Санкт-Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации

Министр образования и науки РФ – на «Правительственном часе» в Госдуме

В нашем распоряжении оказалась стенограмма выступления Андрея Фурсенко перед депутатами Госдумы, и, что гораздо интереснее, ответов министра на вопросы депутатов фракции КПРФ 

Полный текст выступления Андрея Фурсенко

За выступлением последовали вопросы депутатов, большая часть которых звучала от фракции КПРФ. Приводим наиболее интересные из них:

Останина Нина Александровна:

Уважаемый Андрей Александрович, хочу напомнить вам ваше собственное высказывание на совещании у президента 24 июня, посвящённом созданию образовательных центров. Вы говорили о том, что сегодня в России порядка тысячи вузов, реально конкурентоспособными из них могут быть только сто пятьдесят, примерно 15-20 процентов этого количества, и далее в масштабах страны должно остаться не более пятидесяти университетов, а вузов сто пятьдесят - двести максимум. То есть согласно этой информации вы предполагаете либо преобразовать их в средние профессиональные учебные заведения, либо просто закрыть. В этой связи вопросы: какие из ныне действующих университетов войдут в число избранных пятидесяти и по каким критериям будет производиться отбор? Приведите список этих университетов. И второе: какие из ныне действующих примерно тысячи вузов войдут в число избранных ста пятидесяти - двухсот? Приведите список этих высших учебных заведений. И распространяется ли это решение на негосударственные высшие учебные заведения?

 Ответ Фурсенко

Плетнёва Тамара Васильевна:

Уважаемый Андрей Александрович, я вас внимательно слушала. Конечно, перспективы вы нарисовали очень радужные, прямо из области фантастики. А наша реальность такова. Представьте, что вы живёте не в Москве, а в глубинке и своего сына рано утром, чуть свет, запихиваете в автобус, везёте километров 17 по бездорожью в другое село, туда, где учителя, как вы говорите, лучше и оснащённость лучше, потом его там покормят, может быть, раз в день на 2 рубля 80 копеек. Как вы это себе представляете? Что это за модернизация образования, когда дети из своего родного села должны куда-то ехать, после того как школа закрывается?! Вы считаете, что к новому году уже не будет учителям на зарплату хватать. 24 тысячи выделяют в год на ученика. Скажите честно, что в государстве не выделяется достаточно денег на образование. Вот и вся модернизация.

Ответ Фурсенко

 

Локоть Анатолий Евгеньевич:

Я хочу вернуть нас всех к результатам, потрясающим результатам сдачи ЕГЭ в 2008 году в средних школах Российской Федерации. Эти результаты действительно потрясли всё общество, об этом говорили, на мой взгляд, все, даже неспециалисты. Родители, педагоги - все говорили. Я обращаю ваше внимание особенно на гуманитарные науки, которые, собственно говоря, и формируют гражданскую позицию подрастающего поколения. По Новосибирску результаты: по литературе - более 25 процентов двоек, 45 процентов - тройки и 2 процента - пятёрки. Вообще говоря, вы сейчас опять обещаете, что эта ситуация будет рассмотрена на какой-то очередной конференции, совещании, но это уже результат, эта двойка, причём это двойка не тем, кто сдал, а специалисты говорят, что двойка прежде всего тем, кто затеял эту реформу. Вы анализировали эти результаты? Вы можете привести пример государств, других государств, где проводятся подобные реформы, и того, к чему эти реформы среднего образования приводят?

 Ответ Фурсенко

Улас Владимир Дмитриевич:

Господин министр, я почти двадцать лет сам преподавал в высшей школе. Вот слушаю вас, и мне очень грустно, откровенно говоря. Почему? Потому что столько талантливых организаторов в высшей школе, а вот вы по бумажке пробубнили, грубо говоря, банальнейшие, правильные, но банальные вещи. Причём часто кажется, что вы далеки, в общем-то, как министр от интегральных показателей результатов собственной деятельности.

