим деятелем нашей страны Иосифа Виссарионовича Сталина. Это явление можно объяснять как угодно - абсолютной исторической амнезией, абсолютным непониманием того, что такое советская жизнь и как она превратилась в жизнь современную. Но обвинять в этом Путина…
...которого считают величайшим вторые 50 процентов...
Вполне возможно, даже не вторые, а те же самые. Мне кажется, обвинять - это очень удобно, но к реальности не имеет никакого отношения. Страна, в которой Сталин убил людей больше, чем Гитлер, считает Сталина величайшим политическим деятелем. Это как? Это к стране вопросы, к народу, а не к лидеру. А претензии к народу у нас предъявлять кто готов? Назовите мне политического деятеля в нашей стране, который готов предъявлять претензии к российскому народу? Много фамилий вспомните?
Пожалуй, нет.
Так в чем же причина этого явления? Чудовищный уровень образования - страна не знает своей собственной истории - лишь часть объяснения. В конце концов, сегодня открыты любые информационные источники. Но до самого последнего времени не было альтернативного запроса - запроса на демократию. И я могу это нахально утверждать, потому что имел отношение к политической силе, которая пыталась опираться на этот запрос. И хорошо понимаю, какая часть наших провалов была связана с нашими собственными ошибками, а какая - с отсутствием такого запроса.
Запрос на советскость есть и еще будет достаточно долго. Но сегодня, впервые в новейшей истории страны, ему противостоит запрос на демократию. И в этом смысле мы живем в новой стране.
Но вот впервые ли? Определенно, запрос на демократию имел место с 19 по 22 августа 91-го года, например.
Очень хороший вопрос. Вы совершенно правы. Но не только эти три дня, а вообще начало 90-х годов - это был такой первый заход России в демократию. А давайте вспомним, когда до этого возникал такой запрос? Февраль 17-го, наверное? Что мы еще можем назвать в русской истории? Если мы пойдем еще дальше, то куда мы придем - в вечевой Новгород? В общем, не густо с этим запросом.
Это что означает? Появившийся запрос в 90-е годы был первым робким солнечным лучом апрельского солнца на фоне еще абсолютно не созревшей для этого среды, условий. Трезво поразмыслив, нужно признать, что в значительной степени он был не столько запросом на демократию, сколько запросом против Коммунистической партии Советского Союза и ее Центрального комитета. Степень ненависти народа к советским и партийным начальникам была уже такой, что народ сказал: "Вот чего-нибудь мне предложите, хоть какой-нибудь вариант". И тут пришли "антинародные демократы" и сказали: "А вот тебе, пожалуйста, демократия". Народ сказал: "Ну, давай демократию". Никакой другой альтернативы предложено не было, и народ взялся за эту. Не от глубоко продуманной стратегии, а просто от отсутствия выбора. И поэтому роман с демократией оказался таким краткосрочным и неглубоким.
Очень похоже как раз на историю с Болотной - точно так же пришли люди: "Уберите уже, пожалуйста, вот эти рожи из телевизора; вот хоть черта лысого - за любую партию, кроме "Единой России", за любого кандидата, кроме Путина". Это же то же самое получается.
Я не согласен. Смотрите: запрос 90-х, как уже было сказано, был рожден прежде всего ненавистью к КПСС и к советской власти. Нынешний запрос по форме произрастает из этого же. Но по сути - за ним качественно другое явление. То явление, которое двадцать лет создавалось в стране благодаря, извините, функционированию рыночной экономики - это она дала нам десять лет экономического роста по 8 процентов в год, увеличила заработную плату, создала ситуацию, когда Россия по уровню жизни вырвалась вперед по сравнению с соседями, с которыми начинала примерно на равных. В России родился средний класс. Ему нужна конкуренция, отсутствие административного давления. Мы, проклятые демократы, двадцать лет про это говорили, уже голос сорвали, сил уже говорить больше нет.
Так вот, я считаю, что нынешний запрос на демократию, в отличие от 90-х годов, имеет глубинные социальные корни, уходящие в структуру российского общества, чего не бывало раньше. И это не из-за того, что просто достали в зомбоящике - конечно, это тоже есть, но это лишь повод. А за ним - миллионы людей, жизнь которых, образ жизни которых, источник существования которых - свобода и собственность. Они еще сами только начали это осознавать. Это очень молодое движение, не сформировавшееся, лидеров нет. Это такая еще броуновская стадия. Но основа его абсолютно фундаментальна, потому и неотвратима, и потому отличается от 90-х годов" (источник: http://lucia979.livejournal.com/21266.html).
Они ненавидели и ненавидят русскую советскую школу, русские советские ценности, наши национальные святыни даже сильнее, чем стремятся красть. Они гипнотически вталкивают нас в омут апатии и безнадеги, считая, что, раз уж "бытие определяет сознание", то инфицированная "рыночными ценностями" и родившаяся во время господства рыночной эжкономики молодежь, подсевшая к тому же на "зомбоящик" и "зомбокомп", навсегда находится в их власти.
Но они ошибаются. Бытие, определяя сознание масс, подчиняется глубинным, до поры до времени бессознательным объективным законам, которые выражаются в бессознательно же передающихся через язык, сказки, литературу, традиции цивилизационных кодах. И великая духовная сила русской советской цивилизации жива в психической реальности современной российской молодежи, появившейся на свет и выросшей в лихое время. И пусть многие из этих молодых людей, проедающих крошки от нефтяныхдоходов и советское наследство, внешне напоминают манкуртов, внутри них жива связь времен, потому что правда бытия - за идеалами Любви, Сопричастности, Справедливости, Труда, Творчества.
Поэтому Чубайса и дворковичей можно будет даже пожалеть.
Когда мы победим.
НОВОЕ НА САЙТЕ
- 08.01.22 Голос трудящихся Казахстана должен быть услышан вопреки провокаторам! Заявление Президиума ЦК КПРФ
- 17.06.21 Александр Харчиков. Эта память священна...
- 09.06.21 «Геннадий Зюганов». Документальный фильм телеканала «Красная Линия»