Смотрите, многочисленнейшие опросы показывают, как из года в год деградирует образование, то же школьное - сколько учеников не знают, кто такой Жуков, какова роль Гагарина в истории нашей страны! Катастрофически снижается доля тех же патентов с нанотехнологиями. Посмотрите: за 2007 год меньше десяти таких патентов, в то время как в Америке в несколько тысяч раз больше, там четыре с половиной тысячи. И так по всем направлениям. И самое главное, что нет объективного с вашей стороны анализа результатов нововведений - того же единого государственного экзамена. Поэтому я хочу, чтобы вы проанализировали результаты собственной деятельности. Вы говорите о... (Микрофон отключён.)

Ответ Фурсенко

Коломейцев Виктор Андреевич 

Андрей Александрович, в своём выступлении вы отметили важнейшее значение дошкольного образования, однако мы получили прогноз социально-экономического развития страны на период до 2011 года вместе с проектом бюджета, и там такие цифры, я цитирую: обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями к 2011 году не увеличится и составит всего 57 процентов против 58 процентов в 2007 году. Как вы прокомментируете это? Что делает министерство, какова стратегия в этом направлении?

Ответ Фурсенко

Федоткин Владимир Николаевич:

У нас в Рязани со ссылкой на Москву проходит интересная реформа: к педагогическому университету хотят присоединить политехнический институт, теперь открытый университет. Вместе с учителями русского языка и литературы будут готовить инженеров-механиков, инженеров-строителей. Далее. Наш педагогический университет пытается присоединить к себе профтехучилище № 5, где готовят электросварщиков, штукатуров, маляров. У меня большое письмо директоров рязанских предприятий, категорически выступающих против этого. Они боятся потерять и инженеров, и рабочих.

Действительно ли это ваша политика, чтобы в одном вузе готовили учителей русского языка, литературы, биологии и одновременно штукатура, маляра, строителя, инженера-механика, или это какая-то игра непонятная? И к чему это может привести в плане качества образования?

Ответ Фурсенко

Романов Валентин Степанович:

Мой вопрос из двух частей. С одной стороны, крупная программа, очень радужные перспективы, а с другой стороны, любуюсь на цифры федерального бюджета: удельный вес на образование в 2008 году - 4,8 процента, а в 2011-м - 4,2. Вы согласны с господином Кудриным или не согласны?

И второй вопрос. Можно выстроить красивые программы, нарисовать огромные цифры, но президент Медведев вполне логично начал с одного из крупных шагов в связи с тем, что коррупция уничтожает всю систему страны, по всем направлениям. Дайте характеристику, что такое коррупция в системе образования? И какие меры принимаются?

 

Мой вопрос из двух частей. С одной стороны, крупная программа, очень радужные перспективы, а с другой стороны, любуюсь на цифры федерального бюджета: удельный вес на образование в 2008 году - 4,8 процента, а в 2011-м - 4,2. Вы согласны с господином Кудриным или не согласны?

И второй вопрос. Можно выстроить красивые программы, нарисовать огромные цифры, но президент Медведев вполне логично начал с одного из крупных шагов в связи с тем, что коррупция уничтожает всю систему страны, по всем направлениям. Дайте характеристику, что такое коррупция в системе образования? И какие меры принимаются?

Ответ Фурсенко

В обсуждении доклада Фурсенко от фракции КПРФ выступила Нина Останина

Уважаемый Олег Викторович, уважаемый Андрей Александрович, уважаемые коллеги, немногочисленные правда! Я обращаю ваше внимание на тему сегодняшнего "правительственного часа". Напомню, что, прежде чем уйти на парламентские каникулы, мы провели через Совет Думы тему о мерах, принимаемых правительством по развитию образования на селе. И честно говоря, я не получила внятного ответа в профильном комитете, почему тема стала звучать, как "модернизация", "инновация", то есть как это сейчас очень модно в чиновничьей среде. Я сделала вывод, что тема сельской школы просто неудобна и вам, Андрей Александрович, и профильному комитету, потому что статистика удручающая: уже закрыто две с половиной тысячи сельских школ и ежегодное уничтожение системы сельского образования происходит со скоростью шестьсот школ в год.

На вопросы депутатов, мои, моих коллег, вы знаете, мы получаем ответы от ваших заместителей, которые написаны как под копирку и очень цинично звучат: закрываются школы для обеспечения доступности качественного образования, создания современных условий обучения для всех детей независимо от места жительства. Ну, трудно, наверное, сыскать большее лицемерие. Признайтесь, что единственная цель, - это, конечно, сэкономить федеральные денежки в соответствии с той программой, которую вы предложили, программой подушевого финансирования. Регионам ничего не остаётся, губернаторы, в большинстве своём члены партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", берут под козырёк и претворяют решения партии и правительства в жизнь.

В пример приведу ситуацию в своём регионе, в своём избирательном округе. В этом году в Кемеровской области было ликвидировано семьдесят пять школ и реорганизована сорок одна школа. По материалам областной прокуратуры, при этом выявлены нарушения при закрытии десяти из девятнадцати сельских школ. Не стану перечислять основные нарушения, но то, о чём говорили вы, Андрей Александрович, - созыв сельских сходов и экспертная оценка, - этим даже и не пахнет. Остановить беспредел удаётся с очень большим трудом, через протестные акции педагогов, школьников, родителей, потому что они не хотят быть теми жертвенными животными, которых ведут на заклание.

Что предлагает сельским детям ваше министерство? На выбор, первое - это ездить за 30-50 километров в большую школу, и второе - жить всю неделю в интернате при этой же большой школе, вдали от мамы и папы. Вот очень хочется спросить: если детей ваших чиновников направить за такое количество километров, согласитесь вы возить детей по тряским российским дорогам на такое расстояние в школы, да ещё в глухомани, да ещё в Сибири, когда в зимних условиях очень часто дороги занесены и даже трудно туда дозвониться по мобильному телефону? После школы вот так же непредсказуемо дети возвращаются домой в вечернее время. Уроки делать надо, и остаётся только ранний подъём утром.

Вот недавно в Кузбассе буквально целая деревня, посёлок Лыс Новокузнецкого района, вообще восстала против закрытия школы на их территории. Почему? Потому что в Год семьи очень многие жители откликнулись, решили усыновить, взять детей в свои семьи. И получается, что все дети, которые ходят в начальную школу, - это дети приёмных родителей. Ребятишек буквально только что взяли из детских домов в семьи, и если бы эту школу не отстояли, то дети снова оказались бы на интернатном содержании. Ну и где здесь здравый смысл?

Трудно найти здравый смысл во всём, что касается позиции министерства образования в отношении малокомплектных школ. Вот усиленно насаждается тезис, в том числе и вами, Андрей Александрович, что малокомплектные сельские школы - это плохо. Почему-то в городе вот ваши чада и чада тех людей, которые работают в вашем министерстве, предпочитают учиться в лицеях или гимназиях, где в классе не больше десятка человек и учитель занимается со всеми индивидуально. Это ли не пример двойных стандартов?!

Я не спорю, есть школы, где недостаточно квалифицированных кадров, но ведь мы сами к этому привели теми законами, которые принимали, и особенно законом о монетизации льгот: исчезли те льготы, которые имел сельский учитель, льготы на оплату жилья. И даже последняя льгота исчезла - мужчин-педагогов перестали освобождать от службы в армии. Но окончательно убьёт сельскую школу и сельского учителя усиленно пропагандируемый вами, Андрей Александрович, принцип подушевого финансирования. Для сельской школы это смерти подобно, ибо сама жизнь вывела уже аксиому: нет школы - нет села. Ну почему в Южной Осетии сейчас люди живут в палатках, а школы восстанавливают? Почему там понимают, что нет школы - нет села, а у нас в России этого не понимают?

Вот ещё год назад, Андрей Александрович, самым непопулярным министром был министр здравсоцразвития Зурабов. Сейчас детей, педагогов, родителей, вообще, пугают вами, люди боятся вашего появления в эфире, на телеэкране, боятся ваших заявлений. И я хочу напомнить известное недавнее высказывание президента по поводу случая в бизнесе, он сказал: "Перестаньте кошмарить бизнес". Андрей Александрович, перестаньте кошмарить образование. Наберитесь мужества, уйдите в отставку!

 

Cprfspb.ru

Код для вставки в блог